Музей Первой Мировой войны во Франции

Музей Первой Мировой войны во Франции (Musée de la Grande Guerre — Музей Великой войны) в городе Мо (Иль -де-Франс) открыт 11 ноября 2011 года.
Город Мо (Meaux) — расположен в Иль-де-Франс, к северо-востоку от Парижа. Это была максимальная точка, куда дошли немцы в начале Первой Мировой по парижскому направлению и потом немного откатились назад, после т.н. «Чуда на Марне«.

Осмотр экспозиции и экскурсия по музею происходят в двух вариантах: хронологическом или тематическом в зависимости от интересов посетителя.

Вариант I. Осмотр музея согласно хронологии событий

Битва на Марне, 1914 год
Откройте для себя события первых месяцев войны через коллекцию униформы и исторических материалах, относящихся к периоду 1914 года. Маневренная война.
Униформа периода 1914 года.
В этом впечатляющем пространстве музей собрал мундиры на первый месяц войны. Униформа и вооружение  французских, немецких, бельгийских и британских солдат. Они иллюстрируют первую битву при Марне. 5 сентября 1914 года немцы находятся на пороге Парижа, и союзники мобилизованы для защиты столицы. Битва произошла на 300-километровом фронте, идущем от Сенлиса до Вердена. Немцы были удивлены героизмом сопротивления французов и отступили. Оттягиванию немецких резервов в направлении на Париж способствовала героическая борьба русских двух армий в Восточной Пруссии. Это была первая победа в битве на  Марне! Немецкий план «открывающаяся дверь» не сработал.

Марнское такси из Парижа
Быстрая перевозка немецких войск от наступающей 1 Русской армии в районе Кенигсберга против 1 Русской армии стало главной причиной катастрофы в Восточной Пруссии, известной как «Битва при Танненберге». Французское командование понимало важность быстрой переброски войск и применила уникальную военную операцию с использованием мобилизации автомобилей такси в Париже. Экспозиция музея, посвященная этому событию начинается с экспоната «Такси Renault Тип AG». Этот автомобиль является символом битвы при Марне, часть которой проходила и в городе Мо. 6 и 7 сентября 1914 года, по приказу генерала Галлини, около 600 парижских такси были реквизированы для отправки подкреплений на фронт. Мужчины, пехотные солдаты 103-го и 104-го пехотных полков, получили из них по 4 или 5 автомобилей как транспортное средство, чтобы отправиться в Виллемонбл (Villemonble) и Ганьи (Gagny), чтобы добраться до мест боев в Нантей-ле-Ходуэне (Nanteuil-le-Haudouin) и Силли-ле-Лонге (Silly-le-Long). Несмотря на то, что эти цифры остаются скромными по сравнению с масштабом битвы, и большая часть войск присоединилась к фронту по железной дороге, такси быстро становятся символом французской битвы и национального призыва, которые приводят к победе.

2. Легендарное такси из Парижа на Марну, перевозившее солдат и грузы.3. Грузовой автомобиль фирмы Берлие, служивший для перевозки военных грузов на фронте. 4. Аэроплан (моноплан), любезно предоставленный из Музея авиации и космонавтики в Ле Бурже около Парижа.

Авиация
Отсутствие сведений о переброски немецких войск также сыграло роковую роль в Восточно-Прусской катастрофе 2 Русской армии. Воздушная разведка положения противника позволила французской армии избежать ошибок на Восточном фронте. Экспозиция, посвященная авиации начинается с подлинного самолета Блерио (Blériot) XII-2. С его 10-метровым размахом крыльев и максимальной скоростью 110 км / ч двухместный моноплан Blériot XI-2 является одним из первых военных самолетов в мире. Он происходит от самолета, с которым Луис Блерио пересек Канал в 1909 году. В первые месяцы войны эта модель использовалась для наблюдения и разведки. В общей сложности будут воевать двадцать одна французская, британская и итальянская эскадрильи. Эти самолеты позже будут быстро заменены на более надежные, которые будут лучше приспособлены к новым военным задачам авиации. Этот редкий экспонат предоставлен Музеем авиации и космонавтики в Ле Бурже.

Бог войны. Артиллерия
Орудие калибра 75 мм. модель 1897 года. Этот экспонат, 75-мм пушка, сделана французской армией в начале войны. Предмет знаменует собой решительный шаг вперед в дизайне полевой пушки. Фактически, благодаря эластичному звену, которое нейтрализует отдачу, что позволяет ей увеличить скорость стрельбы. Очень мощная, 47-мм пушка считалась французскими стратегами как «универсальное средство». Но все эти качества поблекли быстро и оказались непригодными перед лицом тяжелой немецкой артиллерии в траншейной войне. Экспонат предоставлен Музеем артиллерии Драгиньян (Draguignan)

Окопная война
Война застряла! Война на истощение была воплощена в траншеях, символизирующих этот страшный конфликт. Музейный уголок этого периода войны. Во-первых, видна последовательность отдельных стрелковых ячеек, а затем и соединительных узких желобов — траншеи предназначены для защиты бойца. Во-вторых, столкнувшись с невозможностью возобновить войну, была организована сложная инженерная система обороны, а на другой стороне нейтральной земли, иногда только с десятков метров можно разглядеть врага, а до этого расстояния он остается невидимым. Между массированными убийственными атаками каждая противоборствующая сторона заботится о том, чтобы укрепить свои позиции. Колючая проволока опутывает все пространство между противниками. Инженера всех стран начинают думать о создании устройства, преодолевающего колючую проволоку и уничтожающего противника в окопах. В таких же, показанных в музее окопах воевали и русские солдаты экспедиционного корпуса в Шампани*.

5. Окопы союзников. Огневая пулеметная точка защищена мешками (? с песком). Огонь ведется из узкой амбразуры. Обратите внимание на обоймы вместо привычных лент, в том числе и для коробок под них. Везде валяются разбросанные гильзы, что говорит о том, что недавно была стрельба по противнику. Справа расположен ящик с ручными гранатами. Еще правее виден наблюдательный пункт и небольшая перископная труба для безопасного наблюдения за полем боя. Окопы на Западном фронте делали глубоки и очень прочные, видна их структура. На заднем плане диорамы видны различные пейзажи театра боевых действий, места сражений в Первую Мировую войну. 6. Фрагмент германского окопа. Обратите внимание на типовые железобетонные укрепления для пулеметной точки. Самым массовым в армии Германии и Австрии был пулемет системы Шварцлозе, типа Максима и Виккерса у союзников. Подача патронов ленточного типа, что требовало специального человека, подающего ленту и следящего, чтобы не было перекосов. Обратите внимание также на характерный станок для пулемета. Огневая точка также обложена дополнительными мешками с песком. Что осталось за кадром. Перед немецкими окопами было много рядов колючей проволоки, преодолевать которую было смертельно опасно, для чего и изобрели танки — бронированные устройства для преодоления колючей проволоки и заграждений. 7. Первые французские танки. Легендарный французский легкий танк огневой поддержки кавалерии и пехоты Рено (Renault) FT-17. Создан для преодоления колючей проволоки и заграждений противника. Сзади был «хвост» — специальное устройство для увеличения длины танка и преодоления ширины окопа. Легкий, быстрый, маневренный. Противопульное бронирование. Вооружение состояло из пушки или пулемета. Экипаж всего два человека. Командир, служащий одновременно и наводчиком пушки. Механик-водитель. Не то что британские монстры «Ромбус» Мк с их командой в одиннадцать человек. Фирма Рено — автомобильная. До войны выпускала, в основном, легковые автомобили (такси в Париже, автомобили для бизнесменов и др.). Продукцию поставляла по всему миру, в том числе и в Россию. Сам же легкий танк Renault FT-17 послужил прототипом первого советского танка «Борец за свободу товарищ Ленин», созданного в 1920 году на заводе в Нижнем Новгороде для нужд Красной армии товарища Троцкого. Данный оригинальный экспонат любезно предоставлен танковым музеем в Сомюре (долина Луары).

Битва на Марне, год 1918
Солдаты повылазили из окопов. Война на полях сражений возобновилась. Англичане украли дизайн русского инженера Лысякова и сделали первый танк Мк «Ромбус», предназначенный для прорыва проволочных заграждений и стрельбы по окопам противника. Первая в мире танковая атака, довольно неудачная, состоялась. Две боковые башни в спонсонах, 11 человек экипаж, ужасная жара при работе двигателей… Французы же сделали первый в мире танк с классической компоновкой — одной вращающейся башней сверху. В музее представлен легендарный танк FT Renault (1917). Танк FT был разработан Луи Рено при «подстрекательстве» полковника Этьена. Этот усиленный, легкобронированный гусеничный автомобиль, произведенный массово, сопровождал и поддерживал пехоту на поле битвы. Это был быстрый и инновационный танк: вооружение установлено на 360 ° вращающейся башне, а экипаж состоял из двух человек — командира водителя и танка.
Первый бой танков «Рено» состоялся на плато Шоден (Chaudun) около Суассон (Soissons) 31 мая 1918 года. Его массовое использование союзниками эффективно способствовало разрушению немецких линий и возобновлению войны с продвижением вглубь обороны противника. Нелегальные копии танка «Рено FT-17» стали первыми советскими танками под названием «Борец за свободу товарищ Ленин».
Экспонат в Мо получен от танкового Музея в Сомюр (долина Луары).

Война в воздухе
С началам войны авиация все чаще стала использовыаться не только в разведывательных целях, но и как воздушное средство поражения противника. В зале представлена редкая модель Spad XIII. Во время Великой войны истребители использовались в качестве инструмента ведения боевых действий в небесах. Были построены все более мощные самолеты, такие как SPAD XIII, одноместный биплан с двумя пулеметами, который был спроектирован в 1917 году. Этот самолет с размахом крыльев более 8 метров мог летать со скоростью 230 км / ч. Состоял на вооружении 81 французской эскадрильи с лета 1917 года, а также на службе ряда иностранных подразделений. Он останется главным истребителем французской армии до 1923 года. Самолет имеет тактическое обозначение и окраску, как у капитана Рене Фонча (René Fonch),  к концу войны имевшего 75 зафиксированных побед. Артефакт предоставлен также Музеем авиации и космонавтики в Ле Бурже.

Униформа и вооружение на 1918 год
Если униформа в России с 1914 года поменялась только фасоном карманов, введением модных английских «френчей» и появлением первых и редких касок Адриана, то у союзников произошли более существенные изменения, особенно в армии Франции. В этом зале с манекенами представлены униформы французских, немецких, итальянских и американских солдат на период сражений лета 1918 года. Повторяя стиль экспозиции «Битва на Марне 1914 года», этот раздел показывает эволюцию обмундирования и вооружения после четырех лет мирового конфликта.

Современное искусство
Военные музеи имеют свою специфику и очень консервативны по способу представления экспонатов. Но жизнь идет вперед и после мультимедии и визуализации современное искусство также внедряется отдельной экспозицией.
Скульптуры Жан-Луи Форе, коллекция в музее. Жан-Луи Форе — современный скульптор. Его работы представлены как группы разных предметов, реконструированных и высоких, в стиле трудов Марселя Дюшана, чей юмористический и провокационный тон также здесь присутствует. Эти творения образуют атипичные группы, без плинтуса или пьедестала, неклассифицируемые объекты, которые трудно воспроизвести или выставить в музее.Многолетний друг Жан-Пьера Верни, художник привержен и отмечен своим антимилитаристским взглядом, он питает свои работы анекдотами и историческими ссылками на великие события двадцатого века (Первая мировая война и II). Великая война — одна из повторяющихся тем в его творчестве.
Современное искусство в центре музея является частью подхода в научно-культурном проекте учреждения. Музей стремится дать представление о сегодняшнем взгляде на память о конфликте.
В декабре 2015 года художник пожертвовал четыре своих произведения в музей. Зал музея был спроектирован так, что скульптуры объединяются со своей средой согласованным образом, каждый из которых отражает пространство, в котором оно расположено.

Русские солдаты в составе Экспедиционного корпуса активно участвовали на территории Франции. В Музее имеется экспозиция, посвященная Русской Императорской Армии

8. Экскурсия из Парижа 11 ноября. Русский экспедиционный корпус во Франции, русские бригады в Шампани. Гимнастерки, каски, фуражки, трехлинейная винтовка. Форма кубанских казаков: бурка, черкеска с газырями, пулемет системы Максим.

Вариант II ‘экскурсии по музею(тематический)
Комната А. Немецкий камуфлированный шлем. Новая, «окопная» война
Этот немецкий сталхельм, буквально означающий «стальной шлем», находится в новом военном разделе. Изначально предназначенный для защиты бойца от обнаружением врагами, камуфляж был разработан во время Первой мировой войны из-за противодействия воздушной разведке и был применен ко всем областям: артиллерия, транспортные средства, склады, самолеты, военные корабли или торговые суда … На протяжении всей войны камуфляж все более совершенствовался.
Комната Б. Война и дети. Всеобщая мобилизация. Панорама.
В августе 1914 года миллионы мужчин от 18 до 45 лет взяли в руки оружие. Города и деревни опустели и в них появилось множество подростков. Женщины, дети и пожилые люди должны жить обычной жизнью, а также различным образом участвовать в войне. Оказывая минимальную помощь по дому, подростки работают на полях или на заводах. Под наблюдением учителей школ, детям предлагается подражать своим отцам, они играли и в своих играх проявляли свою благодарность через патриотические действия, в которых они участвовали — парады, квесты и т. д. Военно-патриотическое воспитание и действия.
Комната C. Мануфактура. Заводы и фабрики. Женщины.
Производственный тур. С сентября 1914 года запасы снарядов сократились из-за их огромного использования в первые недели войны. Думая, что будет быстрая короткая война, не было запланированной производственной программы для военных нужд. В конце 1914 года производство возобновляется, а женщины присоединяются к артиллерийским заводам. Рабочие получили прозвища “munitionnettes” («боеприпасы» ) и производя  по 2 500 снарядов 75 мм., которые имели вес 4500 кг металла, работали при этом в тяжелых условиях по 14 часов в день.
Комната D. Окопная жизнь. Мандалина из каски.
Этот объект, сделанный в траншеях, является инструментом удачи, сделанным из подручных элементов военной жизни. Действительно, хотя ручка приделана от настоящего музыкального инструмента, звуковая коробка изготовлена из основы стального шлема Андриана (французская каска, поставляемая и для России). В траншеях играть или слушать музыку — это способ выжить мозгам и не сойти с ума. Инструменты приносятся солдатами солдатами или посылаются их семьями, другие покупаются или находятся на фронте. Некоторые импровизированные инструменты сделаны подручными средствами из доступного материала. из них сделаны импровизированными инструментами с доступными средствами. Эти инструменты, начиная от примитивного корпуса и заканчивая высоко художественными изделиями, сопровождают людей, которые таким образом возвращают в свою повседневную жизнь немного музыки и человеческих ценностей.
Зал F. Инвалиды, протезы, страховки
Протезы во время Великой войны служили тому, чтобы многие инвалиды без рук и без ног могли лучше себя чувствовать в обществе. Забота об инвалидах — священная обязанность государства. Инструменты для этих целях постоянно совершенствовались в соответствии с нуждами жертв войны — было разработано несколько научно-исследовательских проектов, посвященных развитию протезов ног, коленей или рук и т. д. Эта экспозиция еще раз напоминает, что война — это очень плохо и страшно.
Зал H Мировая война. Форма пехотинца Японии на 1914 год
Пехотная униформа союзных держав Антанты после русско-японской войны (1904-1905).  Япония объявляет войну Германии 30 августа 1914 года и становится союзником России. Для Японии это была возможность расширить свое влияние в Азии, захватив немецкие колонии. В начале 20-го века японская армия была реорганизована, и ее обмундирование было модернизировано. Так называемый комплект формы M.45, носившийся с 1913 года, состоял из униформы цвета хаки. Форма солдат Японии была практичной и очень укомплектованной, вызывала зависть европейских солдат пехоты. В конце войны такая униформа, снаряжение и вооружение поступало даже в Русскую армию от японского союзника.
Зал I Униформа сенегальских стрелков. От пледа к траншеям
Французская армия включала подразделения, состоящие из солдат, набранных в колониях Франции в Северной Африки. «Черная сила», которую пропагандирует генерал Мангин (Mangin) и которую немецкие государственные метры считают недостойным цивилизованной страны. Эти полки «сенегальских стрелков», фактически завербованных со всей Северной Африки, оказались грозными комбатантами. Часто используемые в качестве ударных войск, их потери все же немного ниже, чем у солдат материковой Франции. Русские бригады во Франции как раз придавались этим экзотическим подразделениям.
Витрина J, армия США
Соединенные Штаты Америки. Во время начала войны, в Соединенных Штатах была только небольшая добровольческая армия, у которой не было мощного вооружения. Первая волна высадилась в Сен-Назер 26 июня 1917 года по приказу генерала Першинга и была встречена с энтузиазмом. Но в конце ноября 1917 года американские войска по-прежнему составляли только 180 000 человек. Германия, спонсировала большевиков и Ленина, разложили Русскую армию и вывели Россию из войны. Похабный Брестский мир. Но с июля 1918 года стало прибывать все больше американцев на Западный фронт. Они высаживались по 250 000 солдат в месяц. На день 11 ноября 1918 года перемирия во Франции было около 2 миллионов американцев.

Существуют и другие последовательности осмотра музея в соответствии с увлечениями и предпочтением посетителя.

Практическая информация, полезные советы и отзывы

Время работы музея Первой Мировой войны:
С мая по сентябрь -ежедневно с 9:30 до 18.30
С октября по апрель -ежедневно с 10.00 до 17.30
Выходной- вторник. Закрыт — 1 января, 1 мая, 25 декабря
Касса и вход закрываются за 30 минут до окончания времени работы музея
Цена входного билета — 1- Евро, выставки — 5 Евро
Учитывая, что по понедельникам почти все музеи Парижа закрыты, Вы можете понедельник в программе Вашего тура использовать для этого интересного и необычного музея.

Музей Первой Мировой войны, как добраться

К Столице Франции немцы подошли не так близко, как к Москве, поэтому добираться до этого местного «Дубосеково» нужно при помощи поездов дальнего следования TGV и такси, либо «на перекладных» электричкой, автобусом и опять такси (см. личный опыт, проверено на себе…). Дешевле (особенно если в компании двух-трех человек) и главное намного быстрее будет на автомобиле с русским гидом, который доставит Вас из отеля в Музей и обратно, а при желании еще и поможет осмотреть достопримечательности самого города Мо

  • Индивидуальные военно-исторические экскурсии из Парижа в город Мо и Музей Первой мировой войны на автомобиле с гидом или микроавтобусе. Телефон +33659354620 Вас доставят из отеля к музею и обратно. По договоренности Ваш водитель «Русского такси» может быть еще и Вашим переводчиком с французского в музее. Чтобы рассчитать стоимость поездке, например на эконом-классе авто, сообщите день недели и примерно сколько времени желает провести в самом музее + покататься и (или) посидеть в городке Мо в ресторанчике и помянуть русских солдат Первой мировой

Отзывы о Музее, фотоотчеты

Фотогалерея экскурсии из Парижа в Музей Первой Мировой войны в праздничный день 11 ноября 2014 года. В отличие от обычных дней, в этот день вход в музей был бесплатным, а в самом музее и около были члены военно-исторических клубов в униформе того времени. Уроки «живой истории». Музей поразил себя огромной коллекцией редких экспонатов и множеством залов. Добираться было довольно сложно — на электричке, потом на междугороднем автобусе, который ходит очень редко, далее — на такси. Обратно довезли друзья- члены общества друзей Музея на автомобиле, за что им отдельное спасибо.

10. Скульптура солдата — классика любого музея. На памятнике можно разглядеть униформу и вооружение солдат армии Франции, а также очень почетный военный крест «Круа де герр» (аналог русского Георгиевского креста). Каска, шлем Адриана, который использовался с 1916 года и в русской армии. Памятник отлично смотрится на фоне большой панорамной фотографии мест сражений первой мировой войны. Окопы, колючая проволока… 11 Фото экспозиции, посвященной музыкальным инструментам периода Первой Мировой войны. Труба, флейта и барабан. На фото присутствует также интересный артефакт — сувенир в виде настоящего снаряда с художественно исполненной картинкой. 12 Предметы Первой мировой. Тарелка с художественной росписью. Портреты в рамках. Кружка для пива.