Триумфальная Арка в Париже

Путеводитель по Парижу. Интересные места, что посмотреть, карты, схемы и экскурсии. Достопримечательности Франции на старых почтовых карточках. Коллекция «Союза Шоферов такси в Париже».

Триумфальная арка на площади Этуаль (Arc de Triomphe de l’Étoile) — один из самых известных памятников в Париже, расположенный на западной оконечности Елисейских полей в центре площади Шарля де Голля, ранее называвшейся Плас-де-Л’Этуаль («звезда» стыка, образованного его двенадцатью лучистыми проспектами). Расположение арки и площади делится между тремя округами: 16-м (юг и запад), 17-м (север) и 8-м (восток). Триумфальная арка чествует тех, кто сражался и погиб за Францию во время революционных и наполеоновских войн, содержит имена всех побед и генералов, начертанными на ее внутренней и внешней поверхности. Под его основанием находится Могила Неизвестного солдата Первой мировой войны.

Триумфальная Арка в Париже

Фото в начале прошлого века

Триумфальная Арка на площади Этуаль

«Arc de Triomphe», вдохновленная аркой Тита в Риме, в Италии, имеет общую высоту 50 метров, ширину 45 м и глубину 22 м, а ее большой свод украшен конструкцией в 29,19 м в высоту и 14,62 м в ширину. Меньшие поперечные своды имеют высоту 18,68 м и ширину 8,44 м.
Arc de Triomphe в Париже была самой высокой триумфальной аркой до завершения строительства Монумента Революции в Мехико в 1938 г, высота которого составляет 67 метров. Триумфальная арка в Пхеньяне, построенная в 1982 г., создана по образцу Триумфальной арки и немного выше — 60 м (197 футов). La Grande Arche в районе Ла Дефанс под Парижем имеет высоту 110 метров. Хотя она не названа Триумфальной, она была спроектирована по той же модели и с теми же задачами.

Интересные факты.
— Перед захоронением в Пантеоне тело писателя Виктора Гюго было выставлено под Аркой в ночь на 22 мая 1885 г.
— Через три недели после Парада победы в Париже в 1919 г. (ознаменовавшего окончание боевых действий в Первой мировой войне) летчик Шарль Годфруа (Charles Godefroy) на своем биплане «Ньюпор» пролетел под главным сводом арки, и это событие было заснято в кинохронике.

Триумфальная арка была спроектирована Жаном Шалгреном (Jean Chalgrin) в 1806 г. как центральный связующий элемент «Axe Historique» (историческая ось, последовательность памятников и больших улиц на маршруте, идущем от внутреннего двора Лувра до Большой арки в Дефанс). Его иконографическая программа противопоставляет героически обнаженных французских юношей бородатым германским воинам в кольчугах. Он задал тон всем общественным памятникам с торжествующим патриотическим посланием.

XIX век. Arc de Triomphe расположена на правом берегу Сены в центре двенадцатиугольной фигуры из двенадцати расходящихся лучами проспектов. Она была построена в 1806 г. после победы при Аустерлице императора Наполеона на пике своего торжества. На создание только фундамента ушло два года, и в 1810 г., когда Наполеон вошел в Париж с запада со своей новой невестой, эрцгерцогиней Мари-Луизой Австрийской, он построил деревянный макет завершенной арки. Архитектор Жан Шалгрин (Jean Chalgrin) умер в 1811 г., и работу взял на себя Жан-Николя Юйо (Jean-Nicolas Huyot). Во время реставрации Бурбонов строительство было приостановлено, и оно не будет завершено до начала правления короля Луи-Филиппа, между 1833 и 1836 годами, архитекторами Густом (Goust), а затем Юйо (Huyot) под руководством Эрикарта де Тюри (Héricart de Thury). 15 декабря 1840 г. останки Наполеона, привезенные с острова Святой Елены, прошли под ней по пути к месту последнего упокоения императора в Доме инвалидов (Музей Армии).

XX век. Интересные факты. Первая Мировая война. Меч, который Республика несла в барельефе Марсельезы, оборвался в тот день, как говорят, когда началась битва при Вердене в 1916 г. Рельеф был немедленно скрыт брезентом, чтобы скрыть происшествие и избежать нежелательных зловещих толкований. 7 августа 1919 г. Шарль Годфруа (Charles Godefroy) успешно управлял своим бипланом в полете под Аркой. Жан Наварр (Jean Navarre) был пилотом, которому было поручено совершить полет, но он умер 10 июля 1919 г., когда разбился возле Вилакубле (аэропорт Villacoublay) во время подготовки к полету.

Военные парады. После постройки Arc de Triomphe стала местом сбора французских войск после успешных военных кампаний и ежегодного военного парада в День взятия Бастилии. В знаменитых победных маршах вокруг Арки или под ней участвовали немцы в 1871 г., французы в 1919 г., снова немцы в 1940 г., а также опять французы и союзники в 1944 и 1945 г. На почтовой марке США 1945 г. изображена Триумфальная арка. на заднем плане, когда победоносные американские войска маршируют по Елисейским полям, а американские самолеты пролетают над головой 29 августа 1944 г. Однако после погребения Неизвестного солдата все военные парады (включая вышеупомянутый после 1919 г.) избегали марша через настоящую арка. Маршрут идет вверх до арки, а затем вокруг нее, из уважения к гробнице и ее символике. Даже Гитлер в 1940 г., как и де Голль в 1944 г. соблюдали этот обычай.

Триумфальная Арка в Париже

Вид Арки. Конные упряжки, автомобили и такси.

Великолепное фото начала XX века, раскрашенное по моде времени. Тогда только русский фотограф Прокудин-Горский мог делать цветное изображение, а все остальные раскрашивали вручную черно-белые снимки. Обратите внимание, что Могила неизвестного солдата Первой Мировой войны еще отсутствует, по площади ходят пешеходы, но уже присутствует «конное такси». Автомобили только еще стали появляться, но очень редко. Пешеходные экскурсии вокруг Арки были очень популярны в то время, что показано на фото.

Триумфальная арка (франц. Arc de triomphe de l’Étoile) — монумент в 8-м округе Парижа на площади Шарля де Голля (Звезды), возведённый в 1806—1836 годах архитектором Жаном Шальгреном по распоряжению Наполеона в ознаменование побед его Великой армии.

Со времён правления Людовика XIV прямая дорога соединяла — парижский дворец Лувр и площадь Этуаль. Далее, чтобы попасть в Версальский дворец, дорога поворачивала налево — строго на Запад (авеню Фок), либо ещё левее (авеню Виктор Гюго) и далее выходила за пределы Парижа. Название этой дороги — «Триумфальный путь» — не устарело и сегодня: на одной оси стоят здесь три арки — Каррузель возле Лувра, Триумфальная арка на площади Этуаль и Большая арка, построенная уже в нашу эпоху в ультрасовременном квартале Дефанс.

В декабре 1806 г., сразу после Аустерлицкого сражения, Наполеон распорядился соорудить на парижском холме Шайо «Arc de triomphe» в честь военных побед, одержанных Францией во время Революции и в период Первой империи. Целых два года ушло на сооружение фундамента. В 1810 году, когда новоиспеченная императрица Мария-Луиза должна была торжественно въехать в столицу по Елисейским полям, на каменном фундаменте была наспех сделана из досок и сурового полотна «декорация» будущей арки. Архитектор Шальгрен умер в 1811 г., арке на тот момент не хватало 5 метров до проектной высоты, но все-же работы были прекращены в связи с чередой военных неудач. Наполеон не дожил до окончания строительства «Arc de triomphe» — оно завершилось лишь в 1836 году, в царствование Луи-Филиппа под руководством архитектора Абеля Блуэ.

15 декабря 1840 г. под аркой проехал траурный кортеж с прахом Наполеона, доставленным с острова Святой Елены. Позднее торжественной погребальной церемонии с остановкой под сводами Триумфальной арки удостоились после своей кончины Тьер, Гамбетта, Виктор Гюго, Лазар Карно, Мак-Магон, генералы Фош и Жоффр, генерал Филипп Леклерк, маршал Латтр де Тассиньи.

Строение памятника. Дизайн астилара разработан Жаном Чалгреном (Jean Chalgrin 1739–1811) в неоклассической версии древнеримской архитектуры. В скульптуре Триумфальной арки представлены крупнейшие академические скульпторы страны: Жан-Пьер Корто; Франсуа Руд; Антуан Этекс; Джеймс Прадье и Филипп Жозеф Анри Лемер (Jean-Pierre Cortot; François Rude; Antoine Étex; James Pradier и Philippe Joseph Henri Lemaire). Основные скульптуры не являются цельными фризами, а рассматриваются как независимые трофеи, нанесенные на огромные массивы каменной кладки из тесаного камня, в отличие от аппликаций из позолоченной бронзы на мебели в стиле ампир. Четыре скульптурные группы у основания Арки — это «Триумф» 1810 г. (Корто), «Сопротивление» и «Мир» (обе работы Антуана Этекса) и самая известная из них — «Отправление добровольцев» 1792 г., обычно называемое «Марсельезой» (Франсуа Руд). Лицо аллегорического изображения Франции, призывающей свой народ на последней, использовалось как пряжка на поясе для присвоения почетного звания маршала. После падения Наполеона (1815 г.) скульптура «Мир» интерпретируется как ознаменование Мира 1815 г.
На чердаке над богато скульптурным фризом с воинаи находится 30 щитов, на которых выгравированы имена крупных  побед во время Французской революции и наполеоновских войнах. На внутренних стенах памятника указаны имена 660 человек, среди которых 558 генералов Первой Французской империи. Имена генералов, погибших в бою, подчеркнуты. На более коротких сторонах четырех опорных колонн также выгравированы названия основных побед в наполеоновских войнах. Сражения, которые произошли в период между уходом Наполеона с Эльбы и его окончательным поражением при Ватерлоо, не включены.
В течение четырех лет, с 1882 по 1886 г., арку венчала монументальная скульптура Александра Фальгьера (Alexandre Falguière). Названная «Триумф революции», она изображал колесницу, запряженную лошадьми, готовящуюся «сокрушить анархию и деспотизм». Она оставался там всего четыре года, прежде чем была разрушена. Внутри памятника в феврале 2007 г. открылась постоянная экспозиция, задуманная художником Морисом Бенаюном (Maurice Benayoun) и архитектором Кристофом Жиро ([Christophe Girault). Инсталляция из стали и новых медиа ставит под сомнение символизм национального памятника, подвергая сомнению баланс его символического послания за последние два столетия, колеблющегося между войной и миром.

Могила неизвестного солдата

Под аркой находится Могила Неизвестного солдата Первой мировой войны, погребенного в День перемирия в 1920 году, в ней зажжен первый вечный огонь в Западной и Восточной Европе с тех пор, как огонь был потушен в четвертом веке. Он горит в памяти мертвых, которых так и не опознали (теперь в обеих мировых войнах).
Церемония проводится у Могилы каждое 11 ноября в годовщину перемирия 11 ноября, подписанного державами Антанты и Германией в 1918 г. Первоначально 12 ноября 1919 г. было принято решение похоронить останки неизвестного воина в Пантеоне, но общественная кампания по написанию писем привела к решению похоронить его под Триумфальной аркой. Гроб был помещен в часовню на первом этаже Арки 10 ноября 1920 г. и установлен на место последнего упокоения 28 января 1921 г. На плите сверху есть надпись «ICI REPOSE UN SOLDAT FRANÇAIS MORT POUR LA PATRIE 1914–1918» («Здесь лежит французский солдат, погибший за отечество в 1914–1918 г.г.»).

Русский след. Российская Империя, в отличии от СССР, являлась равноправным участником коалиции стран Антанты и имела полное право на церемонию зажжения огня. Эта традиция относится и соблюдается ветеранскими организациями Русской Императорской Армии, включая казачество, Экспедиционный корпус и Легион Чести. Раз в год члены этих эмигрантских организаций участвуют в ритуале Зажжения Огня.

Фото: 14 июля 1919 года. Парад Победы в Париже. Французские танки Первой Мировой войны Рено FT-17.

Триумфальная Арка и Первая Мировая война

14 июля 1919 года здесь состоялся большой Парад Победы, посвященный безоговорочной капитуляции Германии в Первой Мировой войне. Впервые в мире в военном параде участвовало новое чудо-оружие того времени — танки. Это был последний парад, когда войска проходили под Аркой. Спустя несколько лет под аркой захоронили неизвестного солдата, найденного на полях сражений под Верденом, и войска стали проходить уже в обход, вокруг Арки.

Могила неизвестного солдата. 28 января 1921 под сводами арки были погребены останки Неизвестного солдата, погибшего во время первой мировой войны на полях сражения при «Битве за Верден».
Неофициальная история. Во время фашистской оккупации здесь также проходили военные парады и праздники :-(. И что удивительно, нацисты не тронули ни надписи, ни символику, что «демонстрирует победу Франции над Германией», сохранив памятник как есть.

Фото: строй русских казаков при зажжении Вечного огня на могиле неизвестного солдата (коллекция клуба). Достопримечательности Парижа на старых снимках. Советское Правительство и Ленин лишили Россию права Победителя Первой Мировой войны за «позорный Брестский мир» и «союзничество с Германией». Советскую Россию вычеркнули из списка держав-победителей, но в знак уважения и заслуг Русской (Императорской) Армии воинским организациям Зарубежной России было предоставлено почетное право раз в год зажигать вечный огонь. Председатели РОВС, казачьи Атаманы от имени Русской Армии неоднократно пользовались этим правом, существующим и по сей день. Многие казаки, участники Первой мировой войны, были записаны и состояли в «Союзе казаков-комбатантов» (смотри справочник по русской эмиграции во Франции. Русский Обще-воинский союз также имел статус ветеранской организации солдат и офицеров, участников Великой войны. На фото казаки одеты в форму кубанского казачьего войска (черкесска), с кинжалами и модной белой кубанкой (низкой папахой). В такой форме казаки в Первую мировую войны воевали на Кавказском фронте, в экспедиционном корпусе генерала Баратова в Персии. Некоторые казачьи полки в черкесках были и на Юго-западном фронте. На фото виден и казак и в гимнастерке, также широкой использовавшейся в казачьей войсках по образцу армейской формы.
Примечание: могила неизвестного солдата Первой Мировой войны и Вечный огонь у подножия Триумфальной Арки появились уже после Парада Победы в 1919 году (смотри также фото 14 июля 1919 года с танками и военнослужащими). Огонь впервые здесь был зажжен 11 ноября 1923 года, в 5-ую годовщину окончания Первой Мировой войны. И сейчас, каждый год 11 ноября здесь проходят военные парады и памятные мероприятия.

Фото: Донской Атаман А.П. Богаевский после зажжения огня делает запись в специальной книге. Казаки Русской Армии участвуют в торжественных мероприятиях под Триумфальной Аркой. 30-е годы. Атаман Всевеликого Войска Донского генерал-лейтенант Африкан Петрович Богаевский после зажжения огня на могиле Неизвестного солдата делает официальную запись в специальном журнале французских официальных лиц.
Примечание, «полезные советы». Сразу предупреждаем наших «казаков». Согласно декрету французских властей от 1919 года хождение в любой военной форме по Парижу категорически ЗАПРЕЩАЕТСЯ. Любая попытка пройти к Вечному Огню в казачьей форме (да еще как всегда под шафе) будет немедленно пресекаться французской полицией. Во избежании неприятных последствий даже не пытайтесь это сделать. Французская полиция очень лояльно относится ко всему, что касается нахождения в состоянии «сильного алкогольного опьянения» даже в общественных местах, но нарушение этого закона будет пресекаться неукоснительно.

Фото: Париж, площадь Этуаль, 1930 год. Русские казаки у могилы Неизвестного Солдата. Стоят слева направо — полковник Елисеев Ф.И., генерал Лебедев О.И., генерал Баратов Н.Н., генерал Хорошхин Б.И., генерал Малышенко Н.И., генерал Богаевский А.П.
«Впервые, со времени Наполеоновских войн, казаки появились в военной форме и с флагами в Париже, на площади Этуаль, под Триумфальной аркой, — для возложения венка и возжжения огня на могиле неизвестного солдата. В этом году в первый раз возжигал огонь и Русский Обще-воинский Союз. Это известное моральное достижение русских — военных за десять лет жизни за рубежом. И то обстоятельство, что казакам было разрешено присутствовать на церемонии в военной форме — свидетельствует о подчёркнутом особом внимании к казачеству. Краткое обращение атамана А.П. Богаевского в местных газетах о «возжжении лампады» — дошло до казачьих сердец. 6-го сентября сборный пункт на исторических казачьих Елисейских Полях запестрел значками, черкесками, лампасами…
Процессия двигается. Впереди Русский национальный флаг. За флагом — атаман А.П. Богаевский, представляющий объединённое казачество. За ним на дистанции следует громадный венок из живых цветов, перевитый национальной лентой с надписью: «Казаки — Неизвестному Солдату». Его несут казаки Кубанского Войска — генерал Н.И. Малышенко и полковник Ф.И. Елисеев. За венком следует весь казачий генералитет и представители казачьих организаций. Далее до 1500 казаков всех Войск в штатских костюмах, в колонне по шесть…» (составил историк А. Корляков по материалам газет и фотографий)

Современное фото: Париж, Елисейские поля. Военный парад в День Национального праздника от Триумфальной Арки по Елисейским полям. Фото сделано русскими участниками парада, организация «Русский Сокол». В левом углу фото виден Ростислав Мусин- Пушкин (кадетское объединение во Франции) и знамя «Русского Сокола».

Экскурсии с гидом

Все туристы посещают это место неоднократно. Класический вариант, это когда в первые визиты во Францию заказывают обзорную экскурсию (для взрослых или детей) с профессиональным гидом-историком, а затем самостоятельно посещают это место.

Париж. Обзорная экскурсия по городу. Эта площадь то называется имени генерала Шарль де Голль, то «Звезда». От нее лучами расходятся 12 проспектов. За Аркой простираются Елисейские поля.
Фото в день национального праздника — 11 ноября, День Перемирия или окончания Первой Мировой войны. Здесь проходят военные парады и шествия ветеранов. На стенах изображены фрагменты батальных сцен и города, где были сражения.
Площадь была создана в 1854 году. Имя Шарль де Голля получила в 1969 г.
Триумфальная Арка, немного истории.
Строительство Триумфальной Арки началось в 1806 году при Наполеоне. По идеи Императора она была посвящена Великой Армии. Работы были завершены лишь к 1836 году. Скульптурный ряд внешней стороны Арки посвящен победам Наполеона. С внутренней стороны размещены названия мест сражений и имена генералов, участников войн Империи и революции.
Полезные советы.
На крыше Арки есть смотровая площадка, куда ведут 284 ступени. Чтобы до нее добраться, нужно пройти музейный зал, где представлены гравюры, документы и архитектурные планы с историей построения Арки.
Подъем на Триумфальную Арку, практическая инфомация
апрель — сентябрь ежедневно 9.30-23.00
октябрь — март ежедневно 10.00 — 22.30
Отзывы об экскурсии на смотровую площадку.
С крыши открывается великолепный вид на окрестности, на Елисейские поля, на все 12 улиц и на квартал, где расположено Российское Посольство. Самостоятельная экскурсия на крышу отлично дополняет первичную обзорную экскурсии по Парижу с гидом.
Фото: Под Триумфальной аркой находится Вечный огонь и могила неизвестного солдата. Русские офицеры, участники Первой Мировой войны имели право раз в год зажигать Вечный огонь и записывать это в специальный журнал. На дальнем плане видны Елисейские поля, по которым в праздники идут воинские части в параде

Немного истории.
В 1921 году в центральном пролете Арки была устроена могила Неизвестного солдата (найденного под Верденом)
В 1926 году зажжен так называемый «Вечный огонь»
С этого времени войска уже не могут проходить под Аркой, но это место стало самым торжественно-официальным в Париже.
см. также «русский след» и старые фотографии, как русские офицеры, казаки зажигают огонь в отведенные им дни.

Интересные факты.
В время немецкой оккупации огонь продолжал гореть. Германское командование с уважением относилось к памяти погибшего героя, воевавшего против их страны в Первую Мировую войну и никаких запретительных мер не принимало. Наблюдал за поступлением газа все тот же специально созданный «Комитет Вечного огня»
В мирное время были хулиганские попытки потушить огонь, правда неудачные. То подвыпивший турист старается потушить его, то личный секретарь Эдит Пиаф пытается зажарить на нем яичницу 🙁

Советский след и «дорогой Леонид Ильич»
Во время своего визита в 1977 году во Францию Генеральный секретарь КПСС товарищ Брежнев присутствовал на торжественом мероприятии с возложением венков к могиле неизвестного солдата. Естественно, вместо старенького неустойчивого советскогго вождя внок возлагали два товарища из посольства «в штатском». Все шло замечательно, пок не наступила траурная высокоторжественная «минута молчания». И тут наш Вождь как всегда «отличился» . Видимо забыв, где он и кто он, дорогой Леонид Ильич склонился к своему спутнику, что то стал ему весело рассказывать и к ужасу посольских стал вдруг весело смеяться вместо молчания… Старость — не радость… А на следующий день все французские газеты пытались испуганно озвучивать версии неуважительного отношения советского вождя к стране. Думали это был какой то угрожающий жест и намек в сторону Франции, демонстрация силы и неуважения к «пятой республике». Им пытались бывшие советские люди объяснить специфику «дорогого Леонида Ильича» и проблемы с его памятью, но никто им не верил…

Полезные советы
После первичной или даже вторичной обзорной экскурсии по Парижу на автомобиле с гидом многие туристы желают посетить Триумфальную арку для осмотра музея, огня или смотровой площадки. Как добраться самостоятельно от метро в этом случае. Выходите на станции метро Charles-de-Gaulle-Etoile, далее идти по подземному переходу прямо до Арки.
На самой Арке можно подняться наверх на смотровую площадку. Расположена на высоте 50 метров, открывается великолепный вид на Елисейские поля и другие части Парижа, но… Надо пройти 400 ступеней, что иногда проблематично для заядлых курильщиков или после «дегустации» французского вина в русских количествах.
Фото. Вид на Триумфальную Арку с другой стороны. Во время экскурсии на автомобиле можно ее объехать вокруг и осмотреть барельефы с изображением батальных сцен.
На снимке видны большие национальные флаги Франции в праздничный день.
В 1919 году через нее еще проходили танки колонны с войсками во время парада. Сейчас техника объезжает Арку из за Могилы неизвестного солдата. Каждый день, каждый вечер в 18.30 зажигается вечный огонь в его честь и в память всех «Погибших за Францию».
Триумфальная Арка была построена по приказу Наполеона в честь Победы Великой армии под Аустерлицем (смотри «Экскурсия из Парижа в Аустерлиц в 70-е годы прошлого века). Арка расположена в самом центре площади Шарль де Голль, но жители Парижа по прежнему ее называют Этуаль («Звезда»), так как от нее лучами расходятся 12 широких проспектов, включая Елисейские поля.

Триумфальная Арка в произведениях искусства и литературы.
Писатель «потерянного поколения» Эрих Мария Ремарк назвал один из своих лучших романов «Триумфальная Арка»
«…Они вышли на площадь Этуаль. Она раскинулась перед ними в струящейся серой мгле, величественная и бесконечная. Туман сгустился, и улиц, лучами расходящихся во все стороны, не было видно. Видна была только огромная площадь с висящими тут и там тусклыми лучами фонарей и каменным сводом Триумфальной арки, огромной, терявшейся в тумане, она словно подпирала унылое небо и защищала собой сиротливое бледное пламя на могиле Неизвестного солдата, похожей на последнюю могилу человечества, затерянную в ночи и одиночестве».
Здесь, конечно, неплохо бы привести и фотографии военных парадов возле Арки, устроенных немецко-фашистскими захватчиками, как насмешка над словами Ремарка о «последней могиле человечества в мировой войне», но из соображений этических авторы пока в раздумьях. Уж больно такие снимки унижают национальные чувства французов и заставляют вспомнить «позорные июньские дни», о которых русские эмигранты даже складывали «Звериады»…

Фото галерея


Фото Т1: Вид Триумфальной Арки с боковой улочки, 11 ноября, национальный праздник и военный парад в честь Победы.

Площадь Зевзды (ныне плас Шарль-де-Голль-Этуаль)
Елисейские поля упираются в площадь Звезды, в центре которой находится Триумфальная арка.
Маяковский, не знавший никаких иностранных языков 🙂 , когда говирил об этой площади, то переходил на «французский»:
«В Париже площадь — и та Этуаль…»
Этуаль — означает «звезда» по французски, но не обычная пятиконечная, а имеет двенадцать лучей, двенадцать авеню, которые спроектировал великий барон Осман.
Высота Триумфальной арки равна 49 метров, примерно 20 этажный дом, а ширина около 45 метра. Чтобы она казалась еще величественнее, архитектор Гитторф велел дома по кругу поставить «низкорослые».
С крыши Арки открывается великолепный вид на весь старый Париж.
Елисейские поля изначально задумывались как променад и увеселительное место. Волшебник Ле Нотр засадил их дорожки вязами, чтобы в их тенечке можно было бы гулять до холма Шайо.
Но пропаганда и желание величия привели к тому, что этот холм сровняли для сооружения монумента славы.
18 февраля 1806 г. Наполеон отправил письмо своему министру внутренних дел (!) с рекомендацией соорудить что-нибудь такое огромное, что соответствовало бы его Великой армии. Он заказал построить Триумфальную Арку. Архитекторы долго думали и сначала рассматривалась площадь Бастилии, барьер Гоблен или барьер Данфер. Но выбрали все же барьер Шайо, снесенный бывший холм. Далее архитекторы обсуждали, что именно установить. Большинство решило установить …гигантского слона в угоду несостоявшихся великих побед в египетской компании. Втнутри слона, окруженного фонтаном, должен был быть Музей Наполеона Бонапарта и его великих побед. Представьте на секунду площадь Этуаль с гиганстким слоном.. Весело? А еще веселей было бы, когда войска проходили бы у слона между ног под одним органом 🙂
Здравый смысл победил и император решил все же остановиться на классическом варианте с аркой.
15 августа 1806 г. маленький Великий человек заложил первый камень в основание будущей Арки.
В 1807 году окончательно утвержден проект Триумфальной Арки архитектора Шальгрена, но споры между «специалистами» затянули начало ее постройки.
В 1810 г. Наполеон решил принять в Париже свою новую жену Марию-Луизу под аркой своих побед, но оказалось, что на месте срытого холма Шайо стоят одни столбы… Поступили чисто «по военному» — на деревянный каркас натянули полотна, на которых Лаффит написал несуществующие барельефы, Амура в марсовой каске с надписью «Она дарует, ублажая досуги героя…» После свадьбы эту псевдо-арку разобрали… А Вы говорите «Шойгу, Рейхстаг ненастоящий…» Кстати в 1989 году здесь по распоряжению Миттерана проходило шествие с ряжеными и не очень хорошо, красноармейцами…
После поражения Наполеона строительство арки, понятно, было прекращено.
В 1823 г. Людовик XVIII все же приказал завершить ее и посвятить …. испанской победе (!) герцога Ангулемского.
Очередная революция во Франции привела к власти короля Луи-Филиппа, который приказал наконец то завершить строительство монумента и посвятить его всем армиям, как императорским, так и республиканскиим.
В 1836 г. строительство Монумента Победы было наконец то завершено.
Обошлось казне в 9 миллионов франков, немыслимой по тем временам сумме.
На Арке чего только не было. Различные статуи и барельефы, скульптурные группы, прославляющие разнообразные битвы, похороны и даже юность короля Луи-Филиппа.
Всего на памянике: 128 битв и 660 генералов.
Самой известной лепниной скульптора Рюда является композиция «Выступление», которую все называют «Марсельезой»
В 1848 г. прах Наполеона в урне привезли с острова Святой Елены и торжественно пронесли под Аркой, осуществив его заветное желание, при этом сделав из алебастра особое увенчание арки с изображением Наполеона и его побед.