Замок Пьерфон

Château de Pierrefonds — внушительный укрепленный замок, расположенный в Пьерфоне, в департаменте Уаза, в регионе О-де-Франс, на юго-восточной окраине леса Компьень, к северу от Парижа. Замок Пьерфон представляет большинство характерных черт оборонительных сооружений средневековья, по сути, интерпретацию так называемого стиля трубадуров XIX века, очень популярного во Второй империи среди богатых классов: при этом он был перестроен в эту эпоху для Виолле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc), который также выполнил большие работы по оформлению и созданию интерьера и особенно мебели. Замок классифицируется как исторический памятник по списку 1862 г. Находится в ведении «Центра национальных памятников».

экскурсии из Парижа в Шампань, замок Пьерфон

замок Пьерфон в начале XX века

История. В 12 веке на этом месте уже существовал замок, построенный могущественной родословной Нивелона (Nivelon), лордов Пьерфондов, родом из Кьерзи (Quierzy). Сохранились только подвалы, расположенные когда то под строением XI века. Этот замок перешел в конце XII века королю Филиппу Огюсту (Philippe Auguste), а затем так и остался в королевских владениях.

Людовик Орлеанский (Louis d’Orléans 1396-1407)
В 1392 году Луи (Людовик) Орлеанский получил в удел графство Валуа, несколько замков, в том числе Пьерфон. В 1406 г. король учредил графство как «пэрство герцогства», в том числе Пьерфон. В 1396 г. Людовик Орлеанский провел почти полную реконструкцию замка, архитектор неизвестен, хотя мы, несомненно, можем отнести здание к Раймонду дю Темпл (Raymond du Temple). Работами руководил Жан ле Нуар (Jean le Noir), мастер из Санлиса, а после смерти Раймона дю Темпла строительство курировал главный мастер герцогства Жан Обеле (Jean Aubelet). Работа была прервана после убийства герцога в 1407 г., в то время как постройки, граничащие со двором, имели только два огромных подвальных этажа, но так и не были долеланы. Замок предназначен для наблюдения за товарооборотом между Фландрией и Бургундией, двумя владениями, принадлежащими семье герцогов Бургундских, соперников Орлеана.
В 1411 г. повстанцам герцога Бургундского во главе с графом Сен-Польским удалось занять замок во имя безумного короля Франции Карла VI. Но в 1412 г. новый герцог Орлеанский Карл после заключения мира с королем вступил во владение его собственностью. Однако граф Сен-Поль не вернет ему Пьерфон до 1413 г., пока последний не позаботился о том, чтобы поджечь чердак и крыши.
Карл, разбитый англичанами Генриха V в битве при Азенкуре в 1415 г., был взят в плен на 25 лет. Капитан Пьерфонда Николя Боскьо (Nicolas Bosquiaux) сопротивлялся до 1420 г., но суровые зимы и голод вынудили его капитулировать перед партизанами Англии. Это место оставалось бургундской базой примерно до 1436 г., когда им тогда управлял Арманьяк (Armagnac). Карл (Шарль) Орлеанский вернулся во Францию ​​только в 1440 г., а удалился в свои уделы в Турени. Однако он отремонтировал замок. Затем крепость перешла к его сыну, будущему королю Франции Людовику XII.
После вступления на престол Людовик XII передает герцогству Валуа прерогативу своего кузена Франсуа, своего будущего преемника. С 1515 г. герцогство Валуа оставалось объединенным с короной до правления Людовика XIII.
Разборка замка Людовиком XIII (1617 г.)
В 1588 г. замок был оккупирован «военачальником» капитаном Рье (Rieux), сторонником Лиги, который продолжал сражаться против Анри (Генри) де Наварра, ставшего королем Франции, Генрихом IV. Капитан Риэ отразил две попытки королевской армии в 1591 г. В 1594 г. Риэ был схвачен и повешен. Новый командующий начинает переговоры о возвращении замка Пьерфон. Но Антуан де Сен-Шаман (Antoine de Saint-Chamand), другой сторонник Лига, благодаря нахождению в этом месте, захватил замок и передал его только в обмен на выкуп в конце 1594 г.
В 1595 году замок был передан Антуану д’Эстре (Antoine d’Estrées), губернатору Иль-де-Франс и, прежде всего, отцу Габриэль д’Эстре, любовницы Генриха IV.
10 августа 1595 г. Анри де Савель (Henri de Saveulx или Saveux) захватывает замок для Филиппа II Испанского. Замок тогда занимали от семи до восьми сот неаполитанцев и валлонов, присланных испанскими Нидерландами. Но, оказав сопротивление нескольким нападениям роялистов, Савель был взят в плен, а неаполитанцы продали замок Антуану д’Эстре.
В смутный период Регентства Марии де Медичи и в начале правления Людовика XIII замок принадлежал Франсуа-Аннибалу д’Эстре (François-Annibal d’Estrées), виконту Севра (Cœuvres), сыну Антуана д’Эстре и члену партии недовольных »во главе с Анри II де Бурбон-Конде (Henri II de Bourbon-Condé), принцем Конде, стремящимся укрепить свою власть в ущерб власти короля Франции.
Замок был осажден и взят в 1617 г. войсками губернатора Компьена, графа Оверни (Auvergne), посланного военным министром Ришелье, после орудийных бомбардировок, в результате которых образовалось слабое место крепости, недалеко от ворот, таким образом позволяя войскам роялистов войти в замок. В мае 1617 г. совет короля Людовика XIII решил снести замок. Его разборкой занимается граф Ангулем. На руднике подорваны большие башни, разрушен корпус, сожжены полы и рамы. Наружные работы снесены, крыши разрушены, и ведется обрубка башен и северных навесных стен.
Повторное возведение Pierrefonds.
В 18 веке заброшенный замок привлекал внимание лишь редких посетителей. В 1798 г. он был продан как национальная собственность за 8100 франков. Наполеон I купил его еще в 1813 г. за 2700 франков и вернул в хозяйственные постройки в Компьенском лесу. В девятнадцатом веке увлечение архитектурным наследием средневековья превратило его в «романтические руины»: в августе 1832 г. Луи-Филипп устроил там банкет по случаю свадьбы своей дочери Луизы с Леопольдом де Саксен-Кобург Гота (Léopold de Saxe-Cobourg Gotha), первым королем Бельгии.
Как и другие художники, Жак Огюст Ренье (Jacques Auguste Regnier) в 1829 г. написал «Вид на разрушенный замок Пьерфон», который хранится в Музее де л’Уаз в Бове. Художник Коро (Corot) несколько раз представлял картины с руинами между 1834 и 1866 г.
Воссоздание замка.
Помимо простой реставрации. Принц-президент Луи-Наполеон Бонапарт посетил замок в 1850 г. Став императором Наполеоном III, он попросил — по совету Проспера Мериме — архитектора Эжена Виолле-ле-Дюк (Eugène Viollet-le-Duc) провести реставрацию здания в 1857 г. Рассказывают анекдот, что император колебался между реставрацией замка Пьерфон и реставрацией другого замка; Императрица Евгения предложила ему жеребьевку, из которой быбрано имя Пьерфон. И не зря: чтобы удовлетворить свои предпочтения, она написала это имя сразу на двух записках при выборе.
В январе 1858 г. начались работы, прежде всего, по реставрации Гекторской башни, этой знаменитой и посещаемой руины. Тогда речь шла лишь о простой реставрации жилых частей (крепости и двух башен), оставив «живописные» руины для украшения. В 1862 г. проект набрал обороты: на этот раз государь хотел превратить его в императорскую резиденцию, чтобы принять и продемонстрировать свою великолепную коллекцию оружия и доспехов; поэтому замок необходимо было полностью перестроить. Работа, которая в то время стоила пять миллионов франков (четыре миллиона из которых были взяты из гражданского списка императора), будет остановлена ​​в 1885 г., и через шесть лет после смерти Виолле-ле-Дюк, продолжены его зятем Морис Ураду (Maurice Ouradou), а затем Жюст Лиш (Juste Lisch). Из-за нехватки денег отделка комнат осталась незавершенной. Виолле-ле-Дюк делает интерьерные работы, связанные с изобретательством и творческим воссозданием, гораздо шине, чем простая реставрация. Он отчетливо представляет, каким должен был быть замок, не опираясь на строгую историю постройки. Внутренний двор с его галереями эпохи Возрождения, а также полихромными картинами средневекового вдохновения свидетельствует о его эклектичности и свободе интерпретации.
С другой стороны, мы можем узнать во внешней архитектуре его прекрасное знание искусства 14 века. Однако в парке и в укреплениях архитектор предлагает эклектичный набор оборонительных построек других эпох. Он дал волю своему очень личному вдохновению, работа, которая мало чем отличается от работы, выполненной архитектором в Château de Roquetaillade. Если его недоброжелатели упрекали его в переосмыслении нео-средневековой архитектуры, которая допускала широкие вольности с археологической истиной, Виолле-ле-Дюк показал в этой реконструкции исключительное чувство высоты и объема и, несомненно, восприимчиво к этому месту10. Он был не археологом, а творцом. Он представлял себе скульптуры, изделия из дерева, расписной декор, мебель — целый ансамбль, который иногда провозглашает больше модерна 1900-х г., чем возвращение в средневековье. Он попытался совместить уважение к средневековым останкам и императивы придворной жизни, как это было задумано при Наполеоне III.
Современные технологии.
В Pierrefonds Эжен Виолле-ле-Дюк — архитектор и педагог. Его программа четко выражена в 1853 г.: «Замок Пьерфон, полностью отреставрированный, сделает известными это искусство, как гражданское, так и военное, которое от Карла V до Людовика XI превосходило все, что было создано тогда в Европе.» Таким образом, работа Пьерфонда — это урок архитектуры. Реконструкция замка — это манифест в архитектурно-декоративном репертуаре, полученный непосредственно из рисунков Эжена Виолле-ле-Дюк, а также с использованием наиболее эффективных методов строительства его времени. Если внешний вид средневековый, методы строительства — это те, что были в девятнадцатом веке.
Таким образом, общий силуэт замка усиливается множеством и разнообразием современных кровельных аксессуаров (слуховые окна, гребни, пуансоны, флюгеры и баннеры). Широко используется железо, которое можно увидеть на чердаке для каркасов и скрыто в перекрытиях, где сердцевина балок усилена металлом. Покрытия из шифера связаны крючком. Ворота и подъемный мост полностью металлические. Современный комфорт также проявляется с установкой обогревателя, распределяющего горячий воздух по комнатам через железные и гипсовые бушели.
Хронология событий:
Декабрь 1857: Наполеон III одобряет проект восстановления крепости, предложенный Виолле-ле-Дюк.
1858 г .: земляные работы. Находки выставлены в замке.
Декабрь 1858 г.: завершение облицовки башни Гектор.
Декабрь 1860 г.: завершение облицовки Бульонской башни Годфруа и квадратной башни башни.
Декабрь 1861 г.: завершение работы над замком.
Декабрь 1864 г.: продолжение работ над башней Цезаря и завершение строительства.
1865: завершение строительства крепости, башен Артуса и Александра, западное крыло.
Декабрь 1866 г.: завершение отделки Salle des Preuses.
Декабрь 1867 г.: завершение строительства башен Карла Великого и Жозуэ. Возведение старого моста перед шатле.
Декабрь 1868 г.: завершение кладки и кровли часовни.
Сентябрь 1870: завершение всех обложек. Пять комнат полностью отделаны.
1882: завершение работ над фасадом часовни.
Ноябрь 1885: окончательная остановка работ.

Описание внешнего вида замка

Хотя в целом внешний вид замка был соблюден, Виолле-ле-Дюк, тем не менее, внес некоторые изменения в южную часть. Действительно, чтобы оправдать расположение замка, над которым с этой стороны возвышается плато, Виолле-ле-Дюк утверждал, что между замком и плато существовал глубокий ров и три окопа для пушек, в то время как артиллерии до 16 века тогда еще не было. Поэтому в его реконструкции он поместил ров и несколько внешних защитных устройств (двери, перегородки, подъемные мосты, замки), которые уже не имеют военной цели, но которые способствуют созданию зрелищности. В остальном, как и при Людовике Орлеане, замок представляет собой неправильный четырехугольник размером 65 × 85 м, окруженный восемью большими башнями, каждая из которых несет в нише статую храбреца. Главный фасад также украшен барельефом с изображением Благовещения. Это часть трансформации, возникшей в начале 15 века, в концепции замка, который больше не выступает только как объект защиты, а используется и как место проживания.
Одной из наиболее характерных черт системы защиты замка является то, что он имеет два наложенных друг на друга вала на уровне навесных стен и башен. Первый, нижний проход, покрыт крышей для предотвращения подъема по лестницам и опирается на механические конструкции. Стены пронизаны крестообразными арками, позволяющими добраться до атакующих вне зависимости от того, далеко они от стен или около них. Верхний валовой переход с зубцами и бойницами образует вторую линию обороны. Оригинальность в том, что алиасинг совпадает с алиасингом башен, что обеспечивает связь между ними. Наконец, на двух больших башнях Шарлемань и Жюль Сезар Виолле-ле-Дюк добавил третий уровень защиты, который многие специалисты оспаривают, состоящий из высоких зубчатых труб, которые придают замку сказочный вид.

Замок Пьерфон, описание

— Башни: Artus, Alexandre, Godefroy de Bouillon, Josué, Hector, Judas Maccabée, Charlemagne и Jules César
— Главный двор для почетных гостей
— Часовня (Шапель) и Донжон, средневекавая крепость
— Зал приема и зал штукатурных работ
— Рабочий кабинет Императора
— Комната Наполеона III и покои Императрицы
— Собрание скульптур и комната масштабных макетов (моделей)
— Помещение охраны (стражников) и обсудживаюшего персонала
— Зал Neuf Preuses и Гостевое крыло
Здание и его парк были открыты для публики во времена Второй империи в качестве музея. Работы прервались во время поражения. Потом опять продолжались до 1879 г., когда умер Виолле-ле-Дюк. Однако к 1870 г. коллекция доспехов и исторического оружия была перемещена в Дом Инвалидов (Музей Армии). Внутри опустело, а замок еще был недостроен. Посетителей стало мало. Они появятся позже, тем более что в 1884 г., в день смерти Мориса Ураду, зятя архитектора, продолжавшего дело по чертежам тестя, железная дорога будет проложена до Пьерфона. Но после 1870 г. Виолле-ле-Дюк только планировал реконструкцию замка. Император отсутствует, униженный пруссаками; Поэтому архитектор без него готовит будущее этой необычной работы и делает реконструкцию Пьерфон как урок для настоящего.

Галерея: Достопримечательности Франции на старых фотографиях. Специальная художественная керамика страны. R.C. Компьен. Коллекция «Союза шоферов такси в Париже и Ницце». Замок Пьерфон и окрестности.
П1. Отель Chateau-Gaillard. Собственность Guenane. Где находится: 20 улица Viollet-le-Duc, Пьерфон (Oise). телефон: 96
Описание. Великолепный вид на замок и окружающего его местность. Видны небольшие горы и деревня. Старые здания, отели и рестораны. Данная карточка в начале прошлого века использовалась как реклама отеля Chateau-Gaillard. П2. Редакция Люкс «Estel». Замок Пьерфон. Официальный текст: северный угол. В центре- башея Godefroy.
Описание. В замке восемь башен, каждая из которых носит имя персонажа из Девяти Прэ (Neuf Preux). Персонажи, рожденные в романе начала четырнадцатого века, символизируют доблести рыцарей: храбрость, верность, честь… Девять из числа, происходят из трех источников: античности, еврейской и христианской истории. Все они герои истории и великие завоеватели. Таким образом, доблестными героями древности являются Гектор (царь Трои), Александр (Александр Великий, завоеватель империи, простирающейся от Греции до Индии) и Юлий Цезарь. Представители еврейской истории: Иисус Навин (преемник Моисея, который борется против неверных), Иуда Маккаве (правил Иерусалимом, сражаясь с сирийцами) и Давид (победитель великана Голиафа). Наконец, три христианских короля: Карл Великий (король франков во главе империи, простирающейся до современной Германии), король Артур или Артус (известный своим легендарным Камелотом и своим мечом Экскалибур) и Годфруа де Буйон (герой первого крестовый поход в одиннадцатом веке). Эти девять персонажей находятся в Pierrefonds в каждой из башен окружающей стены, но также, в их женской версии, в самой большой церемониальной комнате замка: комнате Preuses. П3: замок и башни Шарлемань (Charlemagne) и Цезарь (Cesar). Среди башен замка имеются: Артус, Александр, Годфруа де Буйон, Хосуэ, Гектор, Иуда Маккавей, Карл Великий и Юлий Цезарь (Artus, Alexandre, Godefroy de Bouillon, Josué, Hector, Judas Maccabée, Charlemagne et Jules César). Александровская башня (известная как Башня пыток) повторяет архитектуру четырнадцатого века с грубыми стенами. Внизу, в основании башни, находятся средневековые подземелья. Храбрость царя Давид символизировался присутствием Звезды Давида в розетке часовни. Чтобы выдержать орудийную бомбардировку, башни, обращенные к плато (башни Юлия Цезаря и Карла Великого, т.е. Шарлемань), имеют значительные диаметры 16 м и 15,50 м с толщиной стен до 4,50 м. Остальные башни имеют диаметр от 10 м до 12 м. Башни перестроили из старой кладки. П4. Камин зала Neuf Preuses (девять Доблестей).

Зал Neuf Preuses.
Бывший Зал Правосудия, теперь это самая внушительная комната замка, воплощающая великолепие периода Второй Империи с ее впечатляющей архитектурой и грандиозным убранством. Зал имеет длину 52 м, ширину 9,50 м и высоту 12 м. Обшитый панелями бочкообразный свод увеличен почти вдвое. Освещается 22 окнами.
Во времена Второй Империи это место служило комнатой для приемов, а также бальным залом. С этой целью доминирует оркестровая платформа, расположенная над оружейной.
Две группы скульптур находятся в концах комнаты: Портал богато украшен статуями-колоннами, в центре которых изображен император Карл Великий в окружении принцев-паладинов: Оливье, Роланда, епископа Турпина и Вильгельма Оранского. Над ним два ангела поддерживают императорский герб, увенчанный короной. Скульптуры выполнены Гондраном.
С другой стороны комнаты бифокальный камин монументален и украшен мантией, изображающей девять женских статуй, называемых «ценностями». Они вызывают изысканную любовь. Лица «преусов» вдохновлены лицами императрицы и ее фрейлин. Слева направо: Тамарис (маршал Канробер), Чинопе (принцесса Мюрат), Лампетто (герцогиня Малакова), Иполит (баронесса Пьера), Семирамида (императрица Евгения), Пентесиле (герцогиня Кадор), Теука (герцогиня де Бассано), Дейфил (графиня де ла Поэз) и Меналиппа (мадам Каретт), которая, не будучи дворянкой, является единственной статуей, не имеющей короны. Только две круглые скамейки, спроектированные Виолле-ле-Дюком, представляют собой мебель после перемещения коллекции средневековых доспехов Наполеона III, которая сейчас находится в Доме инвалидов в Париже (Музей Армии и Дом Инвалидов в Париже). Коллекция доспехов и пистолетов была приобретена императором при продаже князя Солтикова в 1861 году и ранее экспонировалась в Дворце промышленности на Елисейских полях. П5 Почетный двор (или главный). Галерея западного угла.
Главный двор находится на юго-западе, Донжон, окружающий императорские покои; на северо-западе — большое главное здание, в котором расположены парадные залы; на северо-востоке — кухонный флигель с помещениями для гостей, а на юг — часовня и провизионный двор.
Все фасады, выходящие во двор сделаны в стиле ренессанс, выполнены в виде экранов или театральных декораций, дизайн которых предназначен для удобства гостей, находящихся в центре. Они никак не отражают внутреннюю планировку, в отличие от средневековой системы. Таким образом, крыши гостевого крыла разделены так, чтобы образовать фронтон во двор, а с другой стороны — высокую двускатную крышу. Придел этого здания также показывает разнообразие расположения перегородок и сводов от одного этажа к другому, свобода, которая стала возможной только благодаря использованию металлической конструкции, скрытых в традиционной каменной кладке.
Главный фасад большого здания имеет аркады с петлями-корзинами, образующие внутренний двор, увенчанный галереей длиной 57 метров. Все это было разработано Виолле-ле-Дюк. В крытой галерее замковые камни с одной стороны высечены изображениями средневековых ремесел (каменщики, оруженосцы и т. Д.), А с другой стороны — чудовища и химеры. Идея этой галереи восходит к одному из самых известных романов Средневековья — Роману де Ренарту (Roman de Renart). Роман де Ренар — это больше, чем роман, это набор рассказов разных авторов о животных, которые ведут себя как люди. Эти истории сосредоточены вокруг центрального персонажа: Renard, умной и хитрой лисы (старое название лисы). Мы также находим Изенгрина, зверя и жестокого волка, Благородного, льва, царя животных, или Чантеклерка, петуха. В центре главного двора находится бронзовая конная статуя Луи из Орлеана (Людовика Орлеанского), а огромные саламандры, символ герцога, действуют как горгульи. Эти скульптуры были созданы Эммануэлем Фремье (Emmanuel Frémiet 1824-1910), как и химеры большого углового крыльца. П6. Главный двор. Часовня (Шапель) и Донжон.
Часовня.
Часовня полностью перестроена. Апсида расположена в башне Иуды-Маккавея и не видна снаружи. Фасад его внутреннего двора напоминает о святых часовнях средневековья (Château de Vincennes). Украшенный фигурой паломника из Сен-Жак-де-Компостель (Saint-Jacques-de-Compostelle, который дал образ Виолле-ле-Дюк одолжил свои черты, сделанные в 1884 г. Хиолином Hiolin), он скрывает удивительную архитектуру, далекую от старых моделей, поскольку площадка над хором предназначалась для ​​охраны замка.
У причалов портала появляются Людовик Ореланский и его жена Валентина Висконти. Над тимпаном часовни фигура Сен-Дени в сопровождении своих спутников Сен-Рустик (Rustique) и Сен-Элевер (saint Éleuthère).

Донжон.
Донжон мог быть полностью изолирован от других оборонительных сооружений. Он включает в себя две большие башни Цезаря и Карла Великого, целое квадратное здание, разделенное на три комнаты на каждом этаже, и квадратную башню. Замок служил жилищем, предназначенным для лорда.
Построенный в 14 веке, Донжон имеет особенность и придает оригинальность Пьерфонду, полностью примыкая к стене замка. Состоящий из трех последовательных этажей, он был предназначен для размещения покоев государей. На 2013 год для посещения были доступны только апартаменты императора Наполеона III.
Восстановив руины в 1858 г., Виолле-ле-Дюк принципиально не изменил первоначальное местоположение крепости (Донжона). Его первым намерением, в соответствии с желанием Наполеона III, было подняться исключительно в крепость, потому что остались большие части стен. Лестница в темницу, полностью задуманная во время реставраций XIX века, привита к восстановленным стенам. Ее выход на крытую веранду не похож ни на одну средневековую модель, но обеспечивает величественный вход в императорские апартаменты. Если общий вид этой лестницы безусловно средневековый, богатый декоративный репертуар очень оригинален по вдохновению с определенной свободой в сочетании средневековых и ренессансных воспоминаний. Четыре женские статуи олицетворяют четыре главные добродетели: Справедливость, Умеренность, Благоразумие и Сила.
П7: юго-западный угол замка. С правой стороны башни Юлий Цезарь и Карл Великий (Шарлемань). П8: ансамбль замка на Юго-Востоке. Отлично видны башни замка и крепость (Донжон) внутри. В окрестностях расположена деревня и небольшой парк. П9. вид замка (восточный фасад). Описание.
Еще один великолепный вид крепости с востока. Хорошо видны башни и парк в окрестностях.

Наши дни.
После неудачного периода, когда количество посетителей уменьшилось (100 000 в 2000 г.), с 2008 г. имением управляла администратор г-жа Ева Гранжье Меню.
Галерея стала предметом новой сценографии в 2006 г. после окончательного размещения гипсовых скульптур, в основном из некрополя базилики Сен-Дени. Представляя персонажей, тесно связанных с французской монархией, они были заказаны королем Луи-Филиппом для Музея французской истории в Версальском дворце.
Остальные части замка открыты, в том числе выставка коллекции Мондюи из кованой меди.
Парк замка является предметом программы восстановления, включая строительство и установку осадных машин, таких как требушет.
С декабря 2012 г. стартовала беспрецедентная пятилетняя реставрационная кампания. Задача: дать посетителям больше возможности увидеть больше интересного.
Практическая информация.
Время работы:
Стоимость билета:
Как посетить, как добраться.

Экскурсии из Парижа с русскоязычным гидом

С учетом расположения замка «Русское такси» предлагает два типовых варианта посещения. В составе классической обзорной экскурсии в Шампань (Реймс, Эперне, Труа) и тематической в Компьен (обзорная по городу, Музей солдатиков и миниатюры, Мемориал, Поляна и Музей-вагон Перемирия с возможностью заезда в Мо и Музей Первой Мировой войны).

Практическая информация.
«Русское такси» в Париже делает индивидуальные и мелко-групповые экскурсии из Парижа с гидом-искусствоведом или проводником. Это означает, что Вас будут доступны виды замка с любой стороны (что полностью исключается при групповых автобусных турах). Вы сами можете попросить водителя сделать остановки в тех местах, где Вам нравится. Гид Вам подскажет любимые точки фотографирования, проверенные уже 100 лет. Как уже писали выше, посетить Пьерфон можно двумя разными вариантами на один день.
Первый — замок Пьерфон включен в классический обзорный вариант поездки в Шампань по маршруту Париж- Компьен — Реймс — Эперне — Труа.
Второй — наш тематический авторский тур в Компьен по маршруту Париж — Мо (Музей Первой Мировой войны) — Компьен (исторический центр, музей солдатиков и миниатюры, мемориал Поляна Перемирия и музей-вагон) — замок Пьерфон.
— Обзорная экскурсия из Парижа в Шампань с русскоязычным гидом-искусствоведом
Примечание.
Индивидуальные сложные авторские туры на два-три дня и более возможны сразу из аэрпорта Шарль-де-Голль или Бове. Это- наша специализация, мы просчитаем Вам возможные варианты, Вы выбираете, что понравилось, но все равно в любой момент сможете менять и перестраивать маршрут в зависимости от разных факторов.
Экскурсии из Парижа в Шампань и Компьен. Путеводитель на русском языке. Интересные места, карты, отзывы. Фото: Замок Пьерфон в начале XX века (коллекция автора, блошиные рынки в Париже)

Краткая история замка Пьерфон
Расположенный между Компьеном и Вилле-Контре на холме у реки, замок был построен в 90-х годах 14-го века на месте более ранних фортификационных сооружений 12 века. Он принадлежал сеньору Пьерфону из Кьерзи. В конце 12 века замок отошел королю Филиппу Августу и отныне стал считаться королевским.
В 1392 году Король Карл 6-й передал его в дар герцогу Людовику Орлеанскому. Окрестности Пьерфона входили в состав графства Валуа, ставшего герцогством.
В 1396 г. началась перестройка. От старого замка остались подземные помещения. Автор проекта –Раймон дю Тампль. Работами руководил архитектор Жан ле Нуар. После убийства Людовика Орлеанского в 1407 г. дальнейшее строительство временно прекратилось. Работы по строительству продолжмлись уже при новом владельце.
В начале правления Людовика 13-го замок находился в собственности Франсуа – Ганнибалу д’Эстре, примкнувшего к партии во главе с принцем Конде.
Замок неоднократно участвовал в различных войнах и конфликтах.
В марте 1617 г. Пьерфон был осажден и захвачен войсками знаменитого кардинала Ришелье, который приказал его разрушить. Однако срыли лишь внешние стены и снесли кровельное покрытие. В наступившую затем эпоху романтизма руины замка стали местом отдыха.
В 1813 г. император Наполеон купил замковые земли. В августе 1832 г. король Луи Филипп провел около замка банкет в честь свадьбы своей дочери Луизы с первым королем Бельгии Леопольдом Саксен- Кобургским.
В 1850 году замок посетил принц Наполеон, будущий император Франции. Через семь лет по совету Пропера Мериме он решил восстановить его под руководством известного архитектора Виоле- ле-Дюка, который уже имел опыт реставрации собора Парижской богоматери, собора в Шартре и Каркассона. Реставрация затянулась.
В 1861 г. проект изменили и решили произвести полное восстановление замка. Стоимость работ оценивалась в пять миллионов франков. Виоле строил сооружения исходя из того, что они должны были являть собою в его представлении. Вначале планировалось отстроить лишь некоторые башни с жилыми комнатами и при этом сохранить развалины. В 1879 г. Ураду скончался и работа длилась до 1885 г. под руководством ученика Виоле Мориса Ураду и Жана-Жюля Гюстава Лич.
В 1885 г. реставрационные работы были прекращены из-за отсутствия средств и внутреннее оформление не было закончено до конца.
Устройство замка
Сам замок – прямоугольный, размером 109 на 88 метров, толщина внешних стен – 5-6 метров. В «почетном дворе» — памятник Людовику Орлеанскому. Самые красивые помещения в замке – «гербовый» зал и зал рыцарских дам («Зал прекрасных дам»).
Пьерфон является как бы съемной площадкой для многих кинофильмов, таких как: «Двуглавый орел», «Пришельцы», «Посланница истории Жанна д‘Арк», «Человек в железной маске», а также сериалов «Волшебники из Вэйверли Плэйс» и «Мерлин» (в последнем случае он изображал Камелот).
Замок Пьерфон (Le château de Pierrefonds) — это внушительная крепость, расположенная в коммуне Пьерфон (Pierrefonds), в департаменте Уаз (Oise), в регионе О-де-Франс (Hauts-de-France), к северу от Парижа. Замок Пьерфон представляет собой оборонительное сооружение Средневековья. Он был реконструирован под руководством Виолле-ле-Дюка (Viollet-le-Duc) в XIX веке, в то же время были проведены работы по отделке и созданию мебели. Крепость классифицируется как исторический памятник с 1862 года. Он находится в ведении Центра национальных памятников.
Инженерное фортификационное сооружение.
Замок представляет собой форму неправильного четырехугольника, размером 65 × 85 м, обрамленного восемью большими башнями. Главный фасад также украшен барельефом, изображающим Благовещение. Одной из наиболее характерных особенностей оборонительной системы замка является то, что на уровне башен должны быть предусмотрены две круглые дорожки, наложенные друг на друга. Первая, нижняя круглая дорожка, закрыта крышей для предотвращения подъема по лестницам. Стены пронзены крестообразными лучниками, которые позволяют добраться до нападающих, находятся ли они далеко или близко к стенам. Верхний круговой путь, с его бойницами, образует вторую линию обороны. Оригинальность заключается в том, что зубцы находятся на одном уровнебашни, что позволяет осуществлять связь между защитниками. Наконец, на двух больших — Карла Великого (Charlemagne) и Юлия Цезаря (Jules César) Виолле-ле-Дюк добавил третий этаж обороны – который многие специалисты оспаривают — состоящий из высоких зубчатых труб, которые придают замку сказочный вид. Каждая башня замка названа в честь доблестных исторических персонажей и великих завоевателей, и символизирует все рыцарские добродетели: храбрость, верность, честь… их девять, и они исходят из трех источников: античности и еврейских и христианских историй. Среди античных персонажей это: Гектор (царь Трои), Александр Македонский (завоеватель империи, простирающейся от Греции до Индии) и Юлий Цезарь. Те, кто представляет еврейскую историю: Иисус Навин (преемник Моисея, который сражается с неверными), Иуда Маккавей (овладел Иерусалимом, сражаясь с сирийцами) и Давид (победитель великана Голиафа). Наконец, три христианских короля: Карл Великий (король франков во главе империи, простиравшейся до нынешней Германии), король Артур или Артус (известный своим легендарным Камелотом и мечом Экскалибур) и Годефруа де Буйон (герой первого крестового похода в XI веке). Эти девять персонажей расположены в нишах каждой из башен Дворцовой стены, а также, в самом большом парадном зале замка. Александра Македонского (так называемая «башня пыток») повторяет архитектуру XIV века с ее грубыми стенами. Названная в честь царя Давида украшена звездой Давида в часовне. Башни, расположенные напротив плато, имеют исключительные диаметры 16 м и 15,50 м с толщиной стен до 4,50 м, чтобы противостоять обстрелу (Юлия Цезаря и Карла Великого). Другие же имеют диаметры от 10 м до 12 м. В юго-западной части крепости находится подземелье, в котором располагаются императорские покои; на северо-западе — большой корпус, в котором расположены парадные комнаты; на северо-востоке — крыло кухонь с квартирами для гостей, а на юге — часовня и хозяйственный двор. Фасады в стиле Ренессанса с видом на внутренний двор выполнены в виде ширм или театральных декораций. Они никаким образом не отражают внутреннюю планировку постройки, в противоположность средневековой системе. Крыша крыла, предназначенного для гостей, разделена так, что одной стороны представляет собой высокую двухскатную крышу, а со стороны внутреннего двора — фронтон. Такой раздел также показывает разнообразие расположения перегородок и сводов с одного этажа на другой, что стало возможным только благодаря использованию металлической конструкции, скрытой в кладке традиционного вида.
Главный фасад имеет арки, образующие помещение, увенчанное галереей длиной 57 метров. Такой ансамбль был спроектирован Виолле-ле-Дюка. В крытой галерее со сводчатыми стенами находятся, с одной стороны, вырезаны скульптурные изображения средневековых ремесел (каменотесы, оруженосцы…), а на другой стороне чудовищ и химер. В капителях этой галереи прослеживается один из самых известных романов Средневековья, «Роман о Лисе» («Roman de Renart»). Это сборник рассказов разных авторов, в которых изображены животные, которые ведут себя как люди. Эти повествования сосредоточены вокруг центрального персонажа: Лиса, искусного и хитрого. Посреди парадного двора возвышается бронзовая конная статуя Людовика (Louis d’Orléans), а огромные саламандры, символ герцога, выступают в роли горгулий. Эти скульптуры были выполнены Эммануэлем Фреме (Emmanuel Frémiet) [1824-1910] вместе с химерами на большом угловом перроне. Часовня замка была полностью перестроена во время реконструкции. «Спрятанная» в башне Иуды-Маккавея, ее не видно снаружи. Фасад часовни во внутреннем дворе напоминает о святых часовнях Средневековья. Украшенный фигурой паломника из Сен-Жак-де-Компостель (Saint-Jacques-de-Compostelle) (которому Виоле-ле-Дюк придал свои черты), он представляет собой удивительную архитектуру, далекую от старых образцов, так как над хором была установлена трибуна, предназначенная для охраны замка. У подножия часовни находятся Людовик Орлеанский и его жена Валентина Висконти (Valentine Visconti). Над ней возвышается фигура Сен-Дени (Saint Denis) в сопровождении своих спутников Сен-Рустика (Saint Rustique) и Сен-Элевтера (Saint Éleuthère). Главная башня полностью изолирована от других оборонительных сооружений. Она состоит из двух больших — Цезаря и Карла Великого, квадратного помещения, разделенного на три комнаты на каждом этаже, и квадратной башни. Башня состоит из трех этажей и предназначалась для размещения апартаментов монархов. На сегодняшний день только апартаменты императора Наполеона III доступны для публики. Во время реконструкции, в 1858 году, Виоле-ле-Дюк принципиально не изменил первоначальное расположение замка. Его первым намерением, в соответствии с волей Наполеона III, было восстановить исключительно главную башню, потому именно на ней сохранились большие участки стен. Лестница замка, полностью созданная во время реставраций 19-го века, приставлена к восстановленным стенам. Его уход в крытое крыльцо избегает отличается от средневековых традиций, но обеспечивает величественный вход в императорские апартаменты. Хотя общий вид этой лестницы, несомненно, средневековый, декоративные элементы имеет очень черты ренессансных архитектуры. Четыре женские статуи олицетворяют четыре главные добродетели: справедливость, умеренность, благоразумие и силу.
Гостиная крепости. В XIX веке император и императрица принимали здесь своих приближенных. Это — комната, практически лишенная мебели, за исключением замечательной скамьи от Виолле-ле-Дюка, тем не менее с ярким и богатым декором. На стенах изображены различные эмблемы и гербы государей, окрашенные так называемой техникой трафаретной живописи. В этом ансамбле сочетаются императорский орел Наполеона III и дикобраз Людовика XII. Остальная часть комнаты украшена резными панелями, изображающими различных химер. Вся деревянная скульптура была выполнена Зойггером (Zoegger). Большая резная скамья с откидывающейся спинкой была изготовлена по чертежам Виолле-ле-Дюка, показывающих проекты меблировки, предназначенные для частных квартир.
Рабочий кабинет императора. Это самая меблированная комната замка, в которой также находится письменный стол, за которым работал Виолле-ле-Дюк. Интересно, что туалетная комната была спрятан за дверью, служившей в кабинете шкафом. В этом туалете имелась система смыва воды, подаваемая через таз, наполненный водой и расположенный над шкафом.
Комната Наполеона III. Это очень освещенная комната. Это преимущество исходит из ее удачного расположения в центре замка. Виолле-ле-Дюк разработал орнаментальное оформление резных панелей и трафаретной росписи, где богатство фигур, вдохновленных средневековыми бестиариями, соперничает с обилием цветочных мотивов. Благодаря этому использованию растительных мотивов, стилизации рисунка и использованию яркой полихромии, архитектор выступает здесь как один из предшественников модерна. Повторяющийся символ — императорский орел — украшает балки, стены и дымоходы. В комнате отсутствует мебель. Виолле-ле-Дюк нарисовал проект кровати, который так и не удалось воплотить.
Комната императрицы. Спальня императрицы Евгении-это высокий сводчатый зал в виде восьмиугольника, полностью расписанный. Комната расположена на втором этаже башни Юлия Цезаря, над комнатой Наполеона III. На каминной полке изображено дерево, извилистые ветви которого обозначают каждого из восьми рыцарей Круглого стола. Наверху сидит Артур (или Артус).
Скульптуры замка. В этих готических залах гипсовые скульптуры, заказанные Луи-Филиппом (Louis-Philippe) для Национального музея Версальского дворца (Musée national du château de Versailles), выставляются на всеобщее обозрение с 1997 года. Большинство из них- копии скульптур базилики Сен-Дени (basilique Saint-Denis). Но есть и созданные в Пьерфоне: Луи и Карл Орлеанские или Валентина Висконти (Valentine Visconti), герцогиня миланская. В 2006 году художник Скертцо (Skertzo) установил современную музеографию.
Время работы замка. Со 2 января по 30 апреля: открыт каждый день с 10.00 до 17.30. Со 2 мая по 4 сентября: открыт каждый день с 9.30 до 18.00. С 5 сентября по 31 декабря: открыт каждый день с 10.00 до 17.30. 1 января, 1 мая и 25 декабря музей закрыт.
Стоимость билетов: полный тариф цена- 8€; льготный тариф цена — 6,5€. Каждое первое воскресенье месяца с ноября по март музей можно посетить бесплатно.

Экскурсии с гидом из Парижа
Замок Пьерфон входит в программу стандартной экскурсии из Парижа в Шампань с гидом на автомобиле «Русскогоязычного такси». Отзывы о посещении только положительные. Экскурсии все индивидуальные, поэтому время осмотра замка с гидом определяете Вы сами в процессе его посещения.

Фотогалерея, описание и комментарии старых видов.
П2. Главные достопримечательности Франции на старых фото. Замок Пьерфон в начале XX века. Типография в Париже. Фото открытка, коллекция авторов.
П3. Серия «Достопримечательности Франции на старых фотографиях». Редакция Люкс «Estel». Коллекция «Русскоязычного такси» в Париже. Серия Замок Пьерфон. Официальный текст: Пруд у замка.
П4. Серия «Достопримечательности Франции на старых фотографиях». Редакция Люкс «Estel». Вид замка из окружающего леса. Описание. Знаменитый Компьенский лес славится не только этим замком, но и Мемориалом Перемирия и Музеем-вагоном.