Музей Оранжери (Париж)

Путеводитель по музею на русском языке.

Расположенный в саду Тюильри, в самом центре Парижа возле Площади Согласия, Музей содержит интересную коллекцию живописи, расположенную на трех этажах. Верхний, «нулевой» уровень включает несколько залов, где расположены большие работы Клода Моне из серии «кувшинки». На минус втором уровне расположено несколько залов работ различных художников, в том числе и нашего соотечественника Сутина.

Сад Тюильри, Париж. Музей Оранжери путеводитель

Сад Тюильри, Париж. Музей Оранжери

Основная коллекция, находящаяся в постоянной экспозиции, кроме работ Клода Моне, содержит более 140 произведений известных мастеров Гогена, Ренуара, Сезанна, Пикассо и Модильяни.

Немного про Музей Оранжери

Здание от Второй Империи до Водяных Лилий. В здании не всегда были представлены произведения искусства. Действительно, оно было построено в 1852 году как «Оранжерея», зимнее убежище для апельсиновых деревьев, которые выстроились в саду дворца Тюильри. До этого апельсиновые деревья были размещены в Гранд-галерее Лувра. По просьбе императора Наполеона III новая структура была построена на террасе в саду вдоль Сены, известная как «терраса набережной», в рекордное время в четыре месяца и согласно планам, составленным архитектором Фирмином Буржуа  (Firmin Bourgeois 1786 г. -1853). Структура очень похожа на теплицу: ее южный фасад, обращенный к реке, сделан из стекла, чтобы пропускать свет и тепло от солнца. Противоположный фасад, выходящий на улицу Риволи, почти полностью без окон, чтобы избежать северных ветров. Основные входы расположены с обеих сторон, на запад и восток, и были украшены Луи Висконти (Louis Visconti 1791-1853), архитектором, отвечающим за ремонт в Лувре. Дверные двери, обрамленные колоннами, отражают оформление дворца Тюильри. Они увенчаны треугольными фронтонами, вылепленными Чарльзом Галуа-Пуаньяном (Charles Gallois-Poignant), представляющими рог изобилия, растения и уши кукурузы в связи с функцией данного места. После падения Империи в 1870 г. и пожара в дворце Тюильри в 1871 г. Оранжерея стала собственностью государства. Она продолжала использоваться для хранения апельсиновых деревьев и для проведения различных мероприятий: садоводческих, музыкальных и художественных выставок, банкетов, конкурсов, выставок и т. д. до 1922 г.

Установка водяных лилий. После Первой мировой войны новая судьба привела к радикальным изменениям в Оранжерее. Действительно, в 1921 г. государство передало здание, построенное в 1862 г. на террасе параллельно улице Риволи для заместителя секретариата государства по изобразительным искусствам, а также его коллеге Джеу де Пауме (Jeu de Paume). Идея заключалась в том, чтобы предоставить пространство для показа работ живым художникам. Именно в этот момент президент Совета Жорж Клемансо (Georges Clemenceau 1841-1929) предположил, чтобы здесь  установили крупные «Водяные лилии», которые  Клод Моне (1840-1926) рисовал в то время и которые он пожертвовал государству. Работы были установлены на Orangerie, а не во дворе нового Музея Родена. Пожертвование было оформлено в 1922 г. Читать подробнее про Лилии.

Музей Оранжери в Париже Клод Моне

Клод Моне, серия «Водяные Лилии», фрагменты залов

Клод Моне провел много времени, работая над архитектурном дизайне вместе с архитектором Камиллом Лефевром (Camille Lefèvre 1876-1946). В конце концов, 8 панелей высотой в 2 метра и общей длиной 91 метр были расположены в 2 овальных комнатах, которые образуют символ бесконечности. Их ориентация восток-запад ставит их на путь солнца и вдоль исторической оси Парижа, проходящей от Триумфальной арки до Лувра. Прихожая обеспечивает доступ к двум комнатам и отмечает переход от внешнего мира. Наконец, естественный свет, который входит, хотя потолок погружает посетителей в состояние благодати, как и предполагал художник. «Музей Клода Моне» был открыт Клемансо 17 мая 1927 г., спустя несколько месяцев после смерти художника. Он был преобразован в приложение Люксембургского музея, и здание стало Национальным музеем Тюильри.

Основные выставки в Музее Оранжери с 1930-х по 1950-е гг.
В 1930 г. Национальный музей искусств Оранжери в Тюильри был присоединен к Лувру. Западная половина здания, рядом с площадью Согласия, превратилась в серию из четырех комнат, предназначенных для временных выставок национальных музеев, что ознаменовало новую главу в ее истории. Ежегодно проводились серии великолепных выставок: цикл импрессионистов с 1930 по 1933 гг., выставка, посвященная 17-ому столетию «Peintres de la réalité» (художников-натуралистов) в 1934 г., которая стала легендарной, «Rubens et son temps» (Рубенс и его время, которая привлекла миллион посетителей в 1936 г., и выставка Дега (Degas) в 1937 г. В 1942 г. была проведена выставка, посвященная немецкому скульптору Арно Брекеру (Arno Breker), который учился во Франции и стал официальным художником Третьего Рейха. Здесь в 1946 г. были представлены шедевры французских частных коллекций, найденные в Германии Французской комиссией по поиску произведений искусства, а выставка «Союзники — Великие люди». В 1945 г. Оранжерея вместе с «Jeu de Paume», в которой размещались собрание импрессионистов Лувра, образовали единое целое, прикрепленное к отделу живописи Лувра. «Réunion des Musées Nationaux» (Объединение Национальных Музеев) продолжало организовывать крупные выставки здесь с 1946 по 1960 гг., которые оказались весьма успешными, такие как «Van Gogh et les peintres d’Auvers-sur-Oise» (Ван Гог и художники из Овер-на Уазе) и «De David à Toulouse-Lautrec» (От Давида до Тулуз-Лотрека) в 1954 и 1955 гг … Это все привело к строительству Национальной Галереи в Гран-Пале, которая открылась в 1964 г.

Приобретение коллекции Жана Уолтера и Поля Гийома. Государство в 1959 и 1963 годах приобрело коллекции Жана Уолтера (Jean Walter) и Поля Гийома (Paul Guillaume), которые окончательно сформировали  Музей Оранжери. Действительно, Доменика Вальтер (Jean Walter 1898-1977), вдова художественного дилера Пауля Гийома (1891-1934), а затем архитектора и промышленника Жана Уолтера (1883-1957), выполнила желание своего первого мужа создать «первый музей Французского современного искусства «, который был бы открыт для публики. Государство предложило выставить коллекцию в Оранжерее. Второй проект реконструкции возглавил архитектор Оливье Лахалле (Olivier Lahalle) с 1960 по 1965 год. Галереи были добавлены к зданию как добавлены два подземных  уровня по всей длине. Монументальная лестница с перилами, спроектированная Раймондом Субе (Raymond Subes 1893-1970), заменила входной вестибюль с водными лилиями. Это привело к образованию серии выставочных залов, которые были необходимы для Доменики, чтобы показать 146 картин. Публичная презентация коллекции состоялась в 1966 году, которая была открыта министром культуры Андре Мальро (André Malraux). Доменика хранила картины до своей смерти в 1977 году. Третий проект реконструкции был выполнен с 1978 по 1984 год, чтобы укрепить здание, отремонтировать комнаты и постоянно содержать всю коллекцию под названием «Коллекция Жана Уолтера и Поля Гийома» в соответствии с пожеланиями Доменики. Таким образом, Оранжерея стала независимым национальным музеем, отделенным от административного надзора Лувра и Че де Паум, чьи коллекции импрессионистов были предназначены для будущего музея Орсе.

2000-2006: новый музей. Последняя реорганизация Оранжери проходила в период с 2000 по 2006 год под руководством архитектора Оливье Броше (Olivier Brochet) строительной фирмы «Brochet Lajus Pueyo». Комнаты, построенные на двух уровнях, были убраны, и естественный свет был восстановлен в помещении «Water Lilies» (Водяных лилий). Комнаты были выкопаны на уровне подвала на севере здания, чтобы установить коллекцию Жана Уолтера и Поля Гийома. Также были созданы временные выставочные площади, зрительный зал, образовательное пространство и библиотека. Работы были отложены и изменены путем обнаружения остатков стены «желтых рвов», построенной с 1566 года для защиты дворца Тюильри. 17 мая 2006 года музей вновь открылся и вновь принял амбициозную выставочную политику. В мае 2010 года он был прикреплен к Музею d’Orsay  как «Государственное учреждение Музей Оранжери».

В настоящее время здание окружено рядом скульптур. Вдоль северного фасада посетители могут увидеть работы Алена Кирилис (Alain Kirili 1946 года рождения), изготовленные с 1986 года:  «Grand Commandement blanc»  и три бронзовых работы Огюста Родена (1840-1917): «Ева» (1881 год, отлитой около 1889 года), «Méditation avec bras» (1881, отлита около 1905) и «L’Ombre» (1881, отлита около 1904 года). Перед входом в музей можно увидеть статую  Родена «Поцелуй». Посетители, прибывающие в здание с противоположной к входу стороны, могут увидеть «Reclining Nude» (Лежащую обнаженную фигуру), изготовленную в 1951 году Генри Муром (Henry Moore 1898-1986) у подножия лестницы и  «Le Lion au serpent» (Лев со змеей)  скульптора Антуан-Луи Бари (Antoine-Louis Barye 1796-1875) на террасе набережной.

Коллекции Музея Оранжери, знаменитые художники

Музей Оранжери в Париже художник Ренуар

Пьер Огюст Ренуар, галерея работ

Клод Моне (Claude Monet)

Музей Оранжери в Париже и художник Клод Моне

Художник -импрессионист Клод Моне и Музей Оранжери в Париже

  • Клод Моне, биография, работы, Усадьба и Сад в Живерни (Нормандия)

Пабло Пикассо (Pablo Picasso)

Музей Оранжери художник Пабло Пикассо

Галерея художника Пабло Пикассо

Анри Матисс (Henri Matisse)

Музей Оранжери в Париже художник Анри Матисс

Галерея художника Анри Матисс

  • Анри Матисс и его отдельные картины в галерее музея Оранжери

Амедео Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani)

Музей Оранжери в Париже картины Амедео Модильяни

Амедео Модильяни и работы в музее

Андре Дерен (André Derain)

Музей Оранжери в Париже художник Андре Дерен

Коллекция Андре Дерен в Музее Оранжери

  • Андре Дерен и кекоторые картины из коллекции музея, описание

Хаим Сутин (Chaïm Soutine)

Музей Оранжери в Париже картины художник Хаим Сутин

Хаим Сутин и его картины в Музее Оранжери

Практическая информация
После террористических атак в Париже в пятницу, 13 ноября 2015 г. и для обеспечения безопасности наших посетителей Оранжери строго применяет меры безопасности, принятые французскими властями. Музей полностью открыт. Допускается использование переносных багажа («багаж для кабины салона»), это максимальный формат. Примите извинения за неудобства и задержки, которые могут быть вызваны дополнительными мерами безопасности на входе.

Часы работы: Музей  открыт ежедневно с 9:00 до 18:00, кроме вторников, 1 мая, утром 14 июля и 25 декабря. Последний вход в 5:15 вечера, 5:45 вечера посетителей просят освободить помещение.
Стоимость билетов: Полный — € 9. Льготный: € 6,50 (Билет действителен для одного посещения). Вход бесплатный: Посетителям до 18 лет. Посетителям в возрасте от 18 до 25 лет, которые являются гражданами Европейского Союза, и неграждане, которые являются долгосрочными резидентами (более 3 месяцев) государства-члена ЕС, на доказательство права. Всем посетителям в первое воскресенье каждого месяца

Льготный билет (при предъявлении доказательства права): 18-25 лет включительно, неграждане и нерезиденты Европейского Союза. Для сопровождающих лиц молодого посетителя в возрасте до 18 лет, проживающего в Европейском союзе, в пределах 2 сопровождающих лиц на ребенка. Владельцы карты «Famille Nombreuse» (французская карта для многодетных семей). См. Полный список бесплатных и льготных. Комбинированный билет: Музей Оранжери — Музей Орсе: цена: € 18. Постоянные коллекции и временные выставки: 1 посещение каждого музея. Срок действия: 3 месяца с даты покупки.

Экскурсия с гидом

Для повышения своих знаний в области искусства, для себя или своих детей Вы можете заказать индивидуальную экскурсию с сертифицированным гидом искусствоведом на русском языке. Телефон +33659354620 (WhatsApp и Viber)

(1) На фото слева- вид музея со стороны главного входа в сад Тюильри, если потом повернуть направо и зайти вверх. С правой стороны находится и вход в музей, билетная касса. В центре фото — один из залов с панорамными настенными работами Клода Моне, посвященных своему саду. Серия под названием «Лилии».
На фото справа — один из коридоров подземного уровня, где находятся работы известных мастеров XX века.

Немного про Музей и его статус. До июня 2010 года музей Оранжери был национальной службой, ответственной перед Министерством культуры и коммуникаций. С 1 июня 2010 года (Указ от 27 мая 2010 года) Музей Оранжери присоединился к Музею Орсе (объявлен публичным учреждением 26 декабря 2003 года) в рамках одного и того же публично управляемого культурного учреждения.
Общественное учреждение «Музея Орсе и Музей Оранжери» объединяет Музей Орсе, Музей Оранжери и Музей Эберта. Музей Оранжери в Тюильри является национальным музеем, ответственным перед Министерством культуры и коммуникаций, а также Музеем Орсе и Музеем Эберта. У него есть собственный совет директоров, возглавляемый директором общественного учреждения. Он принимает решение о политике в области бюджета и ценообразования. Научный комитет соглашается с научной и культурной политикой учреждения перед его представлением в совет директоров и определяет планы по приобретению, кредитам и депозитам.
Комиссия по приобретению рассматривает политику приобретения в целом и рассматривает приобретение определенных работ для коллекций.
Общественное учреждение выделяет не менее 16% выручки от продажи билетов в постоянные коллекции для приобретения произведений искусства.
Работы, которые составляют коллекцию музея, являются национальной коллекцией и выделяются Музею Оранжери, который их экспонирует.
Смотри также:
— Общественное учреждение Музея Орсе и Музея де л’Оранжери
— Société des Amis des Musées d’Orsay & de l’Orangerie (SAMO)
— Американские друзья Музея Орсе (AFMO)