Эйфелева башня (Париж)

Путеводитель по Парижу, главные достопримечательности столицы Франции.

Эйфелева башня (франц. la tour Eiffel) — металлическая башня в центре г. Парижа, самая узнаваемая его архитектурная и культурно-историческая достопримечательность; неофициальный символ Франции. Сооружена в 1889 году и первоначально задумывалась как временное сооружение — башня служила входной аркой парижской Всемирной выставки 1889 года. От планировавшегося сноса (через 20 лет после выставки) башню спасли радиоантенны, установленные на самом верху, — пришла эпоха внедрения радио. Названа в честь своего конструктора Гюстава Эйфеля; сам Эйфель называл её просто — 300-метровой башней (tour de 300 mètres).

Эйфелева башня, обзорная экскурсия по Парижу

Эйфелева башня, Париж

Официальная история. Французские власти решили устроить всемирную выставку в память столетнего юбилея Французской революции (1789 год). Парижская городская администрация попросила известного инженера Гюстава Эйфеля внести соответствующее предложение. Вначале Эйфель был немного озадачен, но затем, порывшись в своих бумагах, внес на рассмотрение чертежи 300-метровой железной башни, которым он до этого почти не уделял внимания.

18 сентября 1884 года Гюстав Эйфель получает совместный со своими сотрудниками патент на проект, а впоследствии выкупает у них же и исключительное право.

1 мая 1886 года стартовал обще-французский конкурс архитектурных и инженерных проектов, которые должны будут определить архитектурный облик будущей Всемирной выставки. В конкурсе приняли участие 107 претендентов, большинство из которых в той или иной степени повторяют проект башни, предложенный Эйфелем. На рассмотрении были также различные экстравагантные идеи, среди которых, например, гигантская гильотина, которая должна была напоминать о Французской революции (1789 год). Другим предложением была каменная башня, но расчёты и опыт прошлого показали, что очень тяжело было бы соорудить каменную постройку, которая была бы ещё выше 169-метрового Вашингтонского монумента, сооружение которого стоило огромных усилий США за несколько лет до этого. Проект Эйфеля становится одним из четырёх победителей, и тогда инженер вносит в него окончательные изменения, находя компромисс между первоначальной чисто инженерной схемой конструкции и декоративным вариантом. В конце концов комитет останавливается на плане Эйфеля, хотя сама идея башни принадлежала не ему, а двум его сотрудникам — Морису Кёхлену и Эмилю Нугье. Собрать в течение двух лет такое сложное сооружение, как башня, возможно было только потому, что Эйфель применил особые методы строительства. Этим и объясняется решение выставочного комитета в пользу этого проекта. Завоевав первую премию конкурса, Эйфель с энтузиазмом воскликнул: «Франция будет единственной страной, располагающей 300-метровым флагштоком!»

Однако проект Нугье и Кёхлена оказался слишком «сухим» в техническом отношении и не отвечал требованиям, выдвигаемым к сооружениям Всемирной Парижской выставки, архитектура которых должна была быть более изысканной. Для того, чтобы башня более отвечала эстетическим вкусам требовательной парижской публики, архитектору Стефану Совестру было поручено поработать над её художественным обликом. Он предложил обшить цокольные опоры башни камнем, связать её опоры и площадку первого этажа с помощью величественных арок, которые стали бы одновременно главным входом на выставку, разместить на этажах башни просторные застеклённые залы, придать верхушке башни округлую форму и использовать разнообразные декоративные элементы для её украшения.

В январе 1887 года инженер Эйфель, государство и муниципалитет Парижа подписали договор, согласно которому Эйфелю предоставлялась в личное пользование эксплуатационная аренда башни сроком на 25 лет, а также предусматривалась выплата денежной субсидии в размере 1,5 млн. золотых франков, составившую 25 % всех расходов на строительство башни.

31 декабря 1888 года с целью привлечения недостающих средств, создается акционерное общество с уставным фондом 5 млн. франков. Половина этой суммы — средства, внесенные тремя банками, вторая половина — личные средства самого Эйфеля.

Итоговый бюджет строительства составил 7,8 млн франков. Башня окупилась за период работы выставки, а её последующая эксплуатация оказалась весьма доходным бизнесом. Строительные работы в течение двух лет, двух месяцев и пяти дней (с 28 января 1887 года по 31 марта 1889 года) выполняли 300 рабочих. Рекордным срокам возведения способствовали чертежи чрезвычайно высокого качества с указанием точных размеров более 18 038 металлических деталей, для сборки которых использовали 2,5 млн. заклёпок.

Опоры башни. Чтобы закончить башню в назначенный срок, Эйфель применял, большей частью, заранее изготовленные части. Отверстия для заклепок были просверлены на намеченных местах уже заранее, и две трети от 2,5 млн. заклепок были заранее закреплены. Ни одна из заготовленных балок не весила больше 3 тонн, что очень облегчало поднятие металлических частей на предусмотренные места. В начале применялись высокие краны, а когда конструкция переросла их по высоте, работу переняли специально сконструированные Эйфелем мобильные краны. Они двигались по рельсам, проложенным для будущих лифтов. Сложность состояла и в том, что подъемное устройство должно было двигаться вдоль мачт башни по изогнутой траектории с меняющимся радиусом кривизны. Первые лифты на башне приводились в действие гидравлическими насосами. Вплоть до нашего времени используются два исторических лифта фирмы «Fives-Lill», установленные в 1899 г. в восточной и западной опорах башни.

С 1983 года функционирование лифтов обеспечивается электродвигателем, а гидравлические насосы сохранены и доступны для осмотра. Второй и третий этаж башни связывал вертикальный лифт, созданный инженером Эду (однокурсник Эйфеля по Центральной высшей технической школе). Этот лифт состоял из двух взаимоуравнивающихся кабин. Верхняя кабина поднималась с помощью гидравлического цилиндра с длиной хода 78 метров. Нижняя кабина при этом выполняла роль противовеса. На полпути к площадке, на высоте 175 метров от земли, пассажиры должны были пересесть в другой лифт. Емкости с водой, установленные на этажах, обеспечивали необходимое гидравлическое давление.

В 1983 году этот подъемник, который не мог работать в зимнее время, был заменен электрическим лифтом марки «Otis», состоящим из четырёх кабин и обеспечивающим прямое сообщение между двумя этажами. Возведение башни требовало особого внимания к вопросам безопасности беспрерывных работ, что и стало наибольшей заботой Эйфеля. На протяжении строительных работ не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом, что являлось значительным достижением для того времени. При устройстве котлованов для опор башни, из-за близости реки Сены, Эйфель прибегнул к методу, который он ввёл при строительстве мостов. В каждом из 16 кессонов фундамента находилось рабочее пространство, в которое накачивался под давлением воздух. Из-за повышенного давления туда не могла просочиться грунтовая вода, и рабочие могли осуществлять экскавацию без помех.

Одной из самых сложных проблем для Эйфеля стала первая платформа. Массивные деревянные арматуры должны были удерживать 4 наклонные опоры и огромные балки первой платформы. Четыре наклонные подпоры покоились на наполненных песком металлических цилиндрах. Песок можно было постепенно выпускать и, таким образом, устанавливать опоры под правильным наклоном. Дополнительные гидравлические подъемники в фундаментах опор давали возможность заключительной регулировки положения 4-х наклонных опор, которые, таким образом, можно было точно подогнать к железной арматуре первой платформы. Как только платформа легла строго горизонтально, она была прикреплена к наклонным опорам, а подъемники были удалены. Затем строительство продолжилось уже на самой башне. Работа продвигалась медленно, но непрерывно. Она вызывала у парижан, видевших растущую в небо башню, удивление и восхищение. 31 марта 1889 года, меньше чем через 26 месяцев после начала рытья котлованов, Эйфель смог пригласить нескольких более-менее физически крепких чиновников к первому подъему на 1 710 ступеней.

Эйфелева башня в Париже, лифты

Париж. Эйфелева башня — la tour Eiffel

Фото Эй2. Исторический архивный снимок, сделанный авторами путеводителя «Русский Париж» много лет назад. Специальные рабочие занимаются очисткой и окраской конструкции Эйфелевой башни. Обратите внимание также на задний план. На нем хорошо видна выстоа, откуда сделан снимок. Еще на этом фото отчетливо видны заклепки, которые соединяют 15 000 (!) составных частей этого сооружения. И таких заклепок здесь 2,5 миллиона… На Эйфелевой башне всего три уровня. Лифт, то есть подъемник, работает только до второго уровня.
Добраться на лифте до второго уровня и посмотреть подъемное устройство Вам обойдется 8,5 Евро. На этом же уровне находится великолепная смотровая площадка с видами на все части Парижа (смотри «Экскурсия на Эйфелеву башню в 2003 году. Отзывы и фото со смотровой площадки»). Для любителей инженерного дела и для тех, кто хочет больше обычных туристов узнать про эту главную достопримечательность Парижа, предлагается экскурсия в бункер под Марсовым полем, где размещен лифтовый механизм Эйфелевой башни.

Продолжение истории строительства.
Первоначальный договор с Эйфелем был о демонтаже башни через 20 лет после постройки. Сооружение имело потрясающий и незамедлительный успех. За шесть месяцев работы выставки посмотреть «железную даму» пришли более 2 млн посетителей. К концу года удалось возместить три четверти всех затрат на строительство.

Однако творческая интеллигенция Парижа и Франции была возмущена дерзким проектом Эйфеля, и, начиная с самого начала строительства, посылала в мэрию Парижа негодования и требования прекратить постройку башни. Писатели и художники опасались, что металлическая конструкция будет подавлять архитектуру города, нарушать неповторимый стиль столицы, складывавшийся на протяжении веков. Известно, что в 1887 году 300 писателей и художников (среди них Александр Дюма-сын, Ги де Мопассан и композитор Шарль Гуно) направили протест в адрес муниципалитета, характеризуя конструкцию как «бесполезную и чудовищную», как «смехотворную башню, доминирующую над Парижем, как гигантская фабричная дымовая труба», добавляя:

«На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающейся над городом, как чернильная клякса. »
Ги де Мопассан регулярно обедал в ресторане на первом уровне башни (ныне ресторан «Жюль Верн»). На вопрос, зачем он это делает, если башня ему не по душе, писатель отвечал: «Это единственное место во всём огромном Париже, откуда её не видно».

В октябре 1898 года Эжен Дюкрете провёл первый сеанс телеграфной связи между Эйфелевой башней и Пантеоном, расстояние между которыми 4 км.

В 1903 году генерал Феррье, пионер в области беспроволочного телеграфа, применил её для своих экспериментов. С этого времени башню стали использовать военных целей как самый большой ПДРЦ Франции.

С 1906 года на башне уже постоянно была размещена мощная радиостанция. В 1907 году на втором этаже башни были установлены шестиметровые электронные часы по проекту российского инженера Ромейко-Гурко.

1 января 1910 года Эйфель продлевает аренду башни сроком на семьдесят лет.

В 1914 году радиоперехват позволил генералу Гальени организовать контратаку на Марне во время Первой мировой войны.

В 1921 году состоялась первая непосредственная радиопередача с Эйфелевой башни. В эфир прошла передача широкого радиовещания, ставшая возможной благодаря установке на башне специальных антенн.

С 1922 года стала регулярно выходить радиопрограмма, которая так и называлась «Эйфелева башня».

В 1925 году предприняты первые попытки ретранслировать с башни телевизионный сигнал.

С 1935 года началась регулярная передача телевизионных программ . С 1957 года на башне установлена телевизионная антенна, увеличивающая высоту стальной конструкции до 320,75 метра. Кроме неё, на башне поставлены несколько десятков линейных и параболических антенн, осуществляющих ретрансляцию различных радио и телепрограмм.

Неофициальная информация. Эйфелева башня стала также одним из главных и любимых мест посещения туристами из России. Существует живая очередь, в которой надо стоять в зависимости от сезона-не сезона определенное время. (Туристы, покупающие туры (экскурсии) у своего туроператора в очереди, как правило, не стоят)

Эйфелева башня экскурсия, отзывы

Эй3. Эйфелева башня, Париж. Очередь в кассу

Эй3. Экскурсия в 2003 году. Отзывы. Сейчас перед входом на территорию Эйфелевой башни введены дополнительные меры безопасности — металлодетекторы и полиция. Экскурсии на Эйфелеву башню являются самыми популярными в Париже. Очереди на вход очень длинные. Кабины лифтов для подъема на высоту 115 метров рассчитаны только на 30 человек. От отметки 115 метров на высоту 276 метра поднимается лифт еще меньшего размера, в связи с чем очередь еще больше. Билет лучше покупать на полный подъем или только на 2-й уровень. Проверка билета осуществляется автоматически с отрывом перфорированного уголка.

Подножие этой башни уже давно превратилось для русских любимым местом «дегустации французских вин», чему немало способствует песок и трава у ее подножия. Утром замечено не было, а вот днем и особенно вечером, в холод и жару, небольшие компании русских туристов постоянно по-хозяйски присев, совершают обряд винопития (ведь французские «менты» не видят в этом нарушения общественного порядка, заведенного еще столетиями назад). Хотя официальный плакат с картинками предупреждает, что «Употребление алкогольных напитков в саду запрещается». Вечером- не видно, днем по-американски бутыль заворачивается в пакет (на всякий случай). Здесь же ходят толпы попрошаек и множество торговцев сувенирами.

Фото Эй4: Классический вид Эйфелевой башни из смотровой площадки на Трокадеро в наступающих сумерках. Как только стемнеет, на ней зажжётся иллюминация. Огни и прожекторная подсветка по городу. Эй5. Вид Эйфелевой башни во время экскурсии по мосту между площадью Конкорд и Национальной Ассамблеей. Перед мостом Императора Александра Третьего находится плавучий ресторан, очень популярный у французов и гостей Парижа. Под мостом проплывает туристический корабль. Эй6. Необычный вид Эйфелевой башни со стороны мостов и реки Сены. Обратите внимание на большое количество плавучих ресторанов и экскурсионные пароходы. Точнее теперь уже не пароходы, а теплоходы. С этого места начинаются почти все речные экскурсии по Парижу на борту прогулочного корабля по реке Сена. Экскурсия проходит от Эйфелевой башни через Мост Александра Третьего, мимо набережных и музея Орсей до острова Сите.

Это сооружение является символом Парижа и самым посещаемым местом для туристов, около 6000 000 посетителей в год.

Как добраться: — метро «Place Alma-Marceau», «Bir Hakeim» или
— RER «Pont de l’Alma», «Champs de Mars-Tour Eiffel»

Время работы: ежедневно 9.30- 23.00, июль- август 9.00-00.00 (уточняйте, периодически меняется, например 15 июня — 1 сентября 9.00 — 00.45, 2 сентября — 14 июня 9.30 — 23.45)

И еще раз про конструкцию кратко. Башня состоит из металлических профилей, скрепленных заклепками. Первоначально она была построена к Всемирной выставки 1889 года для демонстрации успехов Франции в инженерном деле и металлургии. Проект разработан был архитектурным бюро Густава Эйфеля (который его просто купил у другого дизайнера). По первоначальным эскизам предполагалось украсить башню аллегорическими композициями но реализованы были только украшения в виде декоративных арок над четырьмя проемами у основания. По окончании выставки сооружение планировали разобрать. Жителям Парижа не нравилось это авангардное сооружение. Сам Эйфель после закрытия выставки взял эту башню в аренду. От демонтажа это инженерное сооружение спасло изобретение радио как средство связи. На верхнем этаже соорудили передающую антенну, которая долгое время играла важную стратегическую роль в Армии и Флоте.
Сейчас столетняя «Королева Франции» испытывает ренессанс, уже как туристический объект культурного наследия. Была произведена реставрация, удалена грязь, пыль и старая краска. Заменены кабины лифта.
На башне расположены три смотровые площадки на разных уровнях:
— 57 метров, первый уровень
— 115 метров, второй уровень
— 276 метров, третий уровень
На первые два уровня можно добраться пешком по лестнице или на лифте, на третий- только на подъемнике.
На втором уровне расположены кафе, туристический офис и сувенирный киоск.
Верхний уровень имеет дорогой престижный ресторан.

Экскурсия на Эйфелеву башню

Билеты, цена. Экскурсии самостоятельно и с гидом. Пешая самостоятельная экскурсия до второго уровня — 5 Евро, на лифте — 8,5 Евро
До третьего уровня — цена 14,5 Евро (на лифте можно добраться только до второго уровня, дальше только пешком по ступеням)
Полезные советы и личный опыт. Как видно из вышеизложенного, стоимость входного билета зависит от того, какой уровень вы планируете посетить. Учтите, что поднимаясь на второй уровень пешком по ступеням самостоятельно, многие туристы реально устают. Если, конечно, Вы не желаете совместить экскурсию с небольшим занятием спортом 🙂 Учтите этот момент при планировании экскурсии.
Очереди в кассу здесь всегда большие, хотя введение дополнительных мер безопасности с соответствующими проверками никак не увеличило время ожидания подъема. Можно купить билет он-лайн и принести его в распечатанном или загруженном на телефон виде, но… Распечатка точно, а поиск и оплата карточкой тоже займут какое то время. Да и заказывать электронный билет надо не позднее, чем за сутки до визита. Многие туристы предпочитают «по-старинке» постоять и потолкаться в очереди, при этом более детально разглядеть конструкцию лифта, подъемного механизма и строение башни. От очереди в кассы башня имеет особенный вид.

Экскурсия в бункер под Марсовом полем (где размещается механизм лифта Эйфелевой башни) и визит в элитный ресторан «Жюль Верн» (на третьем уровне башни. Экскурсии по этим местам возможны только организованными группами с местным гидом на английском или французском языках. Гид, как это и принято во Франции, рассказ сопровождает шутками, остротами, байками и сплетнями как про саму башню, так и весь окружающий е квартал.
Время экскурсии: среда и суббота в 10.00 и 17.00. Продолжительность экскурсии 1,5 часа. Стоимость — 20,50 Евро, для детей до 16 лет — 18,90 Евро
Место встречи с гидом: под северной опорой Эйфелевой башни возле памятника Густаву Эйфелю.
Ограничения. Детей до 5 лет не пускают.
Полезные советы. Одевайте удобную и практичную обувь.

Русский след. В знаменитом советском сериале «Неуловимые мстители» про «юных чекистов» Эйфелевой башне уделяется много сюжетов в фильме «Корона Российской империи». По сюжету после революции здесь на башне, в ресторанах собиралась вся элита русской эмиграции, от военных до артистов. В фильме много художественных домыслов, но много основано и на реальных событиях, в том числе и о двух «Императорах Всероссийских» — Великом князе Николае Николаевиче и В.К. Кирилле Владимировиче, которых в качестве своего Императора видели офицеры соответственно армии Врангеля и Российской Гвардии. Известны также случаи, когда чекисты, сотрудники ИНО ОГПУ назначили встречу и сбросили с парапета неугодного человека. Известный видео-клип группы «Дюран Дюран» также полностью посвящен работе спецагентов на этой башне…

Полезные советы. Вечером Эйфелева башня не просто «зажигается», но и периодически освещает все небо. Фотосъемка цифровой камерой позволяет запечатлеть всю эту красоту, но….Практика показала, что снимать надо со штатива, иначе (особенно при хорошем качестве снимка) изображение выходит смазанным. Рекомендуется уменьшить качество снимка (!), за счет чего он будет более резким. Очень хорошие места съемки- это набережная Сены в центре. Можно прислонить фотоаппарат к бордюру или дереву — при этом снимок выходит более резкий. Резкость снимка не зависит от количества употребленного французского вина.

Эйфелева башня экскурсия вечерний Париж

Эйфелева башня, экскурсия «Вечерний Париж». Прогулки по городу. Вид на Эйфелеву башню со стороны набережной. Видны мосты с площади Конкорд

Экскурсия на Эйфелеву башню в 2003 г. : обзорные виды Парижа с Эйфелевой башни и расшифровка некоторых достопримечательностей на фото (архив авторов)

Эй8. Фото ноябрь 2003 года. Вид Парижа и окрестностей с Эйфелевой башни (2-й этаж) в направлении Ла Дефанс (направление северо-запад). На переднем плане — Сена. Далее парк и район Трокадеро. Вдали видны характерные постройки района Ла Дефанс (Оборона Парижа) Об обороне и «обороне» Парижа читать здесь.
В прошлом веке Трокадеро выглядело совсем по другому. В редакции путеводителя сохранились архивные виды этих мест на почтовых открытках начала прошлого века. Старые фотографии мы размещаем по мере сканирования. Эй9. Разворачиваемся против часовой стрелки — на юго-запад и снимаем вид в направлении Булонь-Бианкур. Вот там вдали когда то жили русские, работая на заводе и в мастерских. См. Булонь-Бианкур. Слева вдали находится Версаль. Эй10. Разворачиваемся еще против часовой стрелки и снимаем в направлении на юго-восток. На переднем плане видно Марсово Поле. Вдали — главный «обзорный» конкурент Эйфелевой башни- высотка (башня) и смотровая площадка Монпарнас.
Марсово поле. Бывший военный плац французской армии. Сейчас здесь разбит парк с цветами и фонтанами. Марсово поле ведет к зданию Военной Школы (Ecole militaire), открытой в 1773 году при Людовике XV для обучения военному искусству молодым людям из бедных дворянских семей. Знаменитые личности: Наполеон Бонапарт (окончил Школу в 1784 году).
Эй11. Разворачиваемся еще против часовой стрелки- на восток и открывается вид на центр Парижа. Виден чуть слева Дом Инвалидов- Музей Армии, вдали- Собор Парижской Богоматери. На ближнем плане слева, на улице Гренель находилось «советское полпредство» — «осиное гнездо» для белоэмигрантов (см. Париж чекистский), а ныне дом посла РФ. Эй12. Разворачиваемся еще чуть против часовой стрелки на северо-восток и снимаем центр Парижа. Вид Парижа с Эйфелевой башни — вид на Восток. В центре снимка видна Сена в районе моста площади Согласия (Конкорд) и сада Тюильри, здесь же Дом Инвалидов и Музей Армии. Слева — купола Большого дворца — Гран Пале. Эй13. Разворачиваемся еще немного налево и приближаем трансфокатором (zoom) район, чтобы сфотографировать и центр города и холм Монмартр. Вдали виден холм- Монмартр. На правой части фото виден тот же Большой дворец (Гран Пале). Эй14. Поворачиваем еще налево, направление почти на север. Вид на Сену и север Парижа. В правом верхнем углу виден холм Монмартр. Обратите внимание на гигантскую тень от Эйфелевой башни.
Продолжение и расшифровка объектов следует…

Отзывы и посещении, полезные советы.
Во время обзорной экскурсии по Парижу Вы можете увидеть Эйфелеву башню с непривычных мест. Обычно туристы идут на Трокадеро, так сказать, классическая пешеходная экскурсия на башню. На автомобиле можно выбрать любую точку фотосъемки и нужный ракурс.
Интересные факты. Во Франции и в других странах Гюстав Эйфель до сооружении своей башни строил мосты, и конечно, продолжал использовать уже отработанные технологии. В Париж были доставлены 15 тысяч составных частей, которые были пронумерованы и скреплены 2,5 миллионами (!) металлических заклепок. Сам же инженер и архитектор называл ее просто «башня в 300 метров».
Самое высокое в тот момент (1888 год) в мире сооружение было построено в спешном порядке всего за 26 месяцев. Для этого 300 рабочих трудились без выходных, но во время строительства не было ни одного несчастного случая.
Эйфелеву башню строили ко Всемирной выставке в Париже, но спустя двадцать лет ее должны были снести. Но изобретение радио, как для гражданских, так военных целей, спасло это сооружение от сноса и превратило в большую передающую антенну. Эйфелева башня теперь стала важным военно-стратегическим объектом.
Парижане же еще долго не любили это сооружение, так как привыкли ко всему старинному и долго привыкают к чему то новому. Как только ее не называли злые языки: «голый канделябр» и «омерзительная колонна из болтов и листового металла». Но время прошло и сейчас жители Парижа уже считают ее своей главной достопримечательностью и символом города…

Париж. Самостоятельные пешеходные экскурсии по городу. Любимая шутка туристов — зайти к Эйфелевой башни со стороны Эколь Милитер и Марсова поля, подобрать дистанцию и ракурс так, чтобы гигантская башня казалось маленькой и выглядела игрушечной. Эта шутка известна с давних времен, когда фотографии были еще черно-белые, а что такой фотошоп никто и не знал..

Эйфелева башня, интересные факты. Во время начала строительства башни высотой в 300 метров к Всемирной выставке на месте Марсова поля сведения просочились в прессу. Появилась инициативная группа по сохранению вида Марсова поля, которая написала гневное письмо директору выставки с требованием не портить вид этого исторического уголка Парижа. Директор выставки просто положил «под сукно» это письмо и продолжал ее строительство. Через 2 года башня была собрана и с тех пор является украшением всего Парижа.
Эйфелева башня состоит из 15 тысяч !!! составных частей, которые соединяются при помощи 2,5 миллионов !!! металлических заклепок. Гюстав Эйфель до этого занимался возведением мостов, но это чудо света построил всего за 26 месяцев. Жители Парижа вначале очень скептически относились к этой «омерзительной колонне из болтов и листового металла». Например, писатель Ги де Мопассан был так недоволен этим сооружением, что стал … ежедневно обедать в ресторане «Жюль Верн», находящемся на третьем уровне Эйфелевой башне. Друзьям он объяснял, что это единственное место, откуда не видно ненавистное ему сооружение…

Русский след или «отзывы туристов об Эйфелевой башне»
Советский поэт Владимир Маяковский оставил свой отзыв в стихотворной форме, написав «Разговорчики с Эйфелевой башней»
«…Я выхожу на Place de la Concorde.
Я жду, пока, подняв резную главку,
домовой слежкою умаяна,
ко мне, к большевику,
на явку
выходит Эйфелева из тумана».

Практическая информация и экскурсии.

  • Самостоятельная экскурсия (от метро Трокадеро)
  • Обзорная экскурсия по Парижу с гидом (дневная, вечерняя, ночная, их аэропорта Шарль-де-Голль, Орли, Бове или Диснейленд, разной длительности). Звоните, пишите.