Пантеон

Пантеон (французский: Panthéon, от классического греческого слова πάνθειον, «храм всех богов») — памятник в 5-м округе Парижа. Он стоит в Латинском квартале на вершине горы Сент-Женевьев (Sainte-Geneviève), в центре площади Пантеон, названной в его честь. Здание было построено между 1758 и 1790 г. по проекту Жака-Жермена Суффло (Jacques-Germain Soufflot) по приказу короля Людовика XV. Король задумывал его как церковь, посвященную Святой Женевьеве, покровительнице Парижа, мощи которой должны были храниться в церкви. Ни Суфло, ни Людовик XV не дожили до завершения строительства. К тому времени, когда строительство было завершено, началась Французская революция, и Национальное учредительное собрание проголосовало в 1791 г. за преобразование церкви Святой Женевьевы в мавзолей для останков выдающихся французских граждан по образцу Пантеона в Риме, который использовался ранее таким же образом с 16 века. Первым был Оноре Габриэль Рикети (Honoré Gabriel Riqueti), граф де Мирабо, хотя его останки были убраны с этого места несколько лет спустя. Здание дважды восстанавливалось для церковного использования в течение 19 века — хотя останки Суффло были перенесены внутрь него в 1829 г. — до тех пор, пока Третья французская республика окончательно не указала на его использование исключительное как мавзолея в 1881 г.; размещение останков Виктора Гюго в склепе в 1885 г. было первым за более чем пятьдесят лет.
Последовательные изменения в предназначении здания привели к модификации декора фронтона, перекрытию купола крестом или флагом, а некоторые из первоначально существовавших окон были перекрыты каменной кладкой, чтобы придать интерьеру более темный и похоронный вид. Атмосфера, которая несколько скомпрометировала первоначальную попытку Суффло объединить легкость и яркость готического собора с классическими принципами. Архитектура Пантеона — это ранний пример неоклассицизма, увенчанный куполом, который частично обязан своим характером Темпьетто Браманте.
По состоянию на 2018 г. в Пантеон были перенесены останки 78 человек, в том числе 73 мужчин и 5 женщин. Более половины всех захоронений были произведены при Наполеоне во времена Первой Французской империи.
Интересные факты. В 1851 г. Леон Фуко (Léon Foucault) провел демонстрацию суточного движения Пантеона, подвесив к потолку маятник, копия которого все еще видна сегодня.

Достопримечательности Парижа, Пантеон

Пантеон и площадь. Фронтон и купол.

История. Местность и более ранние постройки.
Место Пантеона имело большое значение в истории Парижа и было занято рядом памятников. Оно находилось на горе Лукотиций, высоте на левом берегу, где был форум римского города Лютеция. Это было также первоначальное место захоронения Святой Женевьевы, которая возглавила сопротивление гуннам, когда они угрожали Парижу в 451 г. В 508 г. Хлодвиг, король франков, построил там церковь, где он и его жена были позже похоронены в 511 и 545 г. Церковь, первоначально посвященная Святым Петру и Павлу, была повторно посвящена Святой Женевьеве, которая стала покровительницей Парижа. Она находилась в центре аббатства Святой Женевьевы, центра религиозных исследований в средние века. Ее мощи хранились в церкви и выносились на торжественные шествия, когда городу угрожали опасности.
В 1744 г. король Людовик XV пообещал, что, если он выздоровеет от болезни, он заменит полуразрушенную церковь аббатства Святой Женевьевы более грандиозным зданием, достойным покровителя Парижа. Он действительно поправился, но прошло десять лет, прежде чем началась реконструкция и расширение церкви. В 1755 г. директор общественных работ короля Абель-Франсуа Пуассон (Abel-François Poisson marquis de Marigny), маркиз де Мариньи, выбрал Жака-Жермена Суффло (Jacques-Germain Soufflot) для проектирования церкви. Суффло (1713–1780) изучал классическую архитектуру в Риме в 1731–1738 годах. Большая часть его ранних работ была сделана в Лионе. Святая Женевьева стала делом его жизни; это не было закончено до его смерти. Его первый дизайн был завершен в 1755 г., и на него явно повлияли работы Браманте, которых он изучал в Италии. Внешне он имел форму греческого креста с четырьмя нефами одинаковой длины и монументальным куполом над переходом в центре, а также классическим портиком с коринфскими колоннами и перистилем с треугольным фронтоном на главном фасаде. В последующие годы конструкция изменялась пять раз, добавлены притвор, хор и две башни. Дизайн иак и не был завершен до 1777 г.
Фундамент был заложен в 1758 г., но из-за экономических проблем работы шли медленно. В 1780 г. Суффло умер, и его место занял его ученик Жан-Батист Ронделет (Jean-Baptiste Rondelet). Модернизированное аббатство Святой Женевьевы было окончательно завершено в 1790 г., вскоре после начала Французской революции.
Здание имеет длину 110 метров, ширину 84 метра и высоту 83 метра, а под ним склеп такого же размера. Потолок поддерживался изолированными колоннами, которые поддерживали массив цилиндрических сводов и поперечных арок. Массивный купол поддерживался подвесками, опирающимися на четыре массивных столба. Критики плана утверждали, что столбы не могли поддерживать такой большой купол. Суффло укрепил каменную конструкцию системой железных прутьев, предшественницей современных усиленных зданий. К 21 веку решетки пришли в негодность, и в период с 2010 по 2020 г. проводился крупный проект по их восстановлению.
Купол на самом деле представляет собой три купола, которые вписываются друг в друга. Первый, самый низкий, купол с кессонным потолком с розетками открыт в центре. Сквозь этот купол виден второй купол, украшенный фреской Антуана Гро «Апофеоз Святой Женевьевы». Внешний купол, видимый снаружи, построен из камня, скрепленного железными скобами и покрытого свинцовой оболочкой, а не из столярных изделий, как это было обычной французской практикой того периода. Скрытые контрфорсы внутри стен придают куполу дополнительную поддержку.

Революция. Храм Нации. Когда в 1789 г. началась Французская революция, церковь Святой Женевьевы была почти завершена, и только внутреннее убранство не было окончено. В 1790 г. маркиз де Вилетт предложил сделать ее храмом Свободы по образцу Пантеона в Риме. «Давайте установим статуи наших великих людей и положим их прах в подземелье». Идея была официально принята в апреле 1791 г., после смерти 2 апреля 1791 г. выдающегося революционного деятеля графа де Мирабо (Mirabeau), президента Национального Учредительного Собрания. 4 апреля 1791 г. Собрание постановило, «чтобы эта религиозная церковь стала Храмом Нации, а могила великого человека стала жертвенником свободы». Они также одобрили новый текст над входом: «Благодарный народ чтит своих великих людей». В тот же день, когда декларация была одобрена, в церкви прошли похороны Мирабо. Прах Вольтера (Voltaire) был помещен в Пантеон в ходе пышной церемонии 21 июля 1791 г., после чего были захоронены останки нескольких замученных революционеров, в том числе Жан-Поля Марата (Jean-Paul Marat), и философа Жан-Жака Руссо (Jean-Jacques Rousseau). Во время быстрой смены власти в революционный период два первых человека, удостоенных чести в Пантеоне, Мирабо и Марат, были объявлены врагами революции, и их останки были удалены. Наконец, новое правительство Французской конвенции в феврале 1795 г. постановило, что в Пантеон не должны помещать никого, кто не умер как минимум десять лет назад.
Вскоре после того, как церковь была преобразована в мавзолей, Ассамблея утвердила архитектурные изменения, чтобы сделать интерьер более темным и торжественным. Архитектор Quatremère de Quincy заложил кирпичами нижние окна и заморозил стекла верхних окон, чтобы уменьшить свет, и удалил большую часть орнамента с внешней стороны. Из архитектурных фонарей и колоколов убрали фасад. Все религиозные фризы и статуи были разрушены в 1791 г.; его заменили скульптуры и фрески на патриотические темы.
Храм в церковь и обратно в храм (1806–1830)
Наполеон Бонапарт, став первым консулом в 1801 г., подписал с папой Конкордат, согласившись восстановить бывшие церковные владения, включая Пантеон. Пантеон находился под юрисдикцией канонов собора Нотр-Дам-де-Пари. Здесь проходили празднования важных событий, таких как победа Наполеона в битве при Аустерлице. Однако склеп церкви сохранил свою официальную функцию как место упокоения прославленных французов. Новый вход прямо в склеп был создан через восточное крыльцо (1809–1811 гг.). Художнику Антуану-Жану Гро (Antoine-Jean Gros) было поручено оформить внутреннюю часть купола. Он сочетал в себе светские и религиозные аспекты церкви; на нем показано, как ангелы ведут Женевьеву на небеса в присутствии великих лидеров Франции, от Хлодвига I и Карла Великого до Наполеона и императрицы Жозефины. Во время правления Наполеона в склепе были помещены останки сорока одного выдающегося француза. В основном это были офицеры, сенаторы и другие высшие должностные лица Империи, но также были исследователь Луи-Антуан де Бугенвиль (Louis-Antoine de Bougainville) и художник Жозеф-Мари Вьен (Joseph-Marie Vien), учитель официального художника Наполеона Жака-Луи Давида (Jacques-Louis David).
Во время реставрации Бурбона, последовавшей за падением Наполеона, в 1816 г. французский Людовик XVIII восстановил весь Пантеон, включая склеп и католическую церковь. Наконец, церковь была официально освящена в присутствии короля, церемония, которая не проводилась во время революции. Скульптура на фронтоне Жана Гийома Моитта (Jean Guillaume Moitte) под названием «Отечество, венчающая героические и гражданские добродетели» была заменена произведением Давида д’Анжера на религиозную тематику. Реликварий Святой Женевьевы был разрушен во время революции, но несколько реликвий были найдены и восстановлены в церкви (сейчас они находятся в соседней церкви Сент-Этьен-дю-Мон — Saint-Etienne-du-Mont). В 1822 г. Франсуа Жерару было поручено украсить подвески купола новыми работами, представляющими Справедливость, Смерть, Нацию и Славу. Жан-Антуан Гро (Jean-Antoine Gros) получил заказ переделать свою фреску на внутреннем куполе, заменив Наполеона Людовиком XVIII, а также фигуры Людовика XVI и Марии Антуанетты. Новая версия купола была открыта в 1824 г. Карлом X. Что касается склепа, в котором находились гробницы, то он был заперт и закрыт для посетителей.

Луи Филипп I, Вторая республика и Наполеон III (1830–1871)
Французская революция 1830 г. возвела на трон Луи Филиппа I. Он выразил симпатию к революционным ценностям, и 26 августа 1830 г. церковь снова стала Пантеоном. Однако склеп оставался закрытым для публики, и никаких новых останков добавлено не было. Единственное изменение коснулось главного фронтона, переделанного сияющим крестом; он был снова переделан Анджером (Angers) с патриотическим произведением под названием «Нация раздает короны, врученные ей по свободе, великим людям, гражданским и военным, в то время как история вписывает их имена».
Луи Филипп был свергнут в 1848 г. и заменен избранным правительством Второй Французской республики, которое ценило революционные темы. Новое правительство объявило Пантеон «Храмом человечества» и предложило украсить его шестьюдесятью новыми фресками, посвященными прогрессу человечества во всех областях. В 1851 г. под куполом был подвешен маятник Фуко астронома Леона Фуко, чтобы иллюстрировать вращение Земли. Однако по жалобам церкви он был удален в декабре того же г. Луи Наполеон, племянник императора, был избран президентом Франции в декабре 1848 г., а в 1852 г. совершил государственный переворот и сделал себя императором. И снова Пантеон был возвращен церкви с названием «Национальная базилика». Оставшиеся мощи Святой Женевьевы были восстановлены в церкви, и были добавлены две группы скульптур, посвященных событиям из жизни Святой. Склеп оставался закрытым.

Третья республика (1871–1939). Базилика пострадала от немецкого обстрела во время франко-прусской войны 1870 г. Во время непродолжительного правления Парижской Коммуны в мае 1871 г. она пострадала больше во время боев между солдатами Коммуны и французской армией. В первые годы Третьей республики при консервативных правительствах Пантеон функционировал как церковь, но внутренние стены в основном были голыми. Начиная с 1874 г., интерьер был обновлен новыми фресками и скульптурными группами, связывающими французскую историю и историю церкви, известными художниками, включая Пюви де Шаванна (Puvis de Chavannes) и Александра Кабанеля (Alexandre Cabanel), а также художника Антуана-Огюста-Эрнеста Эбера (Antoine-Auguste-Ernest Hébert), который создал мозаику под свод апсидальной часовни под названием «Христос, показывающий ангелу Франции судьбу своего народа».
В 1881 г. был принят указ о преобразовании церкви Святой Женевьевы в мавзолей. Виктора Гюго впоследствии поместили в склеп первым. Последующие правительства одобрили размещение литературных деятелей, в том числе писателя Эмиля Золя ( Émile Zola, 1908 г.), а после Первой мировой войны лидеров французского социалистического движения, в том числе Леона Гамбетту (Léon Gambetta 1920 г.) и Жана Жореса (Jean Jaurès 1924 г.). Правительства Третьей республики также постановили, что здание должно быть украшено скульптурой, изображающей «золотой век и великих людей Франции». Основные работы, оставшиеся от этого периода, включают скульптурную группу «Национальное собрание», посвященную Великой французской революции; статуя Мирабо, первого человека, погребенного в Пантеоне, работы Жана-Антуана Ингаберта; (Jean-Antoine Ingabert 1889–1920); и две патриотические фрески в апсиде «Победа, ведущая армии республики к славе» Эдуарда Деталля (Édouard Detaille) и «Слава, входящая в храм, сопровождаемая поэтами, философами, учеными и воинами» Мари-Дезире-Эктор д’Эспуи (Marie-Désiré-Hector d’Espouy, 1906).

Вторая Мировая война. 1945 – настоящее время.
Недолговечная Четвертая республика (1948–1958) после Второй мировой войны пантеонировала двух физиков, Поля Ланжевена (Paul Langevin) и Жана Перрена(Jean Perrin); лидера аболиционистского движения Виктора Шельхер (Victor Schœlcher); ранний лидер Свободной Франции и колониальный администратор Феликс Эбуэ (Félix Éboué); и Луи Брайль (Louis Braille), изобретатель системы письма Брайля, в 1952 г.
При Пятой республике президента Шарля де Голля первым человеком, которого похоронили в Пантеоне, был лидер Сопротивления Жан Мулен (Jean Moulin). Современные деятели, похороненные в последние годы, включают лауреата Нобелевской премии мира Рене Кассена (ené Cassin 1987), известного своим составлением Всеобщей декларации прав человека; Нобелевские лауреаты физики и химики Мария Кюри и Пьер Кюри (1995); писатель и министр культуры Андре Мальро (André Malraux 1996); и юрист, политик Симона Вейл (Simone Veil 2018).

Строение.
Дом. Окончательный план купола был принят в 1777 г., и он был завершен в 1790 г. Разработан был так, чтобы конкурировать с базиликой Святого Петра в Риме и собором Святого Павла в Лондоне. В отличие от купола Дома инвалидов в Париже, который имеет деревянный каркас, этот полностью каменный. На самом деле это три купола, один внутри другого, с расписным потолком, видимым снизу, на втором куполе. Высота купола составляет 83,0 метра, по сравнению с самым высоким куполом в мире, Базиликой Святого Петра, высотой 136,57 метра.
Купол увенчан крестом. Однако изначально предполагалось, что статуя Святой Женевьевы должна находится на вершине купола. Крест был временно поставлен в 1790 г. После преобразования в мавзолей в 1791 г. планировалось, что крест будет заменен статуей, представляющей Славу. Однако проект был заброшен. Между 1830 и 1851 гг. вместо него был установлен флаг. Крест вернулся после того, как Луи-Наполеон Бонапарт восстановил здание для церковного использования. Крест был заменен красным флагом во время Парижской Коммуны в 1871 г. Позже крест опять вернулся.
Картина Жана-Антуана Гро (Jean-Antoine Gros) «Апофеоз Святой Женевьевы» (1811–1834), пересекающая трансепт под куполом, видна через отверстие в самом нижнем куполе. Треугольник в центре символизирует Троицу, окруженную ореолом света. Еврейские символы пишут имя Бога. Единственный персонаж, который можно увидеть полностью, — это сама Святая Женевьева, сидящая на скалистом мысе. Группы вокруг картины, созданной во время Восстановления монархии, представляют королей Франции, сыгравших важную роль в защите церкви. Слева от Святой Женевьевы находится группа, в которую входит Хлодвиг, первый король, принявший христианство. Вторая группа сосредоточена вокруг Карла Великого, создавшего первые университеты. Третья группа сосредоточена вокруг Людовика IX Французского, или Сент-Людовика, с Терновым венцом, который он привез из Святой Земли и поместил в церкви Сент-Шапель. Последняя группа сосредоточена вокруг Людовика XVIII, последнего Короля Реставрации, и его племянницы, смотрящих в облака на мучеников Людовика XVI и Марию-Антуанетту. Ангелы в этой сцене несут Шартр, документ, по которому Людовик XVIII восстановил церковь после Французской революции.
Четыре подвески или арки, поддерживающие купол, украшены картинами Франсуа Жерара (François Gérard) того же периода, изображающими Славу, Смерть, Нацию и Справедливость (1821–37).

Фасад, перистиль и вход. Фасад и перистиль на восточной стороне, смоделированные по образцу греческого храма, украшены коринфскими колоннами и скульптурой Давида д’Анжера, завершенной в 1837 г. Скульптура на этом фронтоне, заменяющая ранний фронтон на религиозную тематику, представляет «Нацию, раздающую короны, врученые ей Свободой для великих людей, гражданских и военных, а их имена вписаны в историю . Слева — фигуры выдающихся ученых, философов и государственных деятелей, включая Руссо, Вольтера, Лафайета и Биша. Справа — Наполеон Бонапарт, солдаты каждой военной службы и студенты Политехнической школы в форме. Ниже девиз: «Великим людям от благодарного народа». Это было добавлено в 1791 г., когда был создан Пантеон. Была удалена во время восстановления монархии, а затем возвращена в 1830 г.
Первоначально на фасаде были большие окна, но они были заменены, когда церковь стала мавзолеем, чтобы сделать интерьер более темным и мрачным.

Нартекс и нефы. Основное украшение Западного нефа — это серия картин, начинающаяся с нартекса, изображающая жизнь Сен-Дени, покровителя Парижа, и более длинные серии о жизни Сен-Женевьевы работы Пюви де Шаванна, Александра Кабанеля, Жюля Эжен Ленепве (Puvis de Chavannes, Alexandre Cabanel, Jules Eugène Lenepveu) и других известных художников-историков XIX века. Картины Южного и Северного Нефа продолжают эту серию, посвященную христианским героям Франции, включая сцены из жизни Карла Великого, Хлодвига, Людовика IX Франции и Жанны д’Арк. С 1906 по 1922 год в Пантеоне была установлена знаменитая скульптура Огюста Родена «Мыслитель».

Маятник Фуко. В 1851 г. физик Леон Фуко продемонстрировал вращение Земли, построив 67-метровый маятник под центральным куполом. Оригинальная сфера маятника была временно выставлена в Пантеоне в 1990-х (начиная с 1995 г.) во время ремонта в Musée des Arts et Métiers. Оригинальный маятник позже был возвращен в Музей искусств и ремесел, а его копия сейчас выставлена в Пантеоне. Министерство культуры Франции внесло его в список исторических памятников с 1920 г.

Крипт. Погребение в склепе строго ограничено и разрешено только парламентским актом «Национальным героям». Подобные высокие почести существуют в Доме Инвалидов для исторических военачальников, таких как Наполеон, Турен и Вобан. Среди тех, кто похоронен в его некрополе, — Вольтер, Руссо, Виктор Гюго, Эмиль Золя, Жан Мулен, Луи Брайль, Жан Жорес и Суффло, его архитектор. В 1907 г. Марселлен Бертело был похоронен вместе со своей женой Софи Бертело. Мария Кюри была предана земле в 1995 г. и стала первой женщиной, похороненной за заслуги. Женевьев де Голль-Антониоз и Жермен Тиллион, героини французского сопротивления, были преданы земле в 2015 году. Симона Вейль была похоронена в 2018 г., а ее муж Антуан Вейль был похоронен вместе с ней, чтобы не разлучаться.
Интересные факты. Часто повторяемая история о том, что останки Вольтера были украдены религиозными фанатиками в 1814 г. и брошены в кучу мусора, ложна. Такие слухи привели к открытию гроба в 1897 г., что подтвердило, что его останки все еще присутствовали.
30 ноября 2002 г. в ходе сложной, но торжественной процессии шесть республиканских гвардейцев несли гроб Александра Дюма (1802–1870), автора «Трех мушкетеров» и других известных романов, в Пантеон. Обтянутые синей бархатной тканью с надписью мушкетеров «Un pour tous, tous pour un» («Один за всех, все за одного») останки были перевезены с места их первоначального захоронения в Cimetière de Villers- Cotterêts в Эне, Франция. В своем выступлении президент Жак Ширак заявил, что несправедливость исправляется должным уважением к одному из величайших авторов Франции.

Вторая Мировая война и Холокост. В январе 2007 г. президент Жак Ширак открыл мемориальную доску в Пантеоне для более чем 2600 человек, признанных «Праведниками народов мира» мемориалом Яд Вашем в Израиле за спасение жизней евреев, которые в противном случае были бы депортированы в концентрационные лагеря. Дань в Пантеоне подчеркивает тот факт, что около трех четвертей еврейского населения страны пережили войну, часто благодаря простым людям, которые оказывали помощь, рискуя своей жизнью.
Список похороненных или поминаемых.

Практическая информация.
Время работы.
Стоимость билетов.
Экскурсии с русским гидом-искусствоведом.