Андре Дерен (Музей Оранжери)

Путеводитель по Парижу на русском языке — Музей Оранжери, виртуальная экскурсия. Самые знаменитые художники и работы.

Художник Андре Дерен (André Derain), 1880 Chatou (Франция) — 1954 Garche (Франция).

Музей Оранжери в Париже художник Андре Дерен

Коллекция художника Андре Дерен в музее

В 1895 году Андре Дерен начал рисовать во время своей учебы на бакалавра. В 1900 году он встретил Мориса Вламинка (Maurice Vlaminck 1876-1958) и нарисовал его на улице в окрестностях Парижа. В июле 1905 года Дерен присоединился к Анри Матиссу в Коллиуре (Collioure), и именно там он увидел свет Средиземного моря, который повлиял на его живопись. Он выставил девять своих работ в зале VII Осеннего салона, когда искусствовед Луис Воксель (Louis Vauxcelle 1870-1843) отметил работу «Фове или Дикие звери», ссылаясь на их яркие цвета. В 1908 году Дерен провел некоторое время в Мартиге, где он написал серию предкубистских пейзажей. По просьбе арт-дилера Kahnweiler (1884-1979) он произвел несколько гравюр на дереве, чтобы проиллюстрировать «L’Enchanteur pourrissant» [The Rotting Magician] Гийома Аполлинера (Guillaume Apollinaire 1880-1918).
В 1911 году Дерен вернулся к более традиционному стилю. В 1916 году молодой Пауль Гийом выставил свою работу в своей галерее на авеню де Вильер в Париже. В 1919 году его попросил Серж Дягилев (Serge Diaghilev 1872-1929) разработать комплекты для балета «La Boutique fantasque» [The Magic Toy Shop]. Это было началом его карьеры в качестве декоратора, которая будет продолжаться до 1953 года. В 1920-х годах Андре Дерен считался лучшим представителем французской живописи, а в 1928 году он был удостоен премии Карнеги, которая принесла ему большой международный престиж. С 1924 года до смерти арт-дилера в 1934 году Дерен был заключен контракт с Полом Гийомом. Однако его участие в поездке в Германию с группой французских художников в 1941 году навсегда остановило его репутацию и его карьеру.
Пол Гийом владел десятками произведений Дерена с 1920-х и 1930-х годов, а Доменика, которому нравилось его искусство, содержала двадцать восемь из них.

Работа «Арлекин и Пьеро» (Harlequin and Pierrot), Примерно 1924, масло на холсте, размеры 175 см. х 175 см., (код Франция RF 1960-41). Подпись черным справа внизу «А Дерен» (a derain)
О работе «Harlequin and Pierrot». Эта знаменитая картина в Музее Оранжери была «орденом» Андре Дерена, полученным от Пола Гийома. Дерен решил изобразить двух персонажей из итальянского театра, известного как «Commedia dell’Arte»: Арлекин в своем ярком клетчатом костюме и бикорн-шляпе, а Пьеро в белом платье с ершом, голова, покрытая черным калотом. Среди живописцев Павел Сезанн (Paul Cézanne 1839-1906), Огюст Ренуар (Auguste Renoir 1841-1919) и Пабло Пикассо (Pablo Picasso 1881-1973) уже интересовались этой темой солимбанков, которая была популярна с XVI века. Тем не менее, Derain создал оригинальную работу: «Арлекин и Пьеро» с одним поднятым коленом и играя на гитаре, выступают на нейтральном фоне в бесконечном танце, таком как марионетки или куклы. Их взгляды не встречаются, и у них серьезные выражения на их лицах. Поэтому картина наполнена определенным меланхолическим качеством. Дерен подготовился к этой работе, сделав несколько предварительных рисунков. Он также обратил пристальное внимание на небольшой натюрморт в правом нижнем углу картины, которая закрепляет композицию. Фигуру Пьеро наконец узнали как портрет Пола Гийома.
Эта картина появилась несколько раз за всю жизнь его спонсора. Это видно на фотографии его квартиры на Авеню де Мессин. Дерен намекнул на эту картину на фоне портрета Доминики Гийом, который он написал между 1928-1929 годами и сохранился в Музее Оранжери в Париже.
Происхождение и история работы (Provenance): владельцы — Paul Guillaume; Domenica Walter.

Картина «Арлекин с гитарой» — «Harlequin with Guitar», Год 1924, масло на холсте, размеры 190 см. 97 см., (код Франция RF 1960-43). Подпись черным внизу справа «А Дерен» (a derain).
О работе: здесь Derain написал картину «Арлекин» в натуральную величину, персонаж из итальянской Commedia dell’arte, отличающийся своим красочным клетчатым костюмом и бикорн-шляпой. Он представлен на очень нейтральном фоне зеленого и охра. Испанский художник Сальвадо, который работал на Дерена и Пабло Пикассо (1881-1973), позировал для персонажа, как и для двух фигур в другой картине Дерена, Арлекина и Пьеро [Арлекин и Пьеро], заказанных Полом Гийомом, а также сохраняется в Музее Оранжери. Молодой человек держит гитару, опираясь на левую ногу. Кажется, он слушает звук аккордов, которые он играет. Его взгляд отвернулся от зрителя, и его бесстрастное выражение также придает определенную меланхолию картине. Сам вневременный пейзаж, свободный от каких-либо ориентиров, расставляет Арлекин из реальности и дает ему мечтательный облик. Напряженность между его телом, готовым к танцам, и инструментом, который он хотел бы сыграть, является творческим открытием Дерена. Впечатление от странности подчеркивается, наконец, двумя эффектами яркого света на воротнике и яркими носками. Начиная с 1931 года эта картина иллюстрировала книгу, посвященную Дерену. Полу Гийому, должно быть, понравилась эта тема солимбанков или путешествующих артистов цирка, поскольку он приобрел произведения Пикассо по этой теме между 1905 и 1906 годами, произведениями, которые он позже продал, затем две картины Андре Дерена сохранила Доминика для Музея Оранжери в Париже.
Происхождение и история картины (Provenance): Владельцы Paul Guillaume в 1929 году; Domenica Walter.

Картина маслом «Кухонный стол» (Kitchen Table), Приблизительно 1922-1925 года, масло на холсте, размеры 119 см. х 119 см., (код Франция RF 1960-38). Подпись черным внизу справа «А Дерен» (a derain).
Немного о работе: примерно в 1922-1925 годах Андре Дерен нарисовал серию замечательных натюрмортов, представляющих кухонную утварь и охарактеризованных статической конструкцией и темными оттенками, где доминирует цвет коричневого цвета. Этот «Кухонный стол» [Kitchen Table] является одним из самых важных в серии; он был показан и воспроизведен с 1927 года и быстро обрел успех.
Здесь обычная посуда устроена очень интенсивно и освещена только справа. Художник также играет с формами и цветами. Некоторые из объектов образуют форму креста: сковородка формирует центр, а его ручка, гриль, деревянная ложка и полубаглет образуют четыре руки. Рядом с стенами и на столе выделяются несколько светлых предметов: белая чаша с фруктами в правом верхнем углу эхо от полотенца и пластины, сложенные слева. Наконец круглые формы в задней части картины: корзина салата, сито, сковорода, графин и чаша с фруктами контрастируют с прямыми линиями на переднем плане: багет, вилки и ножи, гриль и т. д. Художественные критики в 1930-х годах отметили сходство между этим натюрмортом и картинами Караваджо (Caravaggio 1571-1610), отмеченными контрастами света и тьмы. По словам жены Андре Дерена, эта картина была сделана на вилле «La Janette» в Сен-Сир-сюр-Мер, недалеко от Марселя, где художник остался на два лета.
Происхождение и история картины (Provenance): владельцы — Paul Guillaume в 1928 году; Domenica Walter.

Картина «Чернокожий с мандалиной» — «Black Man with Mandolin», примерно 1930 год, масло на холсте, размеры 92 см. х 73 см., (код Франция RF 1963-45). Подпись черным справа внизу «Андре Дерен» (a. derain)
Немного о работе: с этой воображаемой фигурой Дерен продолжал диалог с мастерами прошлого. Здесь художник подражает Мане и испанской живописи. Мане написал несколько фигур музыкантов: «La joueuse de guitare» (Гитарист), «Le chanteur espagnol» [Испанский певец- The Spanish Singer]. Но это особенно напоминает «Le Fifre» [The Fife Player], одну из самых известных картин Мане. Музыкант выступает против простого фона цвета охра, оживленного только разными углами мазков и легкой тенью в нижней правой части. Свобода текстуры Derain и сильные контрасты значительно улучшают его модели. Свет на рубашке выражен широкими областями белого «impasto», тени сильными черными мазками. Тот же контраст перевернут на шейке мандолины. Маленькие, нежные оттенки белого на лице — глаза, нос и губы — оживляют портрет. Черный человек с мандолиной — настоящая симфония в коричневом, охре и белом.
Происхождение и история картины (Provenance): владельцы -Paul Guillaume; Domenica Walter.

Картина «Охотничий рюкзак» (La Gibecière -The Game Bag), 1913 год, масло на холсте, размеры 116 см. х 81 см., (Код Франция RF 1963-38). Подпись снизу справа «А.Дерен» (а derain).
Немного о картине: хотя Андре Дерен особенно интересовался изображением человеческой фигуры или пейзажей, на раннем этапе творчества он рисовал натюрморты. Он, скорее всего, разработал этот жанр после возвращения из поездки, которую он совершил в Испанию в течение 1910 года, и это был шанс для него открыть мрачные натюрморты испанских живописцев испанского золотого века. Затем Дерен начал рисовать декорированные столы, подобные тому, что был в «La Gibecière» [The Game Bag], которые действительно приносят охоту: здесь мы видим, как подбитая птица (вальдшнеп) вываливается на стол из охотничьего мешка (мешок использован для охотничьих трофеев). Этот мешок подвешен на гвоздь, а также содержит два рога, используемых для вызова собак или других охотников. Другие объекты: корзина, кубок и стакан, представлены с нереалистической точки зрения, которая имеет тенденцию к кубизму. Это было сделано намеренно художником, который сосредоточился на воздействии света и тени, которые поочередно ударяют по мотивам. Композиция очень сконструирована и подкреплена розовой тканью, задрапированной в четверть круга в правом верхнем углу.
Когда он появился на аукционе в 1921 и 1926 годах, подпись Дерена была указана на обратной стороне холста в левом верхнем углу. Поэтому подпись, которая в настоящее время видна внизу, была добавлена ​​художником после аукциона 1926 года.
Происхождение и история картины (Provenance): владельцы -куплена у художника D.-H. Kahnweiler, Париж; аукцион Kahnweiler, Париж, Drouot, Июнь 13-14, 1921 как секвестр военного времени, no. 43; Аукцион A; Pellerin, Drouot, 7 мая, 1926, no. 8, Van Leer, Париж; Paul Guillaume; Domenica Walter.

Картина «Обнаженная женщина с кувшином» (Female Nude with a Jug), Примерно 1924-1925 год, масло на холсте, размеры 170 см. х 131 см. (код Франция RF 1960-42). Подпись черным справа внизу «Андре Дерен» (a derain)
Немного о картине: здесь Дерен представляет женскую фигурку в натуральную величину, сидящую в в умиротворенной позе. Ему нравилось рисовать обнаженных на улице, в сочетании с песком или скалой, где формы соединяются в гармонии. Здесь фон составлен из коричневых и зеленых холмов с косыми линиями. Они смягчаются только водами озера справа, эхом синим небом. Небо было перекрашено Дереном, который, должно быть, изначально оставил больше места для гор. Кувшин, установленный на белой ткани в правом нижнем углу, закрепляет композицию.
Тело женской модели, очерченное черным, представлено реалистично в некоторых местах и ​​только как эскиз в других. Например, пальцы правой руки и пальцы только обозначены. Но глаза модели не смотрят на зрителя, и ее лицо очень неподвижно. Фактически, Дерен дал ему вид металлической, прямоносной маски, как те, которые он позже создал из бронзы.
Дерен занимался фотографией с 1910 года и посвятил себя этому делу все больше и больше в 1920-х годах. Возможно, художник черпал вдохновение для позы в этой картине из заново открытой фотографии, в которой модель сидит очень похожим образом. Позже он использовал ту же позу в этой картине для одной из своих гравюр.
Происхождение и история картины (Provenance): владельцы — Paul Guillaume; Domenica Walterю