Базилика Сакре Кер, Монмартр (Париж)

Путеводитель по Парижу и его достопримечательностям.

Экскурсия по Монмартру - Сакре-Кер

Базилика на Монмартре, Париж, Монмартр (Montmartre), архивное фото 2001 года

Базилика Сакре-Кер (франц. Basilique du Sacré Cœur) или просто Сакре-Кёр, буквально «базилика Святого Сердца», то есть Сердца Христова) — католический храм в Париже, построенный в 1875-1914 гг. по проекту архитектора Поля Абади в римско-византийском стиле, расположенный на вершине холма Монмартр, в самой высокой точке (130 м) города.
С вершины Монмартра, куда ведёт широкая многоярусная лестница, открывается панорама Парижа и вид вокруг в ясную погоду на 50 км.
Высота основного купола 83 м, высота колокольни около 100 м. Один из колоколов базилики — «Савояр» (la Savoyarde) — весит 19 т с языком в 850 кг, отлит в Анси в 1891 г., самый большой колокол Парижа.

Внутри базилика украшена цветными витражами и монументальной мозаикой на тему «Благоговение Франции перед Сердцем Господним», выполненной в 1912—1922 годах художником Люком-Оливье Мерсоном (fr:Luc-Olivier Merson, 1846—1920).

История:

Предложение о сооружении нового храма в память о жертвах франко-прусской войны, сделанное в 1871 г., подверглось сильной критике, но получило поддержку депутатов, давших согласие в 1873 г. Средства на строительство собирались по общественной подписке. При закладке первого камня (16 июня 1875 года) в грунт холма был положен бронзовый медальон «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику», ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кёр.
Работы вскоре были прерваны для того, чтобы укрепить почву холма, изрытого старинными каменоломнями. Строительство закончилось лишь в 1914 г.(!)

Русский след
Во время взятия казаками Парижа в 1814 году здесь происходило сражение, во время которого были жертвы и со стороны французской армии. Возможно, этот Храм задумывался также и для поминания жертв войны 1814 года.

Устройство. Сакре-Кер — это крестово-купольный храм: четыре малых купола на концах греческого креста и большой купол над средокрестием. Большой купол является после Эйфелевой башни второй самой высокой точкой Парижа.
Базилика Сакре-Кёр, немного истории и устройство. Перед входом в базилику на высоких постаментах установлены конные статуи Людовика Святого и Жанны д’Арк. Интерьер собора богато украшен мраморными скульптурами, статуями, мозаикой и витражами в византийском стиле. Из церкви можно спуститься в крипту, где каменной урне храниться сердце Лежанти, благодаря обету которого и появилась эта базилика.
Практическая информация:
Время посещения церкви: 6.15- 22.00
Купол и крипта: 9.00-19.00, зимой до 18.00
Фотосъемка внутри запрещена. Подъем на купол храма осуществляется из крипта.
Вход: платный, билеты продаются автоматом, принимающим мелкие банкноты и монеты.

Фото 1: вид на Монмартр, базилику Сакре-Кер в начале XX века. Обратите внимание на фуникулер слева, лестницу и парк посередине и гуляющих людей у подножия. За сто лет многое не изменилось. Пешеходная зона расположена по всей площади парка и перед ним. С вершины холма туристы также любуются панорамой Парижа. По некоторым сведениям, шампанское тогда тоже пили на скамейках, правда не из пластиковых стаканчиков. Как видно по старому фото, Монмартр — довольно высокий холм на севере Парижа. Название произошло от слов «Mont des martyrs» — «Холм мучеников» . Когда то во времена гонений на христиан римляне казнили здесь адептов новой религии. По легенде здесь в 250 году отрубили голову первому епископу Парижа — Дени. Согласно той же легенде господь совершил чудо: епископ взял отрубленную голову в руки и пошел на север. Пройдя 6 километров он упал и умер. На этом месте была построена церковь и аббатство Сен-Дени в честь епископа, признанного святым.
Этот холм занимает господствующее положение и неоднократно был театром боевых действий. Его стремился захватить в 1590 году Генрих Наваррский. Его захватили русские казаки в 1814 году. Отметились здесь и коммунары в 1870.
По другой легенде именно русские казаки в этом районе и породили название кафе быстрого обслуживания «бистро», те есть «быстро». До барона Османа холм был обычным пригородом Парижа. Наполеон III дал Осману все полномочия и свободу действий. Все закончилось сносом средневековых построек и создание нового города, где не было дешевого жилья, а все было сделано для богатых. Всю «нищету» отсюда выдавили в пригороды. Монмартр стал районом для бедных, недовольных и злостно смотрящих на жителей Парижа с вершины холма через разделяющий их бульвар. Естественно, именно здесь и зародилась Парижская коммуна …
Позже революция перешла в идеологическую фазу. Дети богачей часто посещали свободный квартал. Со склонов холма к площади Пигаль спускались девушки, порой «без социальной ответственности»…
Фото 2. Немного истории. Базилика величественно возвышается над Парижем на самой вершине холма Монмартра. В 1870 году прусские войска осадили Париж и пролилось много крови. Двое французов-католиков, Лежанти и Флери поклялись возвести здесь церковь и посвятить ее Священному Сердцу Христа, если Франция победит в войне. Хотя Франция и проиграла компанию, но Париж избежал оккупации. После войны началось строительство базилики на народные деньги, пожертвования простых людей. По легенде больше всех денег дали представительницы «древнейшей профессии». Строительство завершилось лишь к началу XX века. Построена в нео византийском стиле из непривычного для Парижа белого песчаника. Благодаря этому стены храма не тускнеют и всегда светлые.
Фото 3, 4: вид сбоку на базилику Сакре-Кер и колокольню в начале XX века (коллекция автора). Колокольня у Сакре-Кер. На 83-х метровой колокольне находится один из самых больших колоколов в мире (вес 18,5 тонн.). Портал церкви отделан из бронзы. Барельефы главного входа изображают сцены из жизни Иисуса Христа.
Ф.5. Разукрашенная по моде начала XX века фото-открытка с базиликой Сакре-Кер

еще фото

Ф.7.: вид базилики Сакре-Кер, холма Монмартр и фуникулера в прошлом веке. Обратите внимание на туристов у подножия базилики. 100 лет назад было все также, как сейчас. Ну кабины фуникулера были другие. А вот пешеходная экскурсия по Монмартру была такая же 🙂 Гид как и сейчас, показывал и рассказывал про Собор и его историю, про русских казаков в Париже в 1814 году и «кровавую мельницу» (Мулен Руж), про знаменитые кафе и рестораны и их известных посетителей. Художники, поэты…

Отзывы о Сакре-Кер
«СВЯТОЕ СЕРДЦЕ» светит над Парижем!
Париж, являясь не только французской столицей, но и мировым центром, обладает огромной исторической памятью, и прав был капитан Тромбаль (в романе «Война и мир») из наполеоновской армии пришедшей в Москву – «Oh, Paris, Paris, capitale du monde …», французов заставили уйти, а русские части, в составе союзных прусских и австрийских войск, вошли в Париж, … но понадобилось ещё 61 год, что бы в память уже о другой войне (франко – прусской) был заложен памятный камень в основание места, где воссияет во всей красе базилика «Святого сердца» —(Сердца Христова). Да, и в почву холма был заложен медальон из бронзы «Франция преподносит Христу монмартрскую базилику». Необходимо вспомнить, что все эти события были осуществлены, несмотря на жёсткое критическое отношение к намерению строительства нового храма, столкнулись два социально непримиримых лагеря французского общества – католиков-роялистов и республиканцев. Католический храм, которым и является базилика Сакре – Кёр, наполнен духовно-нравственными и теологическими символами. Сама архитектура здания должна была олицетворять традиционные христианские ценности –духовный подвиг, монархию и католицизм. Но республиканцы, чувствуя неотвратимость возведения храма, назвали его – « памятник жертвам Великой Французской революции». Важно вспомнить, что в одном из официальных сохранившихся документов тех времен, строящуюся церковь называют — «искуплением преступлений коммунаров». Ведь нужно признать, что решение о строительстве храма означало непризнание идеалов революции, главным из которых был отказ от Веры в Господа Иисуса Христа. Решимость строить монументальный Собор, что как многие думали, «вернула бы величие страны» укрепила в сердцах людей Франции Веру, Надежду и Любовь, именно после того, как в 1870 году в связи с поражением от Пруссии, французы понесли большие человеческие жертвы. Продолжать строительство было очень сложно. Как только определились с местом постройки, так начались суды, выясняя права собственности на землю. Политическая нечистоплотность того времени буквально не давали строить через газетные скандалы известного Жоржа Клемансо – якобы «этот памятник клеймит позором Французскую Республику», и делалось всё, чтобы строительство церкви на Монмартре не состоялось. Денег на работы по возведению Сакре Кер от государства не выделялось, и строительство велось на частные и общественные денежные пожертвования. И всё же в основание Монмартрского холма на память потомкам был зарыт – «ящичек с французскими медалями, а также пергамент с протоколом церемонии основания базилики Сакре-Кёр.» Шли десятилетия за десятилетиями строительных работ, укреплялся холм Монмартр (под ним в старину были каменоломни), ведь это высшая естественная точка Парижа, продолжали изыскиваться необходимые деньги для строительства, и вдруг неожиданная смерть первого архитектора совсем приостановило сооружение «Святого Сердца». После этого базилику взялись проектировать еще пять человек, и из-за этого поползли слухи о дьявольских неудачах строящейся церкви, ведь шестёрка – символ её числа. История возведения «ослепительной красоты Парижа» стала, как одна из самых долгих. «Ослепительность» имеет вполне природное происхождение –Собор построен из такого минерала (привезённый из Шато-Ландон в пригороде Парижа), который белеет под воздействием воды. Наконец то в 1914 году строительство было завершено, но тут Первая Мировая война … и то, ради чего было замысленно возведение храма стало реальностью — изначально этот храм и строился «для искупления грехов»… , то сначала Великой войны это и явилось для народа, как возможность молиться и исповедываться. Из уст в уста передавалась молва – молитва в Сакре-Кёр возвращает солдат с полей сражений живыми. Начались массовые паломничества (хотя с 1885 года народ уже тогда протоптал свою «дорогу к храму»), и не только парижан, но и со всей Франции. Мировая катастрофа войны продолжилась в потрясениях революций и гражданских войн, и из России началась массовая эмиграция во Францию, следуя русской поговорке – «увидеть Париж и умереть!» Но теперь русские, казаки и калмыки были не грозными завоевателями, а брошенными на произвол судьбы людьми, готовые зарабатывать на кусок хлеба любыми способами. И если уж появлялась возможность встретиться, и вспомнить о былом, то русские (а особенно казаки) любили гульнуть среди богемной публике на Монмартре, непременно посещая святыню христианского мира – белый собор Святого Сердца Христа с его белыми куполами и удивительной колокольней высотой в 84 метра, на которой находится «Савояр-дом» — 19тонный колокол. Трепет охватывает душу, когда вверху под куполом лицезреешь мозаичную фреску — поклонение Святому Сердцу Иисуса Христа, раскинувшему руки, а на груди Его сияет золотом сердце в терновом венце. Издалека виден и внешний фасад храма со статуей Христа в центре и двумя конными — Людовика IX Святого и Жанны д’ Арк. Некоторые из смельчаков – казаков бахвалились, что обязательно оседлают коней, на которых грозно восседали святые, но это так и оставалось мечтой, как и возвращение в Россию. Ушло время «железного занавеса», и теперь уже из Российской Федерации приезжают не беженцы-эмигранты, а русские туристы, чтобы полюбоваться красотой Сакре-Кёра с его белоснежными куполами, которые так хорошо видны из любой части Парижа. Вот и отзыв — «Добравшись и увидев это грандиозное создание, я поняла, что уже все было не важно — промокла я, устала ли, хочу пить или есть… Была поражена этими куполами, витражами! Зашла во внутрь, оказалось, что время католической мессы. Я послушала ее до конца — почти 1,5 часа сидела неподвижно. Это пение, любимый орган, натуральная акустика. Мурашки бежали почти все время, пробило на слезу, и количество человек вокруг было совсем неважно.»
Вандализм самих французов молодого поколения – во время студенческих беспорядков семидесятых годов ХХ века беснующиеся толпы молодёжи требовали сноса Монмартрского Собора, якобы построенного на костях коммунаров, сменился агрессивностью пришлого африканского и арабского населения из бывших французских колоний – «Вечером я бы посоветовала европейцам быть осторожными в этом районе. Когда мы спустились на фуникулёре с холма, то улица как-то моментально опустела и на пустой улице стояли только группы эмигрантов из африканских стран. Смотрели на нас они не совсем дружелюбно. Моего сына схватил один из них и потребовал денег. Всё кончилось благополучно, ребёнок вырвался, мы быстро выскочили на оживлённую улицу, но я бы хотела посоветовать быть осторожным в этом районе.»
Сегодня для столицы Франции Сакре-Кёр является одним из знаковых символов не только для самого Парижа, но и для всех творческих личностей мира, как кино так и в музыкальных видеоклипах — Одри Хэпберн в фильме «Сабрина» и Одри Тоту в «Амели» снимаются на фоне Белоснежной Базилики, а «U 2» и «Savage Garden» создают прекрасные песенные композиции рядом с храмом на Монмартрском холме. И молодёжь здесь уже не требует сноса, а мирно отдыхает в одном из самых прекрасных районов Парижа, смотря на нескончаемые потоки туристов со всего Света.
Ю.М.

Экскурсия по Монмартру, смотровая площадка

Экскурсия по Монмартру, смотровая площадка

Панорамное фото Парижа с вершины холма Монмартра, со смотровой площадки. Вот примерно такой вид на весь Париж открывается днем.

Неофициальная информация: Пользуясь тем, что «французские менты не гоняют за распитие спиртных напитков в общественных местах», Монмартр уже давно превратился в место паломничества туристов, где они «непременно накатят» и сфоткаются на фоне Парижа. Так исторически сложилось, что именно в этом районе расположено большинство гостиниц, где живут туристы из России, Украины и стран СНГ. Обычно в первый же день прилета, вечером, уставшие но навеселе туристы идут в ближайший магазин (братья-арабы торгуют круглосуточно), покупают 2-3 бутылки французского вина на человека и идут «дегустировать французские вина» на Монмартр, тем более это как правило в 15 минут ходьбы от среднестатистического отеля. Вкус вина на следующий день почему то не припоминается, но вот вид ночного Парижа помнится хорошо. Ну а наиболее патриотические и «Продвинутые в истории» поминают здесь и казаков, задавших перца воинам Наполеона.
После первого, «ночного» знакомства с Монмартром, наши туристы приходят сюда еще несколько раз, как днем, так и вечером. Днем здесь весело — художники, богема, множество небольших и уютных, а главное не очень дорогих кафе. Слово «Бистро, бистро!!!» здесь понимают еще с 181 4 года 🙂 Раньше между метро («Аньер») и входом на фуникулер наверх, располагалось бесчисленное множество всего, что связано с модой, рукоделием, шитьем, фурнитурой и тканями. Вернее, весь квартал (если пройти вправо-влево) по-инерции все еще занят такими «рукодельными» магазинчиками, но главная улица уже «перепрофилировалась». «Модные ткани» уже не модны. Торговля товарами для мастериц уже не рентабельна и последние несколько лет многие магазины тканей закрылись и их место заняли торговцы сувенирами. Вечером на Монмартре (как уже писалось выше, ПОСЛЕ «первого знакомства») тоже очень интересно и привлекательно. Буквально рядом с Храмом «Святого Сердца» находится много уютных и старинных кафе, где вот так же сидели русские туристы еще до революции.

Личный опыт и полезные советы: Чтобы увидеть отсюда Эйфелеву башню нужно отойти влево (стоя спиной к центру Парижа). Хорошие фотоснимки получаются, если Вы используете бордюр как штатив ночью. Идя сюда вечером на «дегустацию» не забудьте в отели попросить штопр (чтобы не проталкивать пробку подсобными предметами). Используйте все 4 разных пути в эту точку, включая пляс Пигаль (обходя фуникулер слева и справа, гуляя по разным кварталам — посмотрите по карте) Подробнее…
Не разговаривайте и посылайте нах. любых «афрофранцузов», которые предлагают Вам «лохотрон» или чего то от Вас навязчиво хотят. Подробнее…
Берегите кошельки и сумочки, здесь бывают воришки

Экскурсия по Мнмартру вечером и ночью

СК1 Особенно красивым смотрится вечером Собор Священного сердца (Сакре кер) на Монмартре. Фото сделано во время экскурсии по Парижу накануне католического Рождества, в декабре 2008 года. Снимок уже вошел в наши архивы. До этого мы также делали фотоснимки в 1998 году, но тогда использовали пленочные фотоаппараты, имеющие существенные отличия от цифровых. На пленку надо было снимать со вспышкой или на ручной выдержки. В первом случае изображение получалось хорошим на дистанции 2-3 метра, остальное было темным фоном. При фотосъемке на ручной выдержки необходимо было использовать штатив, который по французским законам запрещен (считается на профессиональную кино фотосъемку в Париже требуется специальное разрешение властей). Можно было использовать подсобные упоры, но все равно снимки получались смазанными.
К 2008 году большинство туристов (развитие техники) уже стали пользоваться цифровыми камерами хорошего качества. «Цифра» позволяет делать отличные снимки в ночных условиях. Задний план виден отлично. Фото выходят красивые. Сейчас, 10 лет спустя, Собор Сакре кер на Монмартре вечером примерно также и выглядит…