Описание Замка Шенонсо (Долина Луары)

Замок Шенонсо. Передний двор и башня семьи де Марк

При постройке замка Шенонсо на реке Шер в XVI веке, Тома Бойе и его супруга Катрин Брисонне сносят укрепленную мельницу и феодальный замок семьи де Марк и оставляет от них только донжон: Башню семьи де Марк, которую они перестраивают в духе Возрождения. Передний двор воспроизводит план древнего средневекового замка, окруженного рвами с водой. Рядом с башней замка Шенонсо сохранился колодец, украшенный химерой и орлом — эмблемой семьи де Марк. Подходя к Замку Шенонсо, построенному на опорах бывшей укрепленной мельницы, посетитель оказывается перед огромной входной дверью. Это резная деревянная крашенная дверь эпохи Франциска I, на которой видны: слева-герб Тома Бойе, справа-герб его жены Катрин Брисонне, строителей замка Шенонсо, а над ними — саламандра Франциска I и надпись: «FRANCISCUS DEI GRATIA FRANCORUM REX — CLAUDIA FRANCORUM REGINA» («Франциск, милостью Божией король Франции, и Клод, королева Франции»).

Гвардейский зал: в этом помещении вначале находились гвардейцы, обеспечивающие охрану самого короля. Герб Тома Бойе украшает камин XVI века. На дубовой двери (также эпохи Возрождения) под изображением святых покровителей Тома Бойе и Катрин Бриссоне (Святой Катерины и Святого. Фомы), виден их девиз: «S’il vient а point, me souviendra», что означает: «Если мне удастся построить Шенонсо, меня будут помнить». На стенах на фламандских гобеленах XVI века изображены сцены жизни замка Шенонсо, сватовство, охота. Сундуки относятся к эпохе готики и Возрождения. В XVI веке в них хранились столовое серебро, посуда и гобелены, которые королевский двор перевозил с собой из резиденции в резиденцию. На потолке с выступающими деревянными балками изображены две переплетенные буквы «С» — монограмма Екатерины Медичи. На полу сохранились остатки майолики XVI века.

Капелла: из Гвардейского зала Замка через дверь, над которой расположена статуя Мадонны, посетители попадают прямо в Капеллу. На створках этой дубовой двери изображены Христос и Святой Фома и воспроизведены цитаты из Евангелия от Иоанна: «INFER DIGI TUTUUM HUC» «DNS MEUS ЕТ DEUS МЕ» («Подай перст твой сюда» «Ты Господь мой и Бог мой»). Витражи в XX веке (1954 г.) выполнил мастер- витражист Макс Ингранд, оригиналы были разрушены при бомбардировке в 1944 г.
В Лоджии справа — Мадонна с младенцем из каррарского мрамора работы Мино да Фьезоле. На королевском балконе, с высоты которого королевы слушали мессу, вырезана дата -1521 год. Справа от алтаря на изукрашенном жертвеннике вырезан девиз семьи Бойе. До сих пор на стенах можно прочитать надписи, оставленные швейцарскими гвардейцами королевы Марии Стюарт: Справа от входа, с датировкой 1543 г.: «Гнев Человека не отправляет Правосудие Божье» и 1546 г.: «Не поддавайтесь Злу». На стенах- картины маслом на религиозные темы:
— Сассоферрато: «Мадонна в синей вуали»
— Алонсо Кано: «Иисус, проповедующий в присутствии Фердинанда и Изабеллы»
— Жувене: «Успение»
— Себастьяно дель Пьомбо: «Положение во гроб»
— Мурильо: «Святой Антоний из Падуи»
Французская школа XV века: «Благовещение». Капелла сохранилась в период Французской революции благодаря тому, что тогдашней владелице Мадам Дюпен пришла в голову идея превратить ее в дровяной склад, скрыв ее религиозное предназначение.

Спальня Дианы де Пуатье — эта комната была спальней фаворитки короля Генриха II, Дианы де Пуатье, которой он подарил замок Шенонсо. В 1559 году, после смерти Генриха II, убитого на турнирном поединке капитаном его шотландских гвардейцев Габриелем Монтгомери, его вдова, королева Екатерина Медичи, заставила Диану возвратить замок Шенонсо, а взамен предоставила ей замок Шомон-сюр-Луар. Камин работы Жана Гужона, французского скульптора школы Фонтенбло, а также кессонный потолок украшены инициалами Генриха II и Екатерины Медичи: «Н» и «С», которые при их переплетении могли читаться как «D» Дианы де Пуатье. Камин отреставрирован госпожой Пелуз. Кровать с балдахином, кресла эпохи Генриха II, покрытые кордовской кожей, и великолепный стол с инкрустацией рядом с кроватью относятся к эпохе Возрождения. Прекрасная бронзовая статуэтка XIX века «Дианы д’Анет» напоминает о королевcкой фаворитке. На камине обратите внимание на портрет XIX века Екатерины Медичи кисти Соважа.
На двух больших фламандских гобеленах XVI века, изображены:
«Триумф силы» на колеснице, запряженной двумя львами, в окружении сцен из Ветхого Завета.
Латинская надпись вверху переводится так: «Любящий небесные дары всем сердцем не уклоняется от поступков, продиктованных Благочестием».
«Триумф милосердия». Милосердие, окруженное библейскими сценами, в одной руке держит сердце, а другой указывает на солнце. Латинский девиз здесь переводится так: «Сильный сердцем в опасностях вознаграждается по смерти Спасением». Слева от окна — картина «Христос, лишенный одежд» работы Рибальты, учителя Риберы. Справа от камина — «Мадонна с младенцем» работа кисти Мурильо. Под этой картиной в книжном шкафу находятся архивы замка Шенонсо; в раскрытом томе в витрине можно увидеть подписи Тома Бойе и Дианы де Пуатье.

Зеленый кабинет — рабочий кабинет Екатерины Медичи, ставшей Регентшей после смерти ее супруга короля Генриха II: она управляла Францией из этой комнаты. На потолке XVI века, сохранившемся в первоначальном состоянии, видны две переплетенные «С» ее инициалов. Брюссельская шпалера XVI века, называемая «с Аристолохией», выполнена одновременно в духе готики и Ренессанса. Она уникальна своим изначально зеленым цветом, ставшим синим, и своей темой, навеянной открытием Америки: серебристые фазаны Перу, ананасы, орхидеи, гранаты, животные и растения, неизвестные в Европе до 1492 года.
По обеим сторонам двери — итальянские шкафы-кабинеты XVI века.
На стенах — собрание картин маслом, из которых самые значительные:
-Тинторетто: «Царица Савская и Портрет Дожа»
— Йордане: «Захмелевший Силен»
— Гольциус: «Самсон и Лев»
— Рибера: «Три епископа»
— Жувене: «Иисус, изгоняющий торговцев из Храма»
— Шпрангер: «Аллегорическая сцена», живопись на металле.
— Веронезе: «Этюд женской головы»
— Пуссен: «Бегство в Египет»
— Ван Дейк: «Амур с обезьянами»

Библиотека — в этой небольшой комнате, служившей библиотекой Екатерины Медичи, она расположила свой рабочий стол. Отсюда открывается прекрасный вид на Шер, на остров и на Сад Дианы. Дубовый кессонный потолок 1525 года, в итальянском стиле, с небольшими выступающими замками, является одним из первых образцов этого типа во Франции. На нем видны инициалы строителей Замка Шенонсо «Т.В.К» Тома Бойе и Катрин Брисонне. Над дверью находятся следующие картины маслом:
— Андреа дель Сарто: «Святое семейство»
— Бассано: «Сцены жития Св. Бенедикта»
— Корреджо: «Мученица»
— Жувене: «Гелиодор»
— Пуссен: «Похищение Гебы», «Похищение Ганимеда», виночерпиев Богов, вознесенных на Олимп.

Интересные факты, на что обратить внимание. В сводчатом главном вестибюле, вытянутом с севера на юг, обратите внимание на потолок. Ось его сводов — ломаная линия, а в углах находятся декоративные камни. Стены зала стражи украшены гобеленами XVI века, под которыми стоят сундуки.
На стенах капеллы хранят надписи, оставленные в 1543 году шотландскими гвардейцами.

Салон Франциска I — в этой зале замка Шенонсо находится один из самых красивых каминов эпохи Возрождения. Над камином снова повторяется девиз Тома Бойе: «S’il vient a point, me souviendra» («Построю замок, и ибо мне не забудут»), который перекликается с его гербом над входом в обрамлении двух сирен. Мебель состоит из трех французских сервантов XV века и итальянского шкафа- кабинета XVI века, замечательной инкрустацией перламутром и гравированной пером слоновой костью, подарка к свадьбе Франциска II и Марии Стюарт. На стене — портрет «Дианы де Пуатье в образе Дианы-охотницы» кисти Франческо Приматиччо, художника Школы Фонтебло. Картина была написана в Шенонсо в 1556 году; на ее раме изображен герб Дианы де Пуатье, герцогини д’Этамп.
По сторонам полотна находятся три мужских портрета кисти Равестейна, «Автопортрет» Ван Дейка и «Женский портрет» работы Миревельта.
Рядом большой «Портрет Лауры Виктории Манчини в костюме Дианы-охотницы». Это- племянница Мазарини, супруга Людовика II, герцога Вандомского, герцогиня де Меркер и владелица Шенонсо в XVII веке. По сторонам от окна — «Архимед» кисти Сурбарана и «Два епископа» (начало XVIII века).
Справа от камина «Три грации» Ванлоо изображают трех мадемуазель де Несле: мадам де Шатору, де Винтимиль, де Майи, — трех сестер, которые одна за другой были фаворитками короля Людовика XV. Картины в зале:
Приматиччо — прижизненный портрет Дианы де Пуатье
Ванлоо — «Три грации» (на которой в образе муз художник изобразил сестер Нель- фавориток Людовика XV
В витрине — автографы Тома Бойе и Дианы де Пуатье.

Замок Шенонсо. Салон Людовика XIV: в память о своем посещении замка Шенонсо 14 июля 1650 года Людовик XIV значительно позднее подарил своему дяде герцогу Вандомскому свой портрет маслом кисти художника Риго, с необыкновенной рамой работы Лепотра, состоящей только из четырех огромных кусков дерева, а также мебель, обитую гобеленами Обюссона и столик работы знаменитого краснодеревщика Буля. На камине эпохи Возрождения Саламандра и Горностай напоминают о Франциске I и королеве Клод Французской. На карнизе, обрамляющем балочный потолок, видны инициалы супругов Бойе (Т.В.К.) Над столиком картина «Дитя Иисус и Св. Иоанн Креститель» кисти Рубенса, приобретенная у Жозефа Бонапарта, которого его брат Наполеон I сделал королем Испании. В салоне находится собрание французской живописи XVII и XVIII веков:
— Ванлоо: «Портрет короля Людовика XV»
— Натье: «Принцесса Роган»
— Нетшер: «Портрет Шамияра, министра Людовика XIV» и «Мужской портрет».
— Жан Ран: «Портрет Филиппа V, короля Испании», внука Людовика XIV.
Также имеется большой портрет Самуэля Бернара, банкира Людовика XIV, кисти Миньяра.
Богатейший Самуэль Бернар был также отцом Мадам Дюпен, в портрете которой кисти Натье подчеркнуты ее грация и ум. Луиза Дюпен (1706 — 1799), старшая родственница Жорж Санд не по прямой линии, была хозяйкой Шенонсо в XVIII веке. Она покровительствовала энциклопедистам и принимала здесь Вольтера, Руссо, Монтескье, Дидро, Даламбера, Фонтенеля и Бернардена де Сен-Пьер. Ее доброта, щедрость и ум уберегли замок Шенонсо от разрушения во время Французской революции.
Примечание. Художники, чьи работы находятся в этом зале.
Риго (? портрет Людовика XIV)
Лепотр
Обюссон
Буль
Рубенс «Иисус и Иоанн Креститель»
Ванлоо
Натье
Нетшер
Жан Ран
Миньяр

Вестибюль Катрин Бриссоне. Вестибюль второго этажа замка Шенонсо выложен маленькой терракотовой плиткой с клеймом в виде лилии, пронзенной кинжалом. Потолок украшен выступающими балками. Над дверьми на привезенных из Италии Екатериной Медичи мраморных медальонах изображены римские императоры: Гальба, Клавдий, Германик, Вителлий и Нерон. На шести гобеленах из Оденарде XVII века, выполненных по эскизам Ван дер Мелена, представлены сцены охоты. Вестибюль выходит на балкон, откуда видна Башня семьи де Марк и передний двор, отражающий план средневековой крепости. Справа в обрамлении террас разбит сад Дианы де Пуатье, у входа в который расположена Канцелярия. Напротив находится более укромный сад Екатерины Медичи с водоемом в центре.

Лестница. Из вестибюля дубовые двери XVI века ведут на лестницу. На резных створках дверей изображен Ветхий Закон (в виде женщины с завязанными глазами с книгой и посохом паломника) и Новый Закон (с открытым лицом, с пальмовой ветвью и чашей). Лестница, ведущая на второй этаж, замечательна тем, что это — одна из первых лестниц с прямыми маршами (один пролет над другим), построенных во Франции по итальянскому образцу. Перекрытие образовано в виде наклонного свода на нервюрах, пересекающихся под прямым углом; места пересечения украшены замками, кессоны отделаны человеческими лицами, фруктами и цветами (некоторые мотивы были сколоты во время Революции). Между двумя пролетами лестницы имеется площадка, образующая лоджию с балюстрадой, с видом на Шер. Очень красивый старинный медальон украшает начало второго марша. На нем изображен бюст женщины с распущенными волосами. Лестница ритмично украшена другими медальонами.

Вестибюль. Перекрытие вестибюля состоит из ряда стрельчатых арок, смещенные замки которых образуют ломаную линию.
Капители украшены орнаментом из листьев, роз, головок ангелов, химер и рогов изобилия. Работы были завершены в 1515 году, и вестибюль является одним из самых красивых образцов декоративной скульптуры раннего французского Возрождения. При входе над дверьми в двух нишах находятся статуи Святого Иоанна Крестителя (святого покровителя Шенонсо) и итальянской Мадонны во вкусе Луки делла Роббиа. Стол для дичи из итальянского мрамора датируется эпохой Возрождения. Над входной дверью современный витраж (1954 г.) работы мастера-витражиста Макса Ингранда изображает легенду Святого Губерта.
Спальня пяти королев. Эта зала получила свое название в память о двух дочерях и трех невестках Екатерины Медичи. Ее дочери: Королева Марго (жена Генриха IV), Елизавета Валуа (супруга короля Испании Филиппа II), ее невестки: Мария Стюарт (супруга Франциска II), Елизавета Австрийская (супруга Карла IX) и Луиза Лотарингская (супруга Генриха III). На кессонном потолке XVI века из апартаментов Луизы Лотарингской изображены гербы Пяти Королев. Камин относится к эпохе Возрождения. Стены обиты набором фламандских гобеленов XVI века, на которых изображены: Осада Трои и Похищение Елены Цирковые Игры в Колизее и Коронование Царя Давида. Слева от камина, на фрагменте гобелена XVI века воспроизводится эпизод из жизни Самсона. Мебель состоит из большой кровати с балдахином, двух готических сервантов с двумя женскими бюстами из полихромного дерева XV века и кованого дорожного сундука. На стенах расположены следующие картины:
— Рубенс: «Поклонение волхвов». Полотно куплено у короля Испании и является деталью картины, выставленной в музее Прадо.
— Миньяр: «Портрет герцогини д’Олонн»
— Итальянская школа XVII века: «Аполлон у аргонавта Адмета».
Из главного вестибюля замка на второй этаж ведет прямая двух маршевая лестница со сводом, украшенным резными замковыми камнями, фигурами людей, изображения фруктов и цветов. В начале второго марша сохранился медальон с бюстом девушки, у которой развеваются волосы. Лестница выходит в вестибюль второго этажа, где пол выложен местной керамической плиткой (мастер Фарволь). На плитках изображения лилий, пересеченных кинжалом.
Стены украшены гобеленами (XVII) со сценами псовой охоты. На восточный фасад выходят спальня Екатерины Медичи и спальня Пяти королев.

Замок Шенонсо. Спальня Екатерины Медичи. Спальня Екатерины Медичи украшена деревянным потолком из квадратных кессонов, крашенных и позолоченных. На нем можно увидеть множество монограмм. Тут есть герб дома Медичи и в центре — переплетенные инициалы «С» и «Н» Екатерины и Генриха II. Другие кессоны украшены резными растительными мотивами, напоминающими потолок зеленого кабинета. Богатая резная мебель спальни и редчайший набор фламандских гобеленов датируются XVI веком. На гобеленах представлена библейская тема — жизнь Самсона. Эти гобелены замечательны своим бордюром с изображением животных, символизирующих пословицы («Ловкость превосходит Хитрость» и др.) и басни, например, басню о «Раке и Устрице». В центре комнаты находится характерная для эпохи Возрождения кровать с балдахином, украшенная фризами, пилястрами, портретами в профиль в духе античных медалей. Справа от кровати — работа Корреджо «Воспитание Амура», живопись на дереве. Вариант, написанный на полотне, хранится в Лондонской Национальной галерее. Камин и плиточный пол относятся к эпохе Возрождения.
Коллекция эстампов из собрания замка Шенонсо: из спальни Екатерины Медичи можно пройти в две небольшие комнаты, из которых состоит кабинет эстампов. В первой из них привлекают внимание великолепный потолок, украшенный расписным полотном, и элегантный камин, относящиеся к периоду обустройства Шенонсо для госпожи Дюпен в XVIII веке. Во второй комнате, выходящей на Шер, потолок и пол датируются эпохой Возрождения. В кабинете собрана полная и разнообразная коллекция рисунков, гравюр и эстампов с изображением замка в разные исторические периоды. От рисунка сангиной XVI века времен Дианы де Пуатье (это первый документ с изображением моста) до акварелей архитекторов XIX века — на них можно проследить основные этапы строительства замка Шенонсо, изменения проектов разных владельцев, а также процесс благоустройства садов.

Экскурсия по замку Шенонсо, кухни
Из комнаты Дианы де Пуатье в галерею ведет небольшой проход.
В 1576 году Екатерина Медичи заказывает Жану Бюллану, на основе планов Филибера Делорма, постройку галереи на мосту Дианы де Пуатье. Длиной 60 метров, шириной 6 метров, освещенная 18 окнами, с выложенным черным мрамором и белым песчаником полом и балочным потолком, галерея — великолепная танцевальная зала. Она была открыта в 1577 году во время праздников, организованных Екатериной Медичи в честь своего сына короля Генриха III. С каждой стороны — прекрасные камины эпохи Возрождения, один из которых-лишь декорация вокруг двери южного выхода на левый берег Шер.
В начале XIX века галерею украшают медальонами из музея Национальной высшей школы изящных искусств с изображением видных исторических деятелей.
Кухни замка Шенонсо размещаются в огромных цокольных помещениях, которые образованы двумя первыми опорами на реке Шер. Буфетная представляет собой низкую залу с двумя стрельчатыми арками. Здесь находится самый большой в Замке камин, а рядом — печь для выпечки хлеба. Буфетная одновременно выходит в следующие помещения:
— столовую для персонала замка, а когда- то — для дворян из окружения Луизы Лотарингской
— разделочную, в которой еще сохранились крюки для подвешивания дичи и плахи для разделывания туш
— кладовую для продовольствия
— на мостик, ведущий в собственно кухню. При переходе из одной опоры в другую можно увидеть площадку, к которой причаливали лодки с продовольствием (по легенде она называется «Купальня Дианы» или «Купальня королевы»).
Замок Шенонсо. Галерея Медичи. Получив замок от Дианы де Пуатье, Екатерина Медичи приказала архитектору Ф. Делорму продолжить работы по расширению замка. На мосту через реку Шер была построена двухэтажная галерея и новые служебные помещения. Сейчас в этой новой галерее Медичи, расположенной на втором этаже замка, представлено ранее не выставлявшееся собрание картин, гобеленов, предметов мебели и произведений искусства: «Замок Шенонсо» кисти Пьера-Жюстена Уврие (1806-1879), масло; гобелен из Нейи «Шер» (1883); двухсекционный буфет высокой эпохи (до XVII в.), изначально принадлежавший замку Шенонсо; статуя «Венера Медицейская»… И, конечно же, вычурный кабинет редкостей. А также документы и архивы, позволяющие больше узнать об этапах строительства и о важных вехах истории замка. Экспозиция также дополнена биографиями шести замечательных Дам, на протяжении веков оберегающих замок Шенонсо.
Память о Первой Мировой войне. На восточной стене галереи через реку Шер находится мраморная мемориальная плита в память о госпитале, который здесь находился в Первую Мировую войну.
Спальня Сезара Вандомского. Эта зала напоминает о Сезаре, герцоге Вандомском, сыне короля Генриха IV и Габриель д’Эстре, дяде Людовика XIV, который стал владельцем замка Шенонсо в 1624 году. Во время экскурсии обратите внимание на:
-очень красивый балочный потолок, который поддерживается карнизом, украшенным пушками.
— Камин эпохи Возрождения был позолочен и украшен в XIX веке гербом Тома Бойе.
— Выходящее на запад окно обрамлено двумя кариатидами (дерево) XVII века.
— Стены обиты набором из трех брюссельских гобеленов XVII века «Цикл о Деметре», посвященным мифу о смене времен года. Прекрасные бордюры, характерные для Брюсселя, изображают гирлянды плодов и цветов, появляющихся из рогов изобилия. Кровать с балдахином и мебель этой залы относятся к эпохе Возрождения.
Слева от окна: — картина художника Мурильо*: «Портрет Святого Иосифа».
Примечание. *Мурильо, Бартоломе Эстебан (испанск. Bartolomé Esteban Murillo) родился в конце декабря 1617, крещён 1 января 1618, Севилья — скончался 3 апреля 1682, там же) — ведущий испанский живописец «золотого века», глава севильской школы. Родился в семье Эстебана Бартоломе, которая проживала в арендованном монастырском доме. Ребёнок рано стал сиротой: в 1627 году умер его отец, а спустя год — и мать, после чего мальчик попал на воспитание в семью сестры матери. Учился у Хуана де Кастильо и вначале работал в его сухой, жёсткой манере до той поры, пока приезд в город Педро де Мойи, перенесшего туда стиль ван Дейка, не убедил его в стремлении совершенствоваться. Это желание привело его в Мадрид, где его земляк, Веласкес, предоставил ему возможность изучать и копировать в королевских дворцах произведения Тициана, Рубенса, ван Дейка и Риберы и сам, своей свободной, мастерской техникой оказал сильное влияние на его развитие. Годы с 1642 по 1645 остаются самыми таинственными в жизни художника. В 1645 году он вернулся в Севилью совсем другим художником и вскоре получил крупный заказ от францисканского монастыря. Выполнение этого заказа стало своего рода отчетом о годах ученичества. Далее Мурильо много работал для монастырей. В мае 1665 года Мурильо был принят в Братство милосердия. В 1682 году Мурильо, со времени поездки своей в Мадрид не покидавший Севильи, приехал в Кадис, дабы исполнить для тамошнего капуцинского монастыря большую алтарную картину: «Обучение Святой Екатерины». Работая над ней, он случайно свалился с подмостков и так расшибся, что должен был немедленно отправиться назад, в Севилью, где и умер вследствие этого падения 3 апреля того же года; кадисская картина была дописана уже его учеником Осорио.
Творческое наследие. Известность пришла к Мурильо в 1645 году с выполнением заказа из 11 картин для местного монастыря ордена францисканцев. Основные из этих работ: «Святой Диего насыщает нищих» (Мадридская академия художеств), «Чудо Святого Диего», или так называемая «Кухня ангелов» (музей Лувр, Париж), «Кончина Святой Клары» (Дрезденская галерея), «Чума» (у герцога Поццо-ди-Борго, Париж) и «Святой Диего, превращающий хлеб в розы» (у Ч. Куртиса, Нью-Йорк) Для севильского собора художник написал «Св. Леандр» и «Св. Исидор» (оба в ризнице этого собора), и две главные в ряду произведений средней поры его деятельности, «Рождество Богородицы» (1655; музей Лувр) и «Видение св. Антония Падуанского» (1656; Севильский собор). В 1665 году Мурильо был занят работами для севильской церкви Санта-Мариа-ла-Бланка, из которых важнейшими могут считаться четыре полукруглые картины: «Торжествующая Церковь» (принадлежала Пурталесу, в Париже), «Непорочное зачатие» (в музее Лувр), «Основание базилики C.-Мариа-Маджоре, в Риме» (в Мадридской академии художеств) и «Сон римского сенатора» (там же). В 1668 г. из-под кисти Мурильо вышла работа «Пресвятая Дева на облаках с восемью, взирающими на неё, святыми» (в зале капитула севильского собора), а в 1670 г. — одно из лучших его созданий в колоритном отношении, «Св. Семейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (музей Лувр). В 1674 году он окончил восемь больших работ, заказанных ему для церкви госпиталя «де ла-Каридад» и изображающих подвиги христианского милосердия. Три из них, так наз. «Жажда» («La Sed»; Моисей источает воду из скалы), «Умножение хлебов и рыбы» и «Св. Хуан де Диос, переносящий больных», остались на своем первоначальном месте, остальные рассеялись по разным коллекциям. В 1675—76 гг. Мурильо написал больше 20 картин для капуцинского монастыря Севильи; из них 17, в том числе особенно замечательные: «Пречистая Дева во славе», «Св. Антоний с Младенцем-Спасителем» и «Св. Франциск в экстазе», находятся теперь в музее этого города. Картина «Непорочное Зачатие», также принадлежит этому музею и представляет мастерское изображение сюжета, многократно трактованного художником. В 1678 г. он исполнил несколько картин для севильской больницы «de los Venerables Sacerdotes», а «Богоматерь во славе», составляет одну из главных драгоценностей Луврского музея. Всего произведений Мурильо насчитывается свыше 450 (по Куртису, 481; по Лефору, 478) в основном религиозной тематики.
Примечание. Иногда пишут Цезарь. Когда Цезарь стал владельцем замка, то он проживал постоянно в Ане, а Шенонсо управлялся его женой.
Немного истории
Габриэль д’Эстре, любовница Генриха IV, ночевала в замке, когда король вел в Шенонсо переговоры с Луизой Лотарингской об условиях перемирия с ее братом. Залогом перемирия стала женитьба Цезаря Вандомского (сына Генриха и Габриэли) на Франсуазе Лотарингской.

Замок Шенонсо. Спальня Габриэль д’Эстре
Эта зала замка Шенонсо напоминает о Габриэль д’Эстре, фаворитке и возлюбленной короля Генриха IV, матери его узаконенного сына Сезара Вандомского. Балочный потолок, пол, камин и мебель датируются эпохой Возрождения.
Рядом с кроватью с балдахином — фламандский гобелен XVI века: «Сцены из жизни замка, Амур».
Три других стены обиты очень редким набором гобеленов, называемых «Месяцы Лукаса»: Июнь (знак Рака, Стрижка баранов), Июль (знак Льва, Соколиная охота), Август (знак Девы, Оплата жнецов). Эскизы к ним выполнены Лукасом ван Лейденом*, другом Дюрера. Над шкафом-кабинетом полотно неизвестного художника XVI века изображает Св. Цецилию, покровительницу музыкантов.
Над дверью — Рибальта: «Дитя с Агнцем».

Примечание.
*Лукас ван Лейден, Лука Лейденский, Лукас Хюйгенс (нидерландский Lucas van Leyden) (Лейден 1494 г. — +Лейден, 1533 г.) — нидерландский живописец и гравёр. Учился живописи сначала у своего отца Хуге Якобса, потом у Корнелиса Энгелбрехтсена (одновременно с Артгеном ван Лейденом). Овладел искусством гравюры и работал в Лейдене и Мидделбурге. Начав работать профессионально в молодом возрасте, несмотря на раннюю смерть, он оставил значительное творческое наследие. В 1514 году Лукас вошёл в гильдию живописцев Лейдена. Он побывал в Антверпене в 1521 году, когда по Нидерландам путешествовал Альбрехт Дюрер. В 1527 году Лукас побывал в Мидделбурге, встретившись там с Мабузе. Непрерывный ряд датированных гравюр позволяет проследить за развитием Лукаса как мастера графики на протяжении всей его жизни. Одним из тех, кто оказал наибольшее влияние на Лукаса, был Дюрер. В 1522 году художник вступил в гильдию святого Луки в Антверпене, затем вернулся в Лейден, где умер в 1533 году.
Художественное наследие. Сохранилось семнадцать живописных работ Лукаса, ещё двадцать семь известны из описаний Карела ван Мандера. Высоко ценятся графические работы Лукаса, которые находятся в музеях и галереях Германии, Великобритании, США, в Государственном Эрмитаже (Санкт-Петербург), Голландии, Испании, Японии, во Франции и других странах мира.

Замок Шенонсо. Спальня Луизы Лотарингской. После убийства ее супруга, короля Генриха III, монахом Жаком Клеманом 1 августа 1589 года Луиза Лотарингская удаляется в замок Шенонсо для уединения и молитвы.
В окружении немногочисленных приближенных, всегда одетая в белое, в соответствии с этикетом королевского траура, она получает прозвание «Белая королева». Вид спальни был восстановлен на основе сохранившегося потолка.
Она украшена атрибутами траура: перьями (во французском языке слово «перо» созвучно слову «скорбь»), серебряными слезами, лопатами могильщиков, веревками вдов, терновыми венками и греческой буквой «лямбда» (А), инициалом Луизы, переплетенной с буквой «эта» (Н) Генриха III, портрет которого, кисти Франсуа Клуэ*, находится в угловой башне замка. Фигура Христа в готическом стиле в терновом венке, религиозная сцена (деталь заалтарной иконы XVI века) и скамеечка для молитвы подчеркивают набожную и траурную атмосферу этой залы. Кровать и мебель датируются XVI веком. Монахини-капуцинки, которых Луиза Лотарингская хотела видеть рядом с собой, на третьем этаже замка Шенонсо, вернулись в свой монастырь лишь в XVII веке.
Примечания.
*Франсуа Клуэ (франц. François Clouet)
Родился в 1515 году г.Тур, Франция — скончался 22 декабря 1572 года в Париже. Крупнейший французский потомственный художник-портретист эпохи Возрождения, работавший при дворе королей Франциска I, Генриха II, Франциска II и Карла IX. Как и его отец-художник, носил прозвище «Жане». Работал преимущественно в Париже. Его картины насыщенны по цвету, живописные портреты свободны по композиции, ему присущи тщательное воспроизведение натуры, яркость характеристик, величавое спокойствие поз и тщательная проработка деталей костюмов.
C 1540 года – придворный живописец короля Франции Франциска I, руководил большой мастерской, где его эскизы воплощались в миниатюрах, эмалях и больших декоративных композициях для оформления придворных празднеств.
В 1552 году он украсил вензелями и полумесяцами сундук, сделанный Сибеком де Карпи.
В 1568 году он находился на службе у Клода Гуффье и его жены, Клод де Боне;
В 1570-1572 году ему оплатили работу над двумя знаменами для труб короля и доспехами.
В 1572 году он исполнил миниатюрный портрет испанской королевы. В последний раз его имя упоминается в качестве консультанта по монетам. Его художественное наследие включает большое число рисунков (исполненных карандашом эскизов, иногда чуть подкрашенных сангиной или цветными карандашами), а также ряд живописных портретов, в том числе короля Карла IX (1561 г., Музей истории искусств, Вена), аптекаря П. Кюта (1562 г., музей Лувр, Париж) и Елизаветы Австрийской (1571 г, музей Лувр в Париже). Рисунки Франсуа Клуэ сложные по технике, тонко описывают модели, подчеркивают выражение лица (Портрет Маргариты Французской в детстве, замок Шантийи, музей Конде).
Позднее творчество Франсуа Клуэ близко по стилю ко второй школе школе Фонтенбло. Его работы отличались насыщенностью цвета и подчёркиванием величавости человека, изображенного на картине. Художник был высоко оценен королевой Екатериной Медичи, которая собирала его рисунки (551 рисунок она передала своей внучке Кретьенн Лотарингской; большая часть ныне хранится в замке Шантийи, в музее Конде)
Вестибюль третьего этажа — в этомместе замка осталась нетронутой реставрация XIX века, проведенная для мадам Пелуз, тогдашней владелицы замка, архитектором Роге, учеником Виолле-ле-Дюка. Обратите внимание на шпалеру из Ауденарде XVI века, изображающую «Битву на Косовом поле» (15 июня 1389 года). Итог этой битвы, в которой сошлись войска христианских балканских князей и Османской империи, неоднозначен. После нее сербская княгиня Милица и султан Баязид I заключили мир. По обеим сторонам шпалеры находятся две картины Пьера Жюстина Уврие с изображением замка Шенонсо. Два серванта, два стола, а также покрытие пола датируются эпохой Возрождения. С XVIII по XIX век вестибюль третьего этажа обычно называли вестибюлем Бурбон-Вандомов.
Лабиринт Расположенный на лужайке парка в 70 га, итальянский лабиринт, созданный по желанию Екатерины Медичи, состоит из 2000 тисовых кустов на площади, превышающей один гектар. В его центре на возвышении построена беседка, позволяющая обозревать сверху весь лабиринт. Это небольшое здание оплетено живой ивой. Сверху стоит статуя Венеры, а рядом, на вершине кедрового ствола, — статуя нимфы, держащей Бахуса-ребенка. Лабиринт окружен аллеей с вазами, в которых растут самшит и плющ, а с востока открывается вид на монументальные Кариатиды работы Жана Гужона.
Замок Шенонсо. Путеводитель. Сад Екатерины Медичи
Этот сад замка Шенонсо более скромен (5500 м2) и является воплощением утонченности. Он выходит на берег Шер, и из его аллей открывается великолепный вид на западный фасад замка Шенонсо. В основе дизайна сада — пять газонов, сгруппированных вокруг элегантного круглого водоема и окаймленных круглыми кустами самшита. Штамбовые розы и газоны лаванды намечают гармоничный рисунок сада, расширенного в 1825 году в сторону Оранжереи парком в английском стиле по проекту лорда Сеймура. Вид к северу на зеленый сад и Оранжерею — творение Бернара Палисси.
Немного истории замка. Когда в 1559 году умер король Генрих II, Екатерина Медичи отобрала у его любовницы замок Шенонсо. Медичи приказала Ф.Делорму, который до этого был архитектором у Дианы, продолжать работу и построить двухэтажную галерею над рекой Шер и служебные помещения. По ее распоряжению был разбит к западу от строений новый сад, который носит ее имя. Сама же Екатерина умерла в 1589 году и замок опять стал немного перестраиваться в соответствии с желаниями новой хозяйки — Луизы Лотарингской, жене Генриха III.
Огород-цветник, открытый для посещения, также приглашает прогуляться. Он разбит на двенадцать прямоугольных участков, обрамленных яблонями и штамбовыми розами «Куин Элизабет», на площади более гектара. Десяток садовников выращивают здесь около ста разновидностей цветов для цветочного оформления замка и более 400 розовых кустов. Посетители могут также найти здесь множество разновидностей овощей и растений. А также удивительные цветы, такие как туберозы и агапантусы. Две старинных теплицы позволяют выращивать луковицы гиацинтов, амариллисов, нарциссов, тюльпанов и осуществлять посев семенных. Птицы и животные, населяющие парк, приходят сюда посмотреть на осликов, живущих по соседству.
Ферма, великолепный комплекс XVI века, выходит на огород-цветник и включает в себя конюшни Екатерины Медичи. В центре здания располагается цветочная мастерская, где круглый год работают два флориста. Украшение цветами каждой комнаты замка — неотъемлемая составляющая очарования Шенонсо -осуществляется ежедневно. Свежие цветы, огонь в каминах зимой — все это свидетельствует о неустанном стремлении замка принимать своих посетителей как гостей.

Интересные факты. Разница в написании названия замка Шенонсо (Chenonceau) и деревни Шенонсо (Chenonceaux) приписывается Луизе Дюпен де Франкей (Louise Dupin de Francueil), владелице замка во время Французской революции, которая, как говорят, уронила букву «x» в конце своего названия. чтобы отличить то, что было символом королевской власти от республики. Благодаря хорошим отношениям с деревней, замок избежал иконоборческих разрушений, нанесенных многими другими памятниками во время революции. Хотя никаких официальных источников, подтверждающих это утверждение, найдено не было, с тех пор Шато именуется и пишется как Шенонсо.
Мадам Дюпен принимала в Шенонсо философа Жан-Жака Руссо в качестве наставника для своих детей, а среди ее потомков был писатель Жорж Санд, урожденный Аврора Дюпен.
В галерее экипажей, расположенной в большой конюшне фермы XVI века, представлено редкое собрание дворянских и крестьянских конных повозок. Типично французские брик и тонно, или английские, такие как тильбюри, — они являются частью культурного наследия, которое мы хотим сохранить. Господский экипаж или повозка крестьянина, они были в ходу в основном в XIX веке и до сих пор иногда используются в сельских районах…
Экскурсия по этому уголку замка представляет большой интерес для казаков и любителей конного спорта. И, конечно, для тех, кто интересуется историей начала XX века и Первой Мировой войны.
Первая Мировая война и кухни Замка Шенонсо
В Кухнях эпохи Возрождения во время Первой мировой войны было установлено современное* оборудование, необходимое для превращения Замка Шенонсо в военный госпиталь.

P.S. Под «современным» подразумеваются предметы быта конца XIX — начала XX века, соответствующие эпохи начала XX века и периоду Первой Мировой войны. Для любителей истории двадцатого века многие эти артефакты намного интереснее, чем предметы средневековой кухни королей. В последнее время интерес к кухне так возрос, что ее включили даже в «Международные армейские игры». Соревнования на титул лучшего военного повара, демонстрация полевой кухни различных периодов — все это было во время «International Army Games — 2017», но… Образцы кухонь датировались только 50-80- годами, более старых экземпляров не было.

Интересные факты: в двух бывших мельничных опорах, на которых стоит замок, оборудована кухня эпохи Возрождения. Продукты в нее доставляли по реке Шер, для чего у одной из опор был устроен причал…