Опера Гарнье (Париж)

Дворец Гарнье (французский: Palais Garnier ) или Опера Гарнье — это оперный театр на 1979 мест, расположенный на площади Opéra в 9-м округе Парижа.  Он строился для Парижской оперы с 1861 по 1875 г. по приказу императора Наполеона III. Первоначально называвшийся «le nouvel Opéra de Paris» (новая Парижская опера), вскоре он стал известен как Дворец Гарнье, «в знак признания необычайного богатства» планов и проектов архитектора Шарля Гарнье, которые были характерны для стиля эпохи Наполеона III. До 1989 года он был основным театром Парижской оперы и связанного с ней балетом Парижской оперы, пока на площади Бастилии не открылся новый оперный театр — Опера Бастилия. Сейчас труппа использует Дворец Гарнье в основном для балета. Здание является историческим памятником Франции с 1923 г.

Площадь Опера, экскурсии и автобусы в аэропорт

Опера Гарнье в начале прошлого века (1)

Дворец Гарнье был назван «вероятно, самым известным оперным театром в мире, символом Парижа, наряду с собором Нотр-Дам, Лувром или базиликой Сакре-Кер». Отчасти это связано с тем, что он стал основным местом действия романа Гастона Леру «Призрак оперы», написанного в 1910 г. В особенности, известных последующих экранизаций этого произведения, фильмов и популярногомюзикла1986 г. Еще одной причиной является то, что среди зданий, построенных в Париже во время Второй Империи, Дворец Гарнье оказался самым дорогим, единственным «бесспорно шедевром первого ранга».
Во Дворце Гарнье также расположена Bibliothèque-Musée de l’Opéra de Paris (Библиотека-музей Парижской оперы), которая находится в ведении Национальной библиотеки Франции и включена в экскурсии по Дворцу Гарнье без сопровождения.

История. В 1821 г. Парижская Опера переехала во временное здание, известное как Salle Le Peletier, на улице Le Peletier. В это время возникала потребность в новом постоянном здании. Шарль Ро де Флери (Charles Rohault de Fleury), который был назначен официальным архитектором оперы в 1846 г., занялся поиском подходящего места и созданием проекта. К 1847 г. префект Сены Клод-Филибер де Рамбуто (Claude-Philibert de Rambuteau) выбрал участок на восточной стороне площади Пале-Рояль,расширяя улицу Риволи. Однако, с революцией 1848 г. Рамбуто был уволен, и интерес к строительству нового оперного театра угас. Позднее на этом месте разместился Гранд-отель Лувр (частично спроектированный Шарлем Ро де Флери).

С учреждением Второй империи в 1852 г. и назначением Жоржа-Эжена Османа (Georges-Eugène Haussmann) префектом Сены в июне 1853 г. интерес к новому оперному театру возродился. Однако, 14 января 1858 г. у входа в Зал Ле Пелетье была предпринята попытка убийства императора Наполеона III. Единственный вход в Зал Ле Пелетье был угрозой и потребовался отдельный, более безопасный вход для главы государства. Эта потребность, неудобные помещения, а также статус «временного характера» театра, сделали строительство нового государственного оперного театра еще более актуальным. К марту Осман остановился на предложенном Ро-де-Флерипо выбору участка для строительства рядом с бульваром Капуцинов, хотя об этом решении публично не объявлялось до 1860 г. Новое здание помогло решить проблему неудобного пересечения улиц в этом месте, а также проект был экономически целесообразен, исходя из стоимости земли.
29 сентября 1860 г. Императорский указ официально определил место для новой Оперы, которая в конечном итоге должна была занять 12 000 квадратных метров (1,2 га). К ноябрю 1860 г. Ро де Флери закончил проект, который, по его мнению, станет венцом его карьеры, а также разработал проекты фасадов других зданий, венчающих новую площадь, чтобы обеспечить общую гармонию. Однако, в том же месяце государственного министра Ахилла Фульда (Achille Fould) сменил граф Александр Колонна-Валевски (Alexandre Colonna-Walewski). Его жена Мария Анн де Риччи Понятовска (Marie Annede Ricci Poniatowska),используя свое положение любовницы Наполеона III, добилась назначения своего мужа. Зная о конкурирующих проектах, Валевски предложил организовать конкурс архитектурного дизайна для выбора архитектора, чтобы уйти от давления Императрицы и ответственности за выбор архитектора.
Конкурс. 30 декабря 1860 г. Вторая Империя, во главе с Наполеоном III, официально объявила конкурс Архитектурных Проектов нового оперного театра. Претендентам был дан месяц на подачу заявок. Конкурс проходил в два этапа. Проект Шарля Гарнье был одним из 170 проектов, представленных на первом этапе. Каждый из участников должен был предложить девиз, который резюмировал их дизайн. Гарнье — это цитата итальянского поэта Торквато Тассо «Bramoassai, pocospero» («Надейся на многое, ожидай мало»). Проект Гарнье получил приз за пятое место, он стал одним из семи финалистов, отобранных для второго этапа. Помимо Гарнье, среди прочих были его друг Леон Жинан, Альфонс-Николя Крепине и Жозеф-Луи Дюк (который впоследствии отказался от участия в связи с другими обязательствами). К удивлению многих, ранее предлагаемые архитекторы, Виолле-ле-Дюк, и Шарль Ро де Флери, отсутствовали.
Второй этап требовал от участников пересмотра своих оригинальных проектов и был более строгим. Директор Оперы Альфонс Ройе (Alphonse Royer) вручил участникам “техническое задание”, едва уместившееся на 58 страницах. Его соискатели получили 18 апреля. А новые работы были отправлены жюри уже в середине мая. И 29 мая 1861 г. проект Гарнье был признан лучшим за его «редкие и превосходные качества, прекрасное планирование, монументальность и особенности фасадов и секций».
Жена Гарнье Луиза позже писала, что французский архитектор Альфонс де Жизор, входивший в состав жюри, сказал им, что проект Гарнье «замечателен своей простотой, ясностью, логикой, величием, а также внешними особенностями. Он примечателен тем, что ярко выражены три отдельные составные части — общественные места, зрительный зал и сцена … Вы значительно улучшили свой проект со времени первого конкурса, тогда как Гинайн (занявший первое место на первом этапе) только испортил свой”.
Легенда гласит, что жена Императора, Императрица Евгения, вероятно, была очень раздражена тем, что ее избранный кандидат, Виолле-ле-Дюк, не был выбран, справилась о неизвестном Гарнье: «Что это? Это не стиль; это ни Людовик XIV, ни Людовик XV, ни Людовик XVI!» «Потому, сударыня, что это Наполеон III», — ответил Гарнье, «а Вы жалуетесь!» Эндрю Айерс написал, что победа Гарнье «остается бесспорной, дворец Гарнье является символом своего времени и Второй Империи. Опера Гарнье, представляющая собой головокружительную смесь новейших технологий, довольно строгого рационализма, яркой эклектики и поразительной роскоши, воплотила в себе новые тенденции, политические и социальные амбиции своей эпохи». Говорят, что судьи конкурса особенно восхищались дизайном Гарнье за “ясность его плана, который был блестящим примером дизайна изящных искусств”, в которых и он, и они досконально разбирались.

Агентство Опера. После того, как 2 июля 1861 г. были найдены первоначальные средства для строительства, Гарнье открыл на строительной площадке свой офис «Opéra Agence» и нанял команду архитекторов и чертежников. Он выбрал своим заместителем Луи-Виктора Луве, за которым последовали Жан Журден и Эдмон Ле Дешо (Louis-Victor Louvet, Jean Jourdain и Edmond Le Deschault).

Закладка фундамента. Раскопки проводились с 27 августа по 31 декабря. 13 января 1862 г. был залит первый бетонный фундамент, начиная с передней части и последовательно продвигаясь к задней части, при этом кладка конструкции начиналась сразу после заливки каждой секции бетона. Оперный театр нуждался в гораздо более глубоком подвале, чем другие типы зданий, но уровень грунтовых вод был неожиданно высоким. Колодцы были затоплены в феврале 1862 г., а восемь паровых насосов установленных в марте и работающих непрерывно 24 часа в сутки не спасли положение, участок не пересыхал. Для решения этой проблемы Гарнье разработал двойной фундамент для защиты надстройки от влаги. Он включал в себя водоток и огромную бетонную цистерну (кюве), которая одновременно снижала давление внешних грунтовых вод на стены подвала и служила резервуаром в случае пожара. Контракт на строительство был подписан 20 июня. Вскоре появился устойчивый миф о том, что оперный театр был построен над подземным озером, что вдохновило Гастона Леру использовать его в своем романе «Призрак оперы». 21 июля был заложен первый камень в юго-восточном углу фасада здания. В октябре насосы были демонтированы, кирпичный свод- кюве был завершен к 8 ноября, а основание каркаса было практически завершено к концу года.
Модель. Император выразил заинтересованность в том, чтобы увидеть эскиз здания. Гипсовая модель была создана Луи Виллемино (Louis Villeminot) в период с апреля 1862 г. по апрель 1863 стоимостью более 8000 франков. После ознакомления император потребовал внести несколько изменений в конструкцию здания, наиболее важным из которых было отказ от балюстрадной террасы с угловыми группами в верхней части фасада и ее замена массивным чердачным этажом, обрамленным сплошным фризом, увенчанным императорскими квадригами над конечными бухтами. С внесенными изменениями модель была перевезена, по специально установленным рельсам, во Дворец промышленности для всеобщего обозрения. На выставке 1863 г. Теофиль Готье (Le Moniteur Universel, 13 мая 1863 г.) писал о модели: «общее устройство становится понятным для всех и уже приобретает своего рода реальность, которая позволяет лучше предугадать конечный эффект … она привлекает любопытство толпы; по сути, это новая Опера, которую можно увидеть через перевернутые оперные стекла». Модель сейчас утеряна, но была сфотографирована Дж. Б. Донасом в 1863 г. Квадриги императора так и не были построены, хотя их можно увидеть на модели. Вместо этого в 1869 г. были установлены позолоченные бронзовые скульптурные группы Шарля-Альфонса Гюмери (Charles-Alphonse Guméry) «Гармония и Поэзия». Линейный фриз, изображенный на модели, также был переработан с чередованием декоративных медальонов с низким и высоким рельефом с позолоченными буквами императорской монограммы («N» означает Наполеон, «E» для Empereur). Эти буквы, изготовленные по индивидуальному заказу, не были готовы к открытию и были заменены коммерчески доступными заменителями. После падения Империи в 1870 г. Гарнье с облегчением смог снять их с медальонов. Буквы оригинального дизайна Гарнье были окончательно установлены во время реставрации здания в 2000 г.

Смена названий. Строительные леса, скрывающие фасад, были сняты 15 августа 1867 г. к Парижской выставке. Официальное название Парижской оперы было смонтировано на антаблементе гигантского коринфского ордена сдвоенных колонн, выходящих на лоджию первого этажа: «Императорская Академия Музыки». Когда 4 сентября 1870 г. император был свергнут в результате разрушительной франко-прусской войны и правительство сменила Третья республика, то почти сразу же, 17 сентября 1870 г., Опера была переименована в «Национальный театр оперы». Название сохранялось до 1939 г. Пришло время изменить название нового оперного театра и были заменены только первые шесть букв слова IMPERIALE. Известное «ACADEMIE NATIONALE DE MUSIQUE» — это официальное название, использовалось в течение двухлетнего периода Второй республики, которая предшествовала Второй Империи.
1870–1871. Все работы над зданием были остановлены во время франко-прусской войны из-за осады Парижа (сентябрь 1870 — январь 1871). До этого строительство было настолько активным, что части здания уже можно было использовать как склад продуктов и больницу. После поражения Франции Гарнье серьезно заболел из-за лишений и разочарования, он покинул Париж в марте, чтобы пополнить силы на Лигурийском побережье Италии. Его помощник Луи Луве (Louis Louvet) остался в Париже во времена беспорядков Парижской Коммуны, следующими за поражением Франции. Луве написал Гарнье несколько писем, в которых описал этапы строительства и особенности проекта. Театр располагался в непосредственной близости к месту боев на Вандомской площади, войска Национальной гвардии расположились там бивуаками и отвечали за его оборону, раздачу еды солдатам и гражданским лицам. Власти Коммуны планировали заменить Гарнье другим архитектором. Но новый архитектор не появился в тот период, когда республиканские войска свергли Национальную гвардию и взяли под свой контроль здание. К концу месяца Коммуна потерпела сокрушительное поражение. К осени Третья республика укрепила свои позиции, поэтому 30 сентября строительные работы возобновились. К концу октября новый законодательный орган проголосовал за дальнейшее строительство при незначительном бюджете.
1872–1873. Политические лидеры нового правительства сохраняли острую неприязнь ко всему, что связано со Второй Империей. И многие из них считали аполитичного Гарнье пережитком этого режима. Это было особенно очевидно во времена президентства Адольфа Тьера (Adolphe Thiers), который занимал пост до мая 1873 г., но его политические взгляды оставались актуальны и при его преемнике маршале Мак-Махоне (Mac Mahon). Требовалась экономия, и Гарнье был вынужден отказаться от завершения строительства некоторых секций здания, в частности Павильона Императора (который позже стал домом для Библиотеки оперного музея). Однако, пожар, случившийся28 октября и бушевавший всю ночь, послужил поводом к срочному завершению строительства нового театра. Гарнье было немедленно приказано завершить строительство в кротчайшие сроки.
Завершение. Стоимость окончания строительства нового здания на1874 г. составила более 7,5 миллионов франков, что значительно превышало суммы, потраченные за любой период из предыдущих тринадцати лет. Безденежное правительство Третьей республики прибегло к займу 4,9 миллиона золотых франков под шесть процентов у Франсуа Блана (François Blanc), богатого финансиста, который управлял казино Монте-Карло. Далее Гарнье будет наблюдать за проектированием и строительством концертного зала казино Монте-Карло, Зала Гарнье. Позже он стал Домом Оперы Монте-Карло.
В течение 1874 г. Гарнье и его строительная бригада лихорадочно работали над завершением нового Парижского оперного театра, и к 17 октября оркестр смог провести акустические испытания нового зала, а 2 декабря прошло еще одно слушание, на котором присутствовали официальные лица, гости и представители прессы. Балет Парижской оперы танцевал на сцене 12 декабря, а через шесть дней знаменитая люстра зажглась в первый раз.
Театр был официально открыт 5 января 1875 г. с роскошного гала-представления, на котором присутствовали маршал Мак-Махон, лорд-мэр Лондона и король Испании Альфонс XII. Программа включала увертюры к опере Обера «Lamuette de Portici» и Россини «Вильгельм Телль», первые два акта оперы «La Juive» Галеви 1835 года (с Габриэль Краусс в главной роли), а также «Освящение мечей» из оперы Мейербера «Лес» 1836 г. Гугеноты и балет 1866 г. «Источник» на музыку Делиба и Минкуса. Поскольку «сопрано» заболел, пришлось пропустить один акт из «Фауста» Шарля Гуно и один из «Гамлета» Амбруаза Томаса. В антракте Гарнье вышел на площадку парадной лестницы и получил одобрительные аплодисменты публики.
В 1881 г. было установлено электрическое освещение. В 1950-х годах в задней части сцены были смонтированы новые лифты для персонала и грузовые лифты, чтобы облегчить передвижение сотрудников в административном здании и перемещение сценических декораций.
В 1969 г. театр получил новое электрическое оборудование, а в 1978 г. часть первоначального «Фойе танцев» была преобразована архитектором Жаном-Лу Рубером (Jean-Loup Roubert) в новое репетиционное пространство балетной труппы. В 1994 г. в театре начались реставрационные работы, а именно: модернизацию сценического оборудования и электрооборудования, восстановление и сохранение роскошного декора, а также укрепление конструкции и фундамента здания. Реставрация была завершена в 2007 г.

Устройство, архитектура.
Фасад.
Орган
Ресторан.
После того, как на Наполеона III было совершено покушение по пути в старое здание Оперы, Император захотел иметь здание для театральных представлений ближе к себе и более безопасное. Вначале проект, показанный молодым архитектором королевской семье, не понравился императрице Евгении. Тем не менее, в 1862 году строительство началось. Были обнаружены незапланированные трудности в виде грунтовых вод, что требовало укрепления почвы. Для вывода воды был сооружен специальный резервуар. Про «подземное озеро» говорится в романе Гастона Леру «Призрак Оперы». Этот резервуар используется не только для большей устойчивости, но и как запас воды на случай пожара. Франко-прусская война 1870 года задержала открытие театра до 1875 года.

Устройство архитектурного сооружения. Фасад украшают аллегории 4 видов искусств: музыка, поэзия, драма, танец.
По распоряжению Наполеона III был сооружен отдельный вход, точнее въезд на карете якобы по соображениям безопасности. Парадная лестница ведет в фойе с украшениями из мозаики, фресок и скульптур. Плафон зрительного зала художественно расписан по эскизам Марка Шагала в 1964 году. На лестнице из мрамора находятся различные скульптуры. Сегодня Опера является очень популярным местом для высшего парижского общества и самым большим оперным театром в мире. На сцене могут одновременно играть 450 артистов, а в зале помещаются 2000 зрителей. Репертуар в последнее время, в основном, включает балеты.

Интересные факты. Дворец Гарнье составляет 56 метров от уровня земли до вершины сценической «полетной» башни; 32 метра до верхней части фасада. Длина здания составляет 154,9 метра; 70,2 метра шириной в боковых галереях; 101,2 метра шириной в восточном и западном павильонах; 10,13 метра от уровня земли до дна цистерны под сценой. Конструктивная система — кладка стен; скрытые железные полы, своды и крыши.
Интересные факты и «русский след» в Опера
В Гранд-Опера пел сам Федор Шаляпин, а балетной труппой много лет руководил Рудольф Нуриев. 24 декабря 1907 года в двух герметичных урнах было запечатано «послание в будущее», которое составил директор французского филиала компании «Граммофон» Альфред Кларк. Это закрытое в подвалах Дворца Гарнье «послание» включало коллекцию лирических записей певцов начала XX века с завещанием не вскрывать 100 лет. Во время реставрационных работ они были найдены и официально вскрыты в 2007 году. Правопреемник «Граммофона» — фирма EMI оцифровала все записи и выпустила их на CD (компакт-диске).
В конце 2000-х в Париже на крышах зданий, в том числе и на крыше Оперного театра установили 300 пчелиных ульев.

Практическая информация.
Время работы.
Стоимость билетов
Экскурсии с гидом

Музей Опера Гарнье. Официальный адрес — 8, rue Scibe
В театре работает музей. В перерывах между спектаклями и репетициями проводятся экскурсии для туристов с осмотром фойе, лестницы и зрительного зала.
Время работы: понедельник — пятница с 10.00 до 17.00 театральный зал. Стоимость 9 евро, младше 25 лет — 6 евро, дети — 4 евро
закрыто — во время утренних представлений, 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Экскурсия по Опера-Гарнье с профессиональным гидом длится полтора часа. По средам и выходным на английском языке в 11.30 и 14.30 и на французском языке в 11.30 и 15.30.
Индивидуальная экскурсия с гидом на русском языке — под заказ телефон +33659354620 (доступны WhatsApp и Viber)

Экскурсия по Парижу, Опера

Опера Гарнье

Фото: Фасад здания Опера — Гарнье. Справа вдали виднеется небольшой фрагмент Галереи Лафайет. Исторически сложилось, что этот район является туристическим центром Парижа, где встречаются со своими гидами, где начинаются экскурсии и где назначается место встречи для большинства туристов. Это связано и с тем, что долгое время главным транспортом из аэропорта Шарль де Голль в Париж был автобус (Roissybus), останавливающийся за зданием Опера (за автобусом слева на фото). Маршрут действует и сейчас, после введения «пригородной электрички» (RER), но пассажиропоток уже далеко не тот. До введения во Франции евровалюты (Eu) здесь же были и лучшие обменные пункты долларов (которые туристы из России брали с собой) на французские франки. Читать далее про «обмен валюты»…

В этом же районе находятся несколько станций метро, а также (сзади) крупнейшая галерея Лафайет. На большинстве Парижских улиц имеются также указатели с направлением на Опера, что при всей «кривизне» дорог задает безошибочное направление движения (см. также полезные совет и личный опыт путешествий по Парижу…)

Рядом с Оперой имеются и обменные пункты, где можно поменять даже рубли на евро, правда по очень невыгодному курсу.

Что еще посмотреть в окрестностях Опера — Большие бульвары:
— Мадлен (bd de la Madeleine
— Капуцинов (Capucines)
— Итальянцев (Italiens)
— Монмартр (Montmartre)
— Пуассоньер (Poissonniere)
— Бон-Нувель (Bonne Nouvelle)
— Сен-Дени (Saint Denis)
— Сен-Мартен (Saint Martin)
Бульвары тянутся от площади Республики до церкви Сент-Мадлен. Они являются центром светской жизни как жителей Парижа, так и туристов.

Бульвар Капуцинов начинается от Опера и называется по имени расположенного недалеко монастыря капуцинок. На доме N14 находится табличка, указывающая на то, что здесь в 1895 году братья Люмьер провели первый в мире киносеанс.
Бульвар Капуцинов плавно переходит в бульвар Мадлен, который, в свою очередь, приводит к площади и церкви Святой Марии Магдалины.

Фотогалерея, описание снимков и отзывы.
(1) Достопримечательности Франции на старых фотографиях. Коллекция «Союза Шоферов такси в Париже».
Площадь Опера. Фото площади в 20-е и 30-е годы, после Первой Мировой войны, когда большинство шоферов такси были эмигранты из России. Обратите внимание на автомобили и на экскурсионные автобусы.
До появления стации RER главным трансфером в аэропорт Парижа Шарль-де-Голль Руасси был рейсовый автобус с остановкой на левой стороне фото, за углом театра. Традиционно местом сбора для групповых экскурсий по Парижу или в другие места (в замки Луары, в Шампань или в Нормандию) были ступени оперного театра, где туристов поджидал автобус (на фото таких аж два)
(2) Опера и площадь перед ней в 30-е годы XX века. Картина маслом.
Обратите внимание на большое количество автомобилей. По расцветке можно даже определить принадлежность к таксопаркам. В это время большинство автомобилей принадлежало союзу русских шоферов- «Русское такси в Париже». И сейчас все почти все гиды назначают это для начала экскурсии по Парижу или из Парижа.
Видны также и автобусы для обзорных экскурсий по Парижу.
(3) Опера Гарнье в начале XX века. Обратите внимание на обилие такси, автомобилей и автобусов. Традиционно отсюда начинаются все групповые обзорные экскурсии по Парижу. Здесь же находилась стоянка «Союза Шоферов Русского Такси». Вправо и влево идут Большие бульвары с множеством кафе и ресторанов.
Главные торговые ряды находятся за зданием Оперы — Галереи Лафайет. В левом углу фото виден «Гран Отель». Возле фонарного столба вход в метрополитен.
(4) Вход в метрополитен, станция Опера. На карте схеме метро- в центре.
Обратите внимание на грузовик, легковую автомашину и велосипед. Почти все виды транспорта. На предыдущем фото видны и маршрутные автобусы. Слева раньше была остановка автобуса до аэропорта Парижа Шарль де Голль.

О1 Вот так так выглядела Опера и площадь перед ней в 1929 году. После того, как последние трамвайные пути были здесь демонтированы в 1927 году, лобби шоферов такси полностью заняло все улицы на этой площади. Были среди них и русские… На фотографии также видны экскурсионные автобусы с групповыми турами по Парижу. Здесь же важные господа (VIP 🙂 ) могли заказать себе, своим дамам, небольшой компании друзей или партнеров по бизнесу индивидуальные экскурсии по Парижу на автомобиле с персональным гидом. А в качестве автомобиля были также Рено, Пежо и Форды…

Сегодня от Опера Гарнье начинаются почти все групповые экскурсии по Парижу и из Парижа. Наиболее популярные, это:
— Пешеходная экскурсия по Опера Гарнье (театр и музей)
— Обзорная экскурсия по Парижу
— «Вечерний Париж» (экскурсия по ночному Парижу)
— Экскурсии в замки Луары
— Экскурсия в Нормандию