Анри Матисс (Музей Оранжери)

Путеводитель по Парижу — Музей Оранжери и коллекция работ знаменитых художников.

Музей Оранжери в Париже художник Анри Матисс

Галерея работ художника Анри Матисс

художник Анри Матисс — Henri Émile Benoît Matisse
1869 Cateau-Cambrésis (France) — 1954 Ницца (France)

Обучаясь в Национальной школе изобразительных искусств в мастерской Гюстава Моро (Gustave Moreau 1826-1898), Анри Матисс (1869-1954) вкратце искушался теориями неоимпрессионизма. Он провел лето 1905 года в Коллиуре с Дереном (Derain 1880-1954), который был для него «испытанием огнем» и освобождением цвета. На Осеннем Салоне в 1905 году Матисс стал лидером художников объединения Fauves(фовизма). Именно тогда он создал декоративный элемент своего искусства в своих написанныъ картинах, а также в своих масштабных скульптурах.
В течение многих лет, дилер и коллекционер Пол Гийом, который организовал выставку Матисса-Пикассо в своей галерее в 1918 году, собрал сборник больших картин с 1910 года, с более спокойными работами 1920-х годов. У его вдовы Доменика осталось всего десять, в основном, из периода, когда художник жил в Ницце (1917-1929).
Когда поселился в Ницце, Матисс принес новые мотивы и новую идиому к своим картинам. «Я рисую одалиски, чтобы нарисовать обнаженную» (1), которую он объявил в 1929 году в беседе с критиком и издателем Териадой. Он произвел много работ с одалисками (odalisques), вдохновляясь как Энгром (Ingres 1780-1867), так и Chassériu (1819-1856), но его новое направление не было понято критиками того времени, которые в 1927 году сравнили их с «отображением обоев магазина «. Работы «Одалиска с красными брюками», «Одалиска в серых брюках», «Одалиска» [Blue Odalisque] и «Nu drapé étendu [Draped Nude Reclining]) демонстрируют укрощение смелости Матисса, а также его одержимость украшением. Картины в Musée de l’Orangerie развивают аналогичную тему интерьера («La jeune fille» [Young Girl], «Femmes au canapé» [Женщины на диване] и «Le boudoir»). В музее также есть несколько очень красивых портретов молодых женщин с этого периода: «Les trois sœurs» [Три — сестры -The Three Sisters], которых хранятся в Фонде Барнса в Филадельфии, «Женская мандолина» [Женщина с мандолиной] и «Femme au виолончель» [Женщина с скрипкой].

Художник Анри Матисс (Henri Matisse 1869-1954), некоторые работы.

«Женщина с софой или диван«. «Women with Sofa or The Divan», Год 1921, масло на холсте, размеры 92 см. х 73 см. (код Франция RF 1963-38). Подпись справа внизу красным «Анри Матисс» (Henri. Matisse).
О работе. Анри (Генри) Матисс, очарованный светом региона Миди на юге Франции, часто останавливался в отеле de la Méditerranée в Ницце с 1916 года. Там он разработал тему, для которой у него уже была привязанность: открытие слегка угнетающего интерьера на освобождающемся внешнем мире через дверь или окно. Здесь художник сопоставляет два взгляда в перспективе, рисуя свой гостиничный номер. Первый вид направлен к полу, где плитка указывает на поверхности, но не глубину. Вторая — это перспектива, которая смотрит вдаль через окно. Таким образом, художнику удается примирить два противоречивых направления и эмоции.
Художник проявил большую осторожность, направляя взгляд зрителя. Треугольная композиция, закаленная большой красной занавеской справа, приводит к точке в небе, за окном. Слева — овальное зеркало на туалетном столике, которое перекликается с задней частью стула. Нет никакого отражения, чтобы не отвлекать взгляд зрителя. Аналогично, справа, две женские фигуры более или менее набросаны. Диван был перекрашен, чтобы получить лучший угол. Красный и зеленый цвета — разной степени интенсивности, тепла и холода — отражают эти противоречивые эмоции.
Происхождение, история картины (Provenance): владельцы — Paul Guillaume в 1924; Domenica Walter.

«Женщина со скрипкой» (Woman with a Violin), Примерно 1921-1923 гг., масло на холсту, размеры картины 55 см. х 46 см. (Код Франция RF 1960-30). Подпись черным внизу слева «Анри Матисс» (Henri-Matisse)
О работе: эта сцена типична для внутренних сцен в Ницце, написанных Матиссом примерно в 1921-1923 годах. Мы действительно можем признать отличительный мотив мавританского экрана, который составляет фон многих композиций того времени. Молодая сиделка, держащая скрипку на коленях и лук в правой руке, выделяется синим круговым рисунком экрана. Футляр для скрипки открыт на столе, где расположен и локоть. Существует очень похожая версия этой картины в немного меньшем масштабе и с тем же названием, которое можно найти сегодня в Соединенных Штатах в Художественном музее Балтимора. Композиция в Музее Оранжери создает игру на конфронтации между кривыми и прямыми линиями, которые одинаково структурируют картину. Вертикальные линии границы экрана и двери связаны с вертикальными линиями ножек стола и стула, в то время как тени, отбрасываемые ногами стола, точно параллельны луку. Эти прямые линии уравновешиваются равным количеством криволинейных линий, которые отвечают на них: круги экрана, кривая тела, лицо и волосы молодой женщины также отражают кривые линии инструмента и его случая. Тема музыки появилась в начале работы Матисса, когда художник был сам музыкантом. Период проживания в Ницце был синонимом ежедневной практики со скрипкой для него. Дилер искусства Пол Гийом владел несколькими картинами по этой музыкальной тематике, в частности, «La leçon de musique» [The Music Lesson — «Урок музыки»] Матисса, сохранившимся сегодня в Соединенных Штатах в Художественном институте Чикаго.
Происхождение и история (Provenance): Владельцы: Bernheim-Jeune (куплено у художника 13 февраля 1922); Voyet (продажа 15 мая 1923); Paul Guillaume в 1929; Domenica Walter.

«Женщина со скрипкой» (Woman with a Violin), примерно 1921-1923 гг., масло на холсту, размеры картины 55 см. х 46 см. (Код Франция RF 1960-30). Подпись черным внизу слева «Анри Матисс» (Henri-Matisse)
О работе: эта сцена типична для внутренних сцен в Ницце, написанных Матиссом примерно в 1921-1923 годах. Мы действительно можем признать отличительный мотив мавританского экрана, который составляет фон многих композиций того времени. Молодая сиделка, держащая скрипку на коленях и лук в правой руке, выделяется синим круговым рисунком экрана. Футляр для скрипки открыт на столе, где расположен и локоть. Существует очень похожая версия этой картины в немного меньшем масштабе и с тем же названием, которое можно найти сегодня в Соединенных Штатах в Художественном музее Балтимора. Композиция в Музее Оранжери создает игру на конфронтации между кривыми и прямыми линиями, которые одинаково структурируют картину. Вертикальные линии границы экрана и двери связаны с вертикальными линиями ножек стола и стула, в то время как тени, отбрасываемые ногами стола, точно параллельны луку. Эти прямые линии уравновешиваются равным количеством криволинейных линий, которые отвечают на них: круги экрана, кривая тела, лицо и волосы молодой женщины также отражают кривые линии инструмента и его случая. Тема музыки появилась в начале работы Матисса, когда художник был сам музыкантом. Период проживания в Ницце был синонимом ежедневной практики со скрипкой для него. Дилер искусства Пол Гийом владел несколькими картинами по этой музыкальной тематике, в частности, «La leçon de musique» [The Music Lesson — «Урок музыки»] Матисса, сохранившимся сегодня в Соединенных Штатах в Художественном институте Чикаго.
Происхождение и история (Provenance): Владельцы: Bernheim-Jeune (куплено у художника 13 февраля 1922); Voyet (продажа 15 мая 1923); Paul Guillaume в 1929; Domenica Walter.

— «Три сестры» (The Three Sisters)

Картина «Лежащая голая с покрывалом» (Reclining Nude with a Drape), Дата создания 1923-1924 гг., масло на холсте, размер 38 см. х 61 см. (Код Франция RF 1963-65). Подпись красным снизу справа «Анри Матисс» (Henri-Matisse)
О работе: «Nu Drapé étendu» [Лежащая обнаженная с покрывалом] выделяется из серии «Odalisques» из-за ее большого упрощения декора, уменьшенного до красного занавеса, нейтрального белого листа, который покрывает диван и одну или две подушки. Как видно из названия, для ее особенностей Матисс подчеркнул тело женщины больше, чем все окружающее. Контуры четко обозначены черным цветом. Белые цветки служат предлогом для добавления объема. Художник подчеркивает складки правой стороны модели, которые подсвечиваются розовыми и эхо складывается из ткани, накидывающей ее бедра. Композиция полна углов: те, которые образованы локтями и коленями, и те подушки. Даже черты лица более угловаты, чем обычно. Обнаженная изображена в позе, которую Матисс любил: ноги втянуты, руки подняты над головой. Поза с поднятыми руками выявляет объем груди. Матисс написал еще одну версию этой обнаженной «Nu étendu [Rellining Nude], с тем же декором, но с другой позой, которая значительно расширяет кривые женского тела.
Происхождение и история картина (Provenance): владельцы — Paul Guillaume (1929); Domenica Walter.

Картина «Молодая девушка с цветочной вазой или розовая обнаженной» (Young Girl with the Vase of Flowers or Pink Nude). Год создания — 1921, масло на холсте, размеры 60 см. х 73 см. (код Франция RF 1960-32). Красная подпись справа снизу «Анри Матисс» (Henri-Matisse)
О работе: это было в Ницце, где он регулярно оставался с 1919 года, когда Матисс вновь открыл свет Миди. Но в то время как его раннее пребывание на юге Франции вдохновило его рисовать пейзажи в ослепительных красках, в Ницце он сосредоточился на интерьерах в тонких оттенках. Женская обнаженная в центре комнаты, похоже, не позиционируется, а вместо этого пересекает комнату, держа полотенце, которое волочится вдоль пола. Она носит тюрбан над ее волосами, и ее черты лица не видны. Аналогично, анатомические детали, подобные ее груди, явно упрощены и предлагаются только двумя сферами. Обнаженная стоит в спальне, украшенной обоями с растительным мотивом, отражающим вазу с цветами на столе, и ее отражение в овальном зеркале шеи лебедя слева от холста. Картина разделена на одну область бледных цветов — желтую, белую и розовую — и еще одну яркую краску — красный пол и кровать, а также зеленый цвет подушки. Мы не можем видеть пейзаж через французское окно позади женской фигуры, но несколько пальмовых листьев показывают южное местоположение сцены.
Происхождения и история картины (Provenance): владельцы — Paul Guillaume в 1928; Domenica Walter.