Собор Святого Александра Невского, Париж

Путеводитель по Парижу. Главные достопримечательности русской эмиграции.

Собор Святого Александра Невского, полное название Свято-Александро-Невский кафедральный собор — кафедральный собор имени русского святого Александра Невского (канонизирован в 1547 году), принадлежащий экзархату православных русских церквей в Западной Европе (бывший Константинопольский патриархат) и находящийся в Париже, в 8-м округе, на улице Дарю (rue Daru); освящён в 1861 году.

Собор Святого Александра Невского в Париже

Собор Святого Александра Невского в Париже

Историческая справка:
Русское присутствие во Франции датируется начиная с XVIII века. В XIX веке около тысячи русских постоянно или временно проживают в Париже. У них нет другого молельного места кроме того, что было в русском посольстве в Париже — слишком тесного.
В 1847 году священник русского посольства — Иосиф Васильев — начал работы по проектированию постоянной церкви. Инертность русского правительства и французская административная медлительность сдерживали завершение проекта, но Наполеон III в конце концов дает своё согласие.
Финансирование строительства осуществлялось, главным образом, на пожертвования, сделанные русскими в России и во всём мире. Царь Александр II внёс личный вклад — приблизительно 150 000 франков золотом. Проект вызвал большой интерес во Франции. К пожертвованиям православных присоединились вклады католиков и протестантов.
Новая церковь освящена 11 сентября 1861 года архиепископом Леонтием (Лебединским), будущим московским митрополитом. Она посвящена святому Александру Невскому, Новгородскому князю, славному герою Руси.
Церковь становится кафедральным собором в 1922 году, когда архиепископ Евлогий (Георгиевский) устраивает здесь административный центр (кафедру) своей епархии приходов русских эмигрантов.

1961 г. Небольшая справка о Соборе к его столетия освящения:
«12 сентября 1961 года (30 августа старого стиля), исполнилось сто лет со дня освящения Свято- Троицкого Александро-Невского Собора в городе Париже.
Приходский Совет считает своим долгом, по благословению Высокопреосвященнейшего архиепископа Георгия, отметить столетний юбилей изданием настоящей Памятки. До настоящаго времени не издан особый специальный труд, посвященный нашему Собору; не претендует на это и выпускаемая Памятка; о Храме существует разнообразная литература, главным образом, в периодических изданиях времени освящения Храма и впоследствии, по случаю разных обстоятельств, связанных с Храмом. Мы надеемся, что эта Памятка, хотя и кратко составленная, явится посильным пособием при осмотре Собора и изучению его истории, архитектуры, иконографии, росписи и хранящихся в нем памятников.
— смотри предыстория построения Храма и сбор пожертвований…
План Храма был составлен и разработан профессором Санкт-Петербургской Академии Художеств Р. Кузьминым, а строителем и наблюдателем за работами был архитектор академик И. В. Штром.* Необходимо отметить очень важный фактор, столь отразившийся на постройке и росписи нашего Собора, а именно: в распоряжение наших архитекторов, составителей плана Храма, иконописцев и художников, украсивших его, были документы, собранные немецким ученым Salzenberg, а также и материалы, составленные «par le vicomte de Beaumont», по ценнейшим данным архитектора Fossati, производившего в 1847 году, по приглашению турецкого султана Абдул Меджида, работы по капитальному ремонту и реставрации базилики Святой Софии Константинопольской (532 г.), грозившей полным разрушешем. Ряд ценнейших сведений, эскизы, сделанные там, на месте, во время работ, с фреск, мозаик и орнаментов и позволяют нам теперь, в нашем Coбopе, восхищаться точными репродукциями ценных элементов византийского искусства в колоннах, сводках и орнаментах Храма.
Закладка Храма состоялась 3 марта (19 февраля старого стиля) 1859 года, а к августу 1861 г., этот величественный Храм был закончен; стоимость его превосходила два миллиона франков, а с землей до двух с половиной миллионов франков. Ко дню освящения Храма была выпущена посвященная Храму брошюра «Description de l’Eglise Russe de Paris» с репродукцией гравюры Храма с западной стороны.*) Соответственно величию Храма были величественными и торжества по освящению его — (11 сентября по новому стилю) 30 августа 1861 года, в день празднования перенесения святых мощей благоверного великого князя Александра Невского, небесного Покровителя Храма. Чин освящения и литургия были совершены Преосвященным Леонтием, епископом Ревельским, викарием Новгородского и Санкт-Петербургского митрополита, в сослужении десяти прибывших из СПБ и из заграницы священнослужителей, при четырех дьяконах и шестнадцати также прибывших из СПБ, иподьяконах и певчих. В Храме присутствовали: Российский Посол граф П. Д. Кисилев, с чинами Посольства, представитель императора французов Наполеона III, министр Двора le Marechal Vaillant, камергер Двора Bacciochi, префект полиции, и др. официальные лица. Было и вне Храма много народа, восхищавшегося столь прекрасным сооружением. Если и теперь наш Храм привлекает и приводит в восхищение многих иностранцев, то какое же впечатление он должен был производить тогда своей оригинальной русско-византийской архитектурой и художественной внешней и внутренней отделкой, сияющий золотыми куполами…
По окончании литургии, епископ Леонтий, произнес соответствующее слово, которое закончил молитвой:
«И ныне молим Тя, Господи, да будут очи Твои отверсты на храм сей день и ночь; и услышь молитву всех притекающих сюда с Верою…» (3 Царств VIII, 29-30).

Архитектура Собора — наружный вид.
Общий русско-византийский характер здания носит основные черты пяти-шатрового покрытия, вдохновленного Новгородской и Московской архитектурой XVII века, но с этим оригинально соединяется и круглота форм купола и сводов, которая служит одним из отличительных признаков византийского стиля.
Рассмотрим русско-византийский стиль нашего Свято Александро-Невского Собора, от Византии исходящий, через Киев, Новгород, Владимир-Суздаль и Москву прошедший и в течение веков нашими русскими зодчими дополненный, веками на нашей родной Земле освященный и ставший, можно сказать, нашим, нас характеризующим, родным церковным стилем. Восприняв от Византии Святую Bеpy Православную, богослужение, обрядность, наши предки, естественно, восприняли и храмовое зодчество, которое и начинается в Kиевe и в Новгороде, где сосредотачивалась гражданская и церковная жизнь. Святая София Константинопольская была исходным моментом, образцом и темой для развития в дальнейшем русского религиозного искусства. Обычай строить Софийские храмы встретил у нас самое широкое распространение: Киев, Новгород, Гродно, Полоцк (XII в.), и Вологда (1568 г.) и другие города созидают храмы в честь святой Софии, Премудрости Божией.
План Киевских храмов — греческий; снаружи — четверо-угольник с одним или тремя алтарными полукружьями, внутри — обычные четыре столпа, арки, паруса, барабан и купол. София Киевская, перенесшая несколько разрушений и реставраций и мало похожая на древнюю Киевскую Софию, и отчасти уцелевший Свято Преображенский Собор в Чернигове, с пяти шатровым покрытием и двумя конусообразными высокими башнями (правда, более позднего происхождения), говорит нам о византийском cтиле Киевской Руси: применялись традиционные византийские формы, без малейшего стремления к самостоятельной обработке, оригинальности. Иное направление русское религиозное искусство принимает в Новгороде, где ближе к византийским образцам стоят каменные храмы: София Новгородская, после пожара деревянного храма (1045 г.), и другие памятники XII-XIV в.в. Что же касается храмов деревянных, то в них с воспринятыми по наследству византийскими образцами, сочетаются свои особые новые формы, вызванные применением русскими мастерами, широко использовавшими приемы хоромного зодчества, системы срубов; последняя — расширяла Храм и меняла его план. Таким образом, появлялись так называемые шатровые храмы, как явление исключительно русского происхождения. Деревянный храм Ненокоцкого погоста Архангельской губернии (XVIII м.), может служить с внешней стороны грубым эскизом нашего свято Александро-Невского Собора.
Но подлинная золотая эпоха русского зодчества, после Новгорода, а также и Владимира-Суздаля, наступила в XIV в. с возвышением Москвы; в ней особое развитие получает указанный шатровый тип храмов, как это иллюстрирует Храм святого Василия Блаженного (Покровский Собор) в Москве, на котором возвышается девять восьмигранных башен конусообразной формы, и одна из них, центральная, самая большая, так напоминающая нам центральную башню нашего свято Александро-Невского Собора. Достаточно еще указать на шатровые храмы: Свято Вознесенский в селе Коломенском (1532 г.), в селе Дьяково Московской губ. (XVI в.) и др., на шатровые башенки храмов в селах Тайнинском и Останкина и на свято Рождественский Храм в Путинках, в Москве, пять башен которого соответствует восьмигранным башням нашего свято Александро-Невскаго Собора. Таким образом, мы приходим к определенному выводу, что стиль нашего Собора не есть явление случайное, не имеющее основания в церковной архитектуре, а определенное — соединение византийского и русского стилей: основание, внутренность, явно византийского образца, а пяти-шатровое покрытие, с широких равнин нашей Родины принесенное, явление исключительно русского происхождения, что и дает нам основание определить стиль Собора, как русско-византийский. Надо отдать должную честь и признать великую заслугу создателей Храма, сумевших сочетать эти раздельные стили и технику в одно гармоническое целое. Замысел построения Храма, как план его сооружения, так и внутреннего убранства, живописи и украшений, были глубоко продуманы ими и строго выдержаны в стиле Константинопольской Софии.
Храм — крестообразный, соответственно одинакового размера частям византийского креста; длина и ширина — 28 метров, а внешняя высота — 48 метров. Главный, центральный, купол покоится на четырех столпах; снаружи он покрыт пирамидальной восьмигранной башней, шатрового покрытия, увенчанной ярко вызолоченной эллиптической главкой и сияющим восьмиконечным крестом, с цепями, опущенными на главку со второй перекрестной линии креста. С внешней стороны, по углам, к четырем столпам прилегают четыре башни, к каждому по одной, разделенный в вышину на три неравный части, из которых в средней устроены сводчатые просветы. Эти башни, или колокольни, также заканчиваются пирамидальными восьмигранными куполами шатрового покрытия, одинаковыми по устройству с центральным куполом, но значительно меньше размером; эти колокольни также увенчаны крестами и цепями.
В двух передних башнях установлены колокола: в правой (юго-западной), весом в 99 пудов (около 1.800 килограмм) и левой (северо-западной) в 77 пудов (около 1.400 килограмм); большой колокол диаметром в нижней части 1,50 м. и высотой 1,20 м., меньший — 1,30 м. и 1,10 м.; диаметр нижней части языка —20 м.
Храм построен из тесаного белого камня, о котором будет сказано в дальнейшем при обзоре ремонта Собора. Пол в нем также каменный из чередующихся черных и белых плит, расположенных в шахматном порядке; колея и ступени к ней — из белого полированного мрамора.
Как главный фасад здания (западный), так и фасады боковых (южной и северной) и задней (восточной) частей все одинаковой архитектуры и размеров, но без изображений и украшений их фронтонов, чем отличается фронтон главного фасада, на котором изображен «Благословляющий Спаситель на троне» (4X6 метр.). При построении Храма, образ Спасителя был написан А. Г. Бейдеман, но к сожалению, за девяносто пять лет, образ потускнел и потерял четкость изображения и яркость цветов и красок, и поэтому, в 1956 году, пришлось заменить его более стойкой мозаикой. Эта мозаика, является копией изображения Спасителя, находящегося в Храме Saint-Apollinaire-le-Neuf de Ravenne (V в.) и была исполнена мастером-мозаистом Равенской и Парижской Художественной Школы, Максимилианом Герцели.
Главному фасаду предшествует выступающая квадратная паперть, к которой ведет лестница в одиннадцать ступеней. Каждая сторона паперти представляет собой арку, опирающуюся на четырехгранные с резными украшениями колонны, заканчивающиеся художественными капителями. Паперть была застеклена в 1896 г. В Храм ведет прямоугольная дверь, с 1899 г. двухстворчатая, над которой на голубом, ранее до ремонта 1950 года золотом, фоне изображена икона Знамения, Богоматерь с Младенцем, кисти А. Г. Бейдеманн, 1862 г.

Внутренние виды Верхнего Храма.
Византийский стиль особенно ярко выражается во внутренней архитектуре и росписи Храма, и ведущие в Храм главные врата переднего фасада, правда, скрытые наружной пристройкой паперти, уже указывают нам на этот стиль и являются как бы темой внутреннего устройства и росписи Храма в византийском стиле, согласно правил и образцов «Великой Церкви» Софии в Константинополе. Продолжение описания следует…

С 1983 года здание охраняется французским государством как исторический памятник. Начиная с 1996 года, проведены большие реставрационные работы.
После революции стал местом встречи и общения русских эмигрантов.
Здесь проходили торжественные мероприятия, посвященные Императорской Фамилии, Российской гвардии, Армии и Флоту. Здесь же находится и памятный Киот в честь Похода дроздовцев Яссы-Дон.

Возле собора находится русский ресторан «Петроградъ». После богослужения во время праздников или поминовения своих соратников офицеры традиционно шли в этот ресторан, который напоминал им о прошлом в России, где была русская еда, закуска, выпивка а ля рюсс и конечно все говорили на родном языке. Сейчас этот ресторан является одним из самых любимых как среди эмигрантов так и туристов, но вспоминают уже не дореволюционную Россiю, а тех офицеров, генералов, купцов и дворян, которые раньше здесь собирались.

Рядом находился и книжный магазин Сияльского — офицера Российской гвардии, долгое время являющийся центром связи белоэмигрантов.

Русская церковь в Париже, корниловцы

Офицеры Белой Гвардии со знаменами возле Храма в 1967 году.

Вынос знамен Корниловцев и Дроздовцев: 1-го Ударного Отряда, Николаевские Корниловские и Дроздовское, знамя Георгиевского батальона Ставки (ныне в США) и морской стяг похода Яссы-Дон (хранится в Дроздовском Объединении). На лацканах пиджаков видны фрачные полковые знаки.

Вот так проходили панихиды в Соборе Святого Александра Невского:
«1954 г. 5 января Повестка Гвардейского Объединения Номер N 519 –л
По случаю исполняющегося сегодня 25-тилетия со дня кончины бывшего Верховного Главнокомандующего Российскими Императорскими Вооруженными силами, Наместника Его Величества на Кавказе Его Императорского Высочества Великого князя Николая Николаевича, в воскресенье, 24 января, по окончании Литургии в Александро-Невском кафедральном Соборе будет отслужена панихида по в Бозе почившем. Чины объединений частей гвардии приглашаются присутствовать.
Секретарь гвардейского объединения поручик граф Татищев»
Панихида по Великому князю Николаю Николаевичу,
24 января 1954 года. 12.00. Организаторы и участники:
Гвардейское Объединение, Общество Офицеров Генерального Штаба, (председатель генерал-лейтенант Стогов), Союз Георгиевских кавалеров (председатель генерал-майор Пушков), Объединение Армейской конницы, Зарубежный Союз Русских Военных инвалидов, Все зарубежное Объединение Морских организаций и Морское Собрание, Общество бывших Юнкеров Николаевского кавалерийского училища. Полки в коих Е.И.В. числился Шефом: (Лейб-гвардии Литовский полк, 56-й пехотный Житомирский и 16-й гусарский Иркутский полк), Союз Ревнителей Памяти Императора Николая II, Общество Любителей Русской Военной старины (председатель правления князь Трубецкой).
Отчет о расходах:
Объявление в газете «Русская мысль» — 5.000 франков
Духовенству – 2.000, Малый хор – 1760, Пожертвование На Храм – 250, Освящение люстр 400, куплено 20 свечей по 20 франков – 400, Церковному сторожу -190. Итого 10.000 франков.»
Союз Ревнителей Памяти Императора Николая II (Генеральный секретарь Сомов) сделал перевод на панихиду 1000 франков, остальные деньги собрали воинские организации.

Наши дни.
Панихида, выставка и конференция, посвященная 100-летию Белого движения. 2018 год, 7 декабря. Фотоотчет следует…

Некоторые интересные документы

Памяти Владыки Мефодия

Листок Памяти Владыки Мефодия от 26 марта/ 8 апреля 1974 года (первая и обратная сторона с печатью). В листке архиепископ Георгий «отчитался» перед паствой о проведенных за год мероприятиях памяти Владыки Мефодия, которые проходили в казачьем Музее под Парижем и даже на Святой Земле в Иерусалиме. Сам Владыка похоронен в усыпальнице Успенской церкви на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.
* Документ публикуется впервые. При перепечатке ссылка на источник «Русский Париж» обязательна

Александр (в миру Нелидов Александр Дмитриевич), архимандрит, священник Свято-Троицкого французского прихода в нижнем храме Свято-Александро-Невского собора в Париже. Родился- Константинополь 16 июня 1907, скончался 6 ноября 1975 года в Париже. Похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

История. Ретро- новости
Освящение походной церкви.
В воскресенье, 1 ноября 1931 г. митрополитом Евлогием после литургии, в ограде Александро-Невской церкви (12, рю Дарю в Париже) будет совершено освящение Братской походной церкви во имя Пресвятой Троицы.

1938, 1 ноября в 12.30 будет отслужена торжественная панихида от лица Гвардейского Объединения в память усопшего Главы Российского Императорского дома Его Императорского Высочества Великого князя Кирилла Владимировича. Просят полковые объединения вынести на эту панихиду полковые знамена и штандарты. В парижской газете «Возрождение» будет размещено соответствующее объявление генерал-майором Левшиным.
Панихиды, литургии и другие фрагменты событий
1947 апрель 20 воскресенье
Оповещение по объединениям частей гвардии. 16 апреля 1947 года N 4 город Париж.
В воскресенье в 12 часов, в 9-й день кончины Председателя Гвардейского Объединения генерал-лейтенанта А.А. Гулевича, по окончании литургии в Александро-Невском храме на рю Дарю будет отслужена панихида по покойному у Креста-Памятника.
Подлинное подписал:
Председатель Гвардейского Объединения генерал-майор граф Нирод
С подлинным верно: за секретаря Гвардейского Объединения корнет Адамович

1948 апрель 11 Гвардейское Объединение. Панихида по случаю годовщины со дня смерти генерала Гулевича
«Оповещение по объединениям частей Гвардии N 3 2-го апреля 1948 г., г. Париж.
По приказанию Августейшего Председателя Гвардейского Объединения Его Императорского Высочества Великого князя Андрея Владимировича, довожу до Вашего сведения:
п1 В воскресенье, 11 апреля 1948 года, в кафедральном соборе на улице Дарю, после литургии, будет отслужена панихида по Председателю Гвардейского Объединения генерал-лейтенанте Арсении Анатольевиче Гулевиче.
п2 В понедельник, 12 апреля, утром, в первую годовщину кончины, состоится освящение памятника на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
секретарь Гвардейского Объединения капитан Штукенберг. (опубликовано в газете «Русская мысль»)

1948 май 3(16)
«Союз ревнителей памяти Императора Николая II, Русский Общевоинский союз, Совет старейшин все зарубежного объединения морских организаций, казачий совет во Франции, Союз Георгиевских кавалеров, Зарубежный союз русских военных инвалидов, Гвардейское объединение, Союз дворян, Союз Пажей, Объединение бывших юнкеров Николаевского кавалерийского училища, Объединение бывших воспитанников Императорского училища правоведения и б. воспитанников Императорского Александровского лицея извещают всех россиян, что в воскресенье 3 (16) сего мая по случаю исполняющейся 6 (19) сего мая 80-й годовщины рождения в бозе почившего Государя императора Николая II в кафедральном Александро-Невском храме на рю Дарю тотчас после литургии будет отслужена торжественная панихида.»

1948 июль 5 (18)
От Союза Ревнителей Памяти Николая II. В воскресенье 5(18) июля, тотчас после окончания литургии в Александр-Невском храме, будет отслужена торжественная панихида по случаю 30-й годовщины убиения Государя Императора Николая II, Его Августейшей Семьи, лиц Свиты и Их верных слуг, с Ними убиенных.

1949 июль 10 (27 июня) Полтавская битва
Офицеры Лейб-Гвардии Преображенского, Лейб-Гвардии Семеновского полка и бомбардиры (Лейб-гвардии 1-я артиллерийская бригада) извещают, что:
В воскресенье, 10-го июля (27-го июня) с. г. в день 240-й годовщины Полтавской победы в Александро-Невском Храме, по окончании литургии, будет совершено молебствие с поминовением их Державного основателя Императора Петра I-го, всех преображенцев, семеновцев и бомбардиров и всех воинов иных доблестных частей в Полтавской баталии за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших.
Преображенцы, семеновцы и бомбардиры просят представителей всех частей, участвующих в Полтавской баталии, б. кадет корпусов, носивших имя Императора Петра I и потомков участников Полтавской битвы прибыть на означенное торжественное молебствие. (Секретарь Союза Преображенцев поручик граф Татищев)

1949 июль 6 (19) полковой праздник Лейб-гвардии Преображенского полка
«В пятницу 6 (19) сего августа, непосредственно по окончании литургии будет отслужен молебен по случаю дня полкового праздника, с поминовением Державных Шефов полка и всех преображенцев на поле брани за Веру, Царя и Отечество живот свой положивших, в смуте убиенных и в Вере и Верности почивших. К началу молебна будут вынесены частицы знамени и знаменные ленты. Собраться у памятника-креста. Форма одежды: при полковом значке в петлице» (полковник Зубов, врио председателя Союза Преображенцев).

1954, 25 марта.
В 40-й день кончины Порфирия Ивановича Попова, скончавшегося 14 февраля 1954 года в Тунисе в Храме на рю Дарю в 19 часов будет отслужена панихида.

1954
Париж. В день пятидесятилетия рождения Царственного кадета первого кадетского корпуса Наследника Цесаревича В.К. Алексея Николаевича, у кадетской лампады, в Свято-Троицкой церкви лагеря Бурназоль, была отслужена панихида о. протоиереем Митрофаном Зноско-Боровским. В тот же день, в Париже, делегация ОКО присутствовала на панихиде в Александро-Невском соборе, служившая ся Шефскими частями Государя Наследника. (номер 28 10 сентября Вестник ОКО)