Пале-Рояль Королевский дворец (Париж)

Пале-Рояль (французское Palais Royal — «королевский дворец») — дворец, плошадь и парк в Париже, расположенные напротив северного крыла музея Лувр.

Париж, Пале-Рояль, Королевский дворец

Вид дворца в начале XX века. На площади виден автомобиль — такси.

Дворец кардинала

.
Первоначально называвшийся Дворцом кардиналов, дворец был личной резиденцией кардинала Ришелье. Архитектор Жак Лемерсье начал свой проект в 1629 году, строительство началось в 1633 году и было завершено в 1639 г. Сады были заложены в 1629 г. Жаном Ленотром (Jean Le Nôtre, отцом Андре Ленотра -André Le Nôtre), Симоном Бушаром (Simon Bouchard) и Пьером I Десго (Pierre I Desgots) по проекту Жака Бойсо (Jacques Boyceau). После смерти Ришелье в 1642 г. дворец стал собственностью короля и получил новое название «Пале-Рояль».
После смерти Людовика XIII в следующем году он стал домом королевы-матери Австрии Анны и ее маленьких сыновей Людовика XIV и Филиппа, герцога Анжуйского, а также ее советника кардинала Мазарини.
С 1649 г. дворец был резиденцией изгнанных Генриетты Марии и Генриетты Анны Стюарт, жены и дочери свергнутого короля Англии Карла I. Эти двое сбежали из Англии в разгар гражданской войны в Англии, и их приютил племянник Генриетты Марии, король Людовик XIV.
Дворец Брион, отдельный участок возле улицы Ришелье к западу от Пале-Рояль, был приобретен Людовиком XIV у наследников кардинала Ришелье. Луи присоединил его к Пале-Рояль. Именно во Дворце Бриона Луи поселил свою любовницу Луизу де ла Валлиер (Louise de La Vallière), в то время как его роман с мадам де Монтеспан (Montespan) все еще оставался официальной тайной.

Филипп I, Герцог Орлеанский.
Генриетта Анна вышла замуж за младшего брата Луи, Филиппа де Франса, герцога Орлеанского, в часовне дворца 31 марта 1661 г. После их свадьбы Людовик XIV разрешил своему брату и жене использовать Пале-Рояль в качестве своей главной парижской резиденции. В следующем году новая герцогиня родила во дворце дочь Мари Луизу Орлеанскую. Она создала декоративные сады дворца, которые считались одними из самых красивых в Париже. При новой герцогской чете Пале-Рояль стал социальным центром столицы.
Во дворце был произведен косметический ремонт и созданы новые апартаменты для служанок и служанок герцогини. Несколько женщин, которые позже стали фаворитами короля Людовика XIV, были из ее семьи: Луиза де ла Валлиер (Louise de La Vallière), которая родила там двух сыновей короля в 1663 и 1665 г.; Франсуаза-Атенаис (Françoise-Athénaïs), маркиза де Монтеспан, сменившая Луизу; и Анжелик де Фонтанж (Angélique de Fontanges), которая служила второй герцогине Орлеанской.
Придворные собрания в Пале-Рояле славились не только в столице, но и во всей Франции. Именно на эти вечеринки приходили увидеть элиту французского общества. Среди гостей были такие главные члены королевской семьи, как королева-мать Анна Австрийская; герцогиня де Монпансье, принцы де Конде и де Конти. Фавориты Филиппа тоже были частыми гостями.
После смерти Генриетты Анны в 1670 г. герцог взял вторую жену, принцессу Палатин, которая предпочла жить в замке Сен-Клу. Таким образом, Сен-Клу стал главной резиденцией ее старшего сына и наследника Орлеанского дома Филиппа Карла Орлеанского, известного как герцог де Шартр.
Королевские академии занимали Дворец Брион с 1661 по 1691 г. и королевская коллекция древностей была размещена ​​там под присмотром искусствоведа и официального придворного историка Андре Фелибиена (André Félibien), назначенного в 1673 г. Около 1674 г. герцог Орлеанский. Андре Ленотр переделал сады Пале-Рояль.
После увольнения мадам де Монтеспан и прибытия ее преемницы, мадам де Ментенон (Maintenon), которая запретила любые дорогие развлечения в Версале, Пале-Рояль снова стал изюминкой общества.
В 1692 г. по случаю свадьбы герцога де Шартра с Франсуазой Мари де Бурбон, мадемуазель де Блуа, законной дочерью Людовика XIV и мадам де Монтеспан, король передал Пале-Рояль своему брату. Новая пара не занимала северо-восточное крыло, где первоначально жила Анна Австрийская, а вместо этого предпочла жить во Дворце Бриона. Для удобства невесты были построены и обставлены новые апартаменты в крыле, выходящем на восток, на улице де Ришелье.
Именно в это время Филипп заказал Большую галерею на улице Ришелье для своей знаменитой Орлеанской коллекции картин, которая была легко доступна для публики. Спроектированный архитектором Жюлем Ардуэн-Мансартом (Jules Hardouin-Mansart), она была построена около 1698–1700 годов и расписана Вергилийскими сюжетами Койпелем (Coypel). Стоимость этой реконструкции составила около 400 000 ливров. Помощник Хардуэна-Мансара, Франсуа д’Орбэ (François d’Orbay), подготовил общий план участка, показывающий Пале-Рояль до того, как были внесены эти изменения.

Филипп II, герцог Орлеанский.
Когда герцог Орлеанский умер в 1701 г., его сын стал главой Орлеанского дома. Новые герцог и герцогиня Орлеанские поселились в Пале-Рояле. Там родились две их дочери, Шарлотта Аглаэ д’Орлеан, впоследствии герцогиня Модены, и Луиза Дайан д’Орлеан, впоследствии принцесса Конти.
После смерти Людовика XIV в 1715 г. его наследником стал пятилетний правнук. Герцог Орлеанский стал регентом молодого Людовика XV, установив правительство страны в Пале-Рояле, в то время как молодой король жил в соседнем дворце Тюильри. В Пале-Рояль размещалась великолепная коллекция произведений искусства Орлеана, насчитывающая около 500 картин, которые были выставлены на всеобщее обозрение, пока в 1791 году не были проданы за границу.
Он поручил Жилю-Мари Оппенорду (Gilles-Marie Oppenord) перепланировать апартаменты герцогини на первом этаже в 1716 году и украсить большие апартаменты Palais Brion в легком и ярком стиле Реганс, который предвосхитил рококо, а также более интимные маленькие апартаменты Regent. Оппенорд также внес изменения в Большую галерею Дворца Бриона и создал особый Салон Англь, который соединил Гранд-апартаменты с Большой галереей на улице Ришелье (1719–1720 гг.; Виден на карте Парижа Тюрго 1739 г.). Вся эта работа была потеряна, когда Дворец Бриона был снесен в 1784 году для установки Французского театра, ныне Комеди-Франсез.

Louis d’Orléans.
После Регентства общественная жизнь дворца стала намного более спокойной. Людовик XV вернул двор в Версаль, и Париж снова проигнорировали. То же произошло и с Пале-Рояль. Луи д’Орлеанский сменил своего отца на посту нового герцога Орлеанского в 1723 г. Он и его сын Луи Филипп жили в другой семейной резиденции в Сен-Клу, которая пустовала после смерти принцессы Палатинской в 1722 г.
Клод Десготс (Claude Desgots) перепроектировал сады Пале-Рояля в 1729 г.

Луи Филипп I.
В 1752 г. Луи Филипп I сменил своего отца на посту герцога Орлеанского. Вскоре Пале-Рояль стал ареной печально известных распутников Луизы Анриетты де Бурбон, вышедшей замуж за Луи-Филиппа в 1743 г. Для нее были добавлены новые апартаменты (расположенные в том, что сейчас является северной частью крыла Рю-де-Валуа) в начале 1750-х годов архитектором Пьером Контан д’Иври. Она умерла в 1759 г. в возрасте тридцати двух лет. Она была матерью Луи Филиппа II Орлеанского, позже известного как Филипп Эгалите. Через несколько лет после смерти Луизы Генриетты ее муж тайно женился на своей любовнице, остроумной маркизе де Монтессон (Montesson), и пара жила в замке Сент-Ассиз (Sainte-Assise), где он умер в 1785 г. Незадолго до своей смерти он завершил продажу замка Сен-Клу (Château de Saint-Cloud) королеве Марии Антуанетте.

Луи Филипп II.
Луи Филипп II Орлеанский родился в Сен-Клу, а затем переехал в Пале-Рояль и жил там со своей женой, богатой Луизой Мари Аделаид де Бурбон (Louise Marie Adélaïde de Bourbon), на которой он женился в 1769 году. Старший сын пары, Луи-Филипп III Орлеанский, родился здесь в 1773 году. Луи Филипп II сменил своего отца на посту главы Орлеанского дома в 1785 году.

Театры Пале-Рояля.
В Пале-Рояле был один из самых важных публичных театров Парижа, в восточном крыле на улице Сент-Оноре (Saint-Honoré, на участке к западу от того, что сейчас является улицей Валуа). Он был построен с 1637 по 1641 г. по проекту Лемерсье (Lemercier) и первоначально был известен как Большой зал Пале-Кардинала. Этот театр позже использовался труппой Мольера, начиная с 1660 г., к тому времени он стал известен как Театр дю Пале-Рояль. После смерти Мольера в 1673 г. театр перешел во владение Жан-Батиста Люлли (Jean-Baptiste Lully), который использовал его для своей Королевской музыкальной академии (официальное название Парижской Оперы в то время). Театр Оперы был разрушен пожаром в 1763 г., но был перестроен по проекту архитектора Пьера-Луи Моро Деспру (Pierre-Louis Moreau Desproux ) на участке немного дальше на восток (где сегодня находится улица Валуа) и вновь открыт в 1770 г. Второй театр использовался для Опера до 1781 г., когда вновь все было разрушено пожаром, но на этот раз не был восстановлен. Моро Деспру также спроектировал прилегающие уцелевшие входные фасады Пале-Рояль.
По просьбе Луи Филиппа II, который управлял Пале-Рояль с 1780 г., вскоре после пожара в комплексе Пале-Рояль были построены два новых театра. Оба этих новых театра были спроектированы Виктором Луи, архитектором, который также спроектировал торговые галереи, выходящие на сад (см. Ниже). Первый театр, открывшийся 23 октября 1784 г., был небольшим кукольным театром в северо-западном углу садов на пересечении Galerie de Montpensier и Galerie de Beaujolais. Первоначально он был известен как Театр Божоле, затем как Театр Монтансье, после чего Виктор Луи расширил его для постановки пьес и опер. Позже, начиная с политических потрясений Революции, этот театр был известен под множеством других имен. Он был преобразован в кафе с представлениями в 1812 г., но вновь открылся как театр в 1831 г., когда он получил название Театр дю Пале-Рояль, под которым он известен до сих пор.
Второй театр Луи Филиппа II был больше по размеру и располагался недалеко от юго-западного угла комплекса, на улице Ришелье. Изначально он предназначал его для Оперы, но это учреждение отказалась переехать в него. Вместо этого он предложил его Театру Вариет-Амусант (Variétés-Amusantes), ранее на бульваре Дю Темпл, но с 1 января 1785 г. играя во временном театре в садах Пале-Рояль. Это учреждение изменило свое название на «Театр дю Пале-Рояль» 15 декабря 1789 г., а затем переехало в новый театр после его завершения, где они открылись 15 мая 1790 г. 25 апреля 1791 г. анти-роялистская фракция Комеди-Франсез, во главе с Тальмой, покинул театр этой труппы на левом берегу (в то время известный как Театр де ла Насьон, а сегодня — Одеон) и присоединилась к труппе на улице Ришелье, которая быстро сменила название на «Театр Франсе де la rue de Richelieu». С основанием Французской республики в сентябре 1792 г. название театра было снова изменено на Théâtre de la République. В 1799 году игроки разделенной труппы воссоединились в Пале-Рояле, и театр официально стал Комеди-Франсез, также широко известным как Французский Театр, название которое он сохраняет по сей день.

Торговые галереи.
Между 1781 и 1784 годами Луи Филипп II приказал Виктору Луи также построить шестиэтажные жилые дома с колоннадами на первом этаже, обращенными к трем сторонам дворцового сада. С внешней стороны этих крыльев были построены три новые улицы перед домами, которые раньше были с видом на сад: улица де Монпансье на западе, улица Божоле на севере и улица Валуа на востоке.  Он коммерциализировал новый садовый комплекс, сдав площадь под колоннадами розничным торговцам и поставщикам услуг, а в 1784 г. сады и окружающие постройки Пале-Рояль открылись для публики как торговый и развлекательный комплекс. Примерно за десять лет части Дворца были преобразованы в торговые ряды, которые стали центром социальной, экономической и социальной жизни Парижа 18-го века.
Хотя основная часть дворца (corps de logis) оставалась частной резиденцией Орлеанских, в аркадах, окружавших его общественные сады, было 145 бутиков, кафе, салонов, парикмахерских, книжных магазинов, музеев и бесчисленных киосков с закусками. Эти торговые точки продавали предметы роскоши, такие как ювелирные украшения, меха, картины и мебель, богатой элите. Магазины были оборудованы длинными стеклянными витринами, что позволяло зарождающемуся среднему классу делать витрины и предаваться фантазиям. Таким образом, Palais-Royal стал одним из первых торговых центров нового стиля и стал популярным местом для собраний, общения и проведения досуга богатых людей. Обновленный дворцовый комплекс стал одним из самых важных рынков Парижа. Его часто посещала аристократия, средний класс и низшие слои общества. Он имел репутацию места изысканных разговоров (вращающихся вокруг салонов, кафе и книжных магазинов), бесстыдного разврата (это было излюбленное место местных проституток), а также рассадником масонской деятельности.
Вдохновленная базарами Аравии, Galerie de Bois, серия деревянных магазинов, соединяющих концы Пале-Рояль, была впервые открыта в 1786 г. Для парижан, которые жили практически в отсутствии тротуаров, улицы были опасными и грязными; Пассаж был долгожданным дополнением к городскому пейзажу, поскольку он предоставлял безопасное место, где парижане могли делать покупки из витрин и общаться. Таким образом, Пале-Рояль положил начало тому, что историк архитектуры Бертран Лемуан описывает как «эру пассажей» (эпоху аркад), которая изменила европейские покупательские привычки между 1786 и 1935 годами.
Созданный для привлечения благородного среднего класса, Пале-Рояль продавал предметы роскоши по относительно высоким ценам. Однако цены никогда не были сдерживающим фактором, так как эти новые аркады стали местом, где можно делать покупки и показать себя. Аркады предлагали покупателям замкнутое пространство вдали от хаоса, характерного для шумных и грязных улиц; теплое и сухое место вдали от непогоды; и убежище, где люди могут общаться и проводить свободное время. Прогулки по аркадам стали популярным развлечением восемнадцатого века для зарождающегося среднего класса.

Революция и Дворец Равенства

.
В революционный период Филипп д’Орлеан стал известен как Филипп Эгалите (Равенство) и правил во Дворце Равенства, как это было известно во время более радикальной фазы революции, сделав себя популярным в Париже, когда он открыл сады дворца для всех парижан и нанял неоклассического архитектора Виктора Луи для восстановления структур вокруг дворцовых садов, которые были неправильными задними частями домов, выходивших на окружающие улицы, и для ограждения садов регулярными колоннадами, вдоль которых стояли шикарные магазины (в одном из которых Шарлотта Корде купила нож, которым она ударила Жан-Поля Марата).
Вдоль галерей задерживались ночные дамы, а шикарные игорные заведения располагались в помещениях на втором этаже. В обоих концах галерей располагались театры; более крупный был резиденцией Comédie-Française, государственной театральной труппы, поскольку Наполеон произвел ее административную реорганизацию в декрете из Москвы 15 октября 1812 г., который содержит 87 статей. Самый первый театр в Пале-Рояль был построен Лемерсье для кардинала Ришелье и открыт в 1641 г. При Людовике XIV в театре с 1660 г. до смерти Мольера в 1673 г. ставились пьесы Мольера, а затем и Опера под руководством Жана-Баптист Люлли.
С 1780-х по 1837 г. дворец снова был центром политических и социальных интриг в Париже и местом расположения самых популярных кафе. Исторический ресторан «Le Grand Véfour» все еще существует. В 1786 г. любитель-философ установил полуденную пушку на нулевом меридиане Парижа, в которой полуденные лучи солнца, проходя через линзу, зажигали запал пушки. Полуденная пушка по-прежнему стреляет в Пале-Рояль, хотя большинство продажных дам исчезли, из тех, кто вдохновлял на стихи аббата Делилля;
«Dans ce jardin on ne rencontre
Ni champs, ni prés, ni bois, ni fleurs.
Et si l’on y dérègle ses mœurs,
Au moins on y règle sa montre «.
(«В этом саду нет ни полей, ни лугов, ни лесов, ни цветов. И, если кто-то нарушит свою мораль, по крайней мере, можно переустановить часы».)
Маркиз де Сад в своей книге «Философия в спальне» (1795) назвал территорию перед дворцом местом, где продавались прогрессивные брошюры.
После смерти герцога владение дворцом перешло к государству, поэтому он был назван «Palais du Tribunat».

Реставрация Бурбонов.
После реставрации Бурбонов в Пале-Рояль молодой Александр Дюма получил работу в офисе могущественного герцога Орлеанского, который восстановил контроль над дворцом во время Реставрации.
Герцог поручил Пьеру-Франсуа-Леонару Фонтену (Pierre-François-Léonard Fontaine) составить планы завершения работы, оставшейся незавершенной отцом. Самая значительная работа Фонтена включала западное крыло Cour d’Honneur (Почетный Двор). Эйле Монпансье (Aile Montpensier) вместе с Шарлем Персье (Charles Percier), вероятно, была поручена сделать самую известную из крытых аркад Парижа, Галерею Орлеана, окружавшую Кур д’Орлеан с севера. боковая сторона. Оба проекта были завершены в 1830 г. Галерея Орлеана была снесена в 1930-х годах, но ее ряды колонн по бокам все еще стоят между Кур д’Оннер и садом Пале-Рояль.
Во время революции 1848 г. парижская мафия разгромила и разграбила Пале-Рояль. Во времена Второй империи Пале-Рояль был домом для младшей ветви семьи Бонапарта, представленной принцем Наполеоном, двоюродным братом Наполеона III.

Современное состояние.
Сегодня в Пале-Рояль размещаются Государственный совет, Конституционный совет и Министерство культуры. В задней части сада, к северу от Пале-Рояль на улице Ришелье, находятся старые здания Национальной библиотеки Франции.
В большем внутреннем дворе дворца, Cour d’Honneur, с 1986 г. находится произведение Даниэля Бурена (Daniel Buren’) Les Deux Plateaux, известное как «Les Colonnes de Buren» (колонны).

Интересные факты.
Русский след. После падения Империи Наполеона Пале-Рояль превратился в Офицерский Клуб для русского гарнизона, который пребывал в Париже с апреля 1814 по ноябрь 1818 г.г. Первый этаж занимали оружейные мастера, на втором находились игорные заведения, а третий этаж был для тайных свиданий с парижскими барышнями.