Версальский Дворец

Версаль — дворцово-парковый ансамбль во Франции (франц. Parc et château de Versailles), бывшая резиденция французских королей в городе Версаль, ныне являющимся пригородом Парижа; центр туризма мирового значения.

Версальский дворцовый и парковый комплекс

экскурсия в Версаль из Парижа с гидом

Версальский дворец (фасад), фото начала XX века, Интересные факты..

Предыстория. Отец «Короля-Солнце», Людовик XIII женился на Анне Австрийской в 1615 году, когда им было по 14 лет. Первый ребенок родился, когда королеве было уже 36.Вся страна переживала и молилась за монаршую чету, у которой было 4 выкидыша. Вся Франция ждала Наследника. Анна была в немилости у короля, который редко появлялся в Лувре. Но однажды он возвращался с охоты из Версаля и остался ночевать у своей опальной фаворитки. Через 9 месяцев у них родился мальчик. Как всякий долгожданный ребенок, Людовик XIV был всеобщим любимцем. Благодаря «премьер-министру» Мазарини наследник приобрел художественный вкус, а также любовь к цветам и деревьям.
Людовик XIV с детства хотел жить в тех местах, где много цветов и деревьев. Гулял по саду Тюильри и любовался клумбами Ленотра. Стремясь уехать из места, где умерили его ближние родственники, а также по государственным причинам, связанным с движением Фронды (принцы крови Конде, Конти и другие, выступающих за ограничение абсолютной монархии). Другой идеей было создание места для демонстрации миру успехов Франции, прежде всего в строительстве, науке и военном деле…
Интересные факты строительства Версальского дворца при Людовике XIV
Историки делят все работы на три этапа, связанные как с именами архитекторов, так и с дамами и любовными похождениями короля.
Первый период: от смерти Мазарини в 1661 г. до 1688 г. – работы Луи Ле Во, Ле Нотра и влияние любовницы Луизы де Ла Вальер
Второй период – Франсуа д’Орбе завершает пристройки в виде подковы и и еще одну со стороны парка, а правит в Версале очередная красавица мадам де Монтеспан.
Третий период. Ардуэн-Мансар завершает пристройки, Оранжерею и конюшни, возводит Зеркальную галерею на месте террасы центрального корпуса дворца. Король всех переселяет в Версаль. Ле Нотра сооружает бассейны Аполона и Нептуна, роет большой канал и пускают по нему гондолы. Но со смертью в 1715 году творца Версаля наступает затишье на 7 лет…
Пятилетний король Людовик XV, двор и Регентский совет Филиппа Орлеанского вернулись в Париж.

Версальский дворец

В 1661 г. Людовик XIV начал работы по перестройке и расширению скромного замка Людовика XIII и поручил этот проект двум архитекторам — сначала Луи Лево, а затем Жюлю Ардуен-Мансару. Работы не прекращались до самой смерти Людовика XIV в 1715 г. В XVIII веке в годы правления Людовика XV и Людовика XVI отделка замка продолжалась, в нем появились новые парадные покои. В первые же дни Великой французской революции, 6 октября 1789 г. монарх покинул Версаль. В 1837 г. король Луи-Филипп торжественно открыл здесь музей, посвященный «славе Франции».
Охотничий замок. В начале XVII века здесь располагалась небольшая деревушка лесорубов и уже был старенький замок. Людовик XIII приобрел эти земли и в 1624 году Филибер ле Руа построил для него небольшой замок из камня и кирпича (прозванный Сен-Симоном «карточным домиком»). Король, как и все Бурбоны, обожавший охоту, использовал это строение как большой «охотничий домик», для сушки промокшей одежды или приготовления пищи. Располагался дом на месте современного мраморного двора и имел размеры всего 24 х 6 метров. Вошел в историю как место приема в ноябре 1630 года Ришелье и назначение последнего министром. В 1632 году территория расширилась за счёт покупки Версальского поместья у архиепископа Парижского из рода Гонди и началась двухлетняя перестройка. Позже старый замок был разрушен, а место пришло в забвение в период Регенства, так как Анна Австрийская и Мазарини предпочитали Пале-Руаяль, Сен-Жермен и Венсен.

Людовик XIV Начиная с 1661 года «король-солнце» Людовик XIV более полувека вел строительные работы, чтобы сделать Версаль своей резиденцией, так как после Фрондского восстания жить в Лувре стало небезопасно. Стройка затихала во время очередной войны и возобновлялась после заключения мира. Король хорошо разбирался в строительстве и соответственно требовал такого же отношения от своих помощников, прежде всего Кольера. Он самолично участвовал в разработке проекта садов, выбирал художников и архитекторов: кроме Ле Брена, Луи Ле Во и Ле Нотра он пригласил талантливых итальянцев и фламандцев. Интерьер дворца был украшен коврами с холма Шайо, ткань, серебро и шелк из Лиона, фаянс из Руана, зеркала из Сент-Антуана. Трудились тысячи мастеров из Нормандии. В 1680 году трудилось 36000 рабочих. Камень и мрамор шел из Юрских гор, Лангедока и Прованса. Старый замок был обновлен и использовался для пышных приемов. С 1668 года в Версале строится новый дворец, соединенный позже со старым Зеркальной галереей. Новый дворец архитектор Ле Во строил в итальянском стиле с каменным фасадом и балюстрадами. На месте бывших болот Ле Нотр обустраивал Сад с бассейнами, кустарниками и фонтанами. В 1677 году Людовик XIV объявляет Версаль королевской резиденцией, но расширение дворца еще не окончено (руководитель Жюль Ардуэн-Мансар, племянник известного Франсуа Мансара). По окончании работ площадь дворца была увеличена в 5 раз. К двум дворцовым зданиям, соединенными зеркальной галереей, было добавлено два новых крыла – Северное и Южное. Построена Оранжерея с лестницами. В центре дворца возводятся апартаменты для короля и королевы, в северной – для принцев, а в южной части – для придворных. Крыло со стороны города предназначалось для министров. Таким образом дворец стал иметь форму звезды. Ардуэн-Мансар и его зять Робер де Котт соорудили Королевскую часовню, освященную в 1710 году. Были построены также Большие и Малые конюшни.

Людовик XV Спустя несколько лет Людовик XV и его двор возвращаются в Версаль и продолжается строительство. Появляются личные апартаменты короля. Злые языки говорят, что для удобства приема девиц, но по официальной версии, что сделаны для государственных дел. Появляются также и новые покои королевы Марии Лещинской, а также мадам Аделаиды (как говорят, король любил всех сестер Лещинских по очереди). С 1668 г руководство всех новых построек поручено архитектору Жак-Анж Габриэлю, который пристроил к северному крылу дворца великолепный театр. Была сломана Посольская лестница Ле Брена, церемониальный путь во дворец ради сооружения апартаментов дочерей Людовика XV.

Развитие города. Вокруг дворца постепенно стал возникать город из ремесленников, снабжавших королевский двор. Во время проживания в Версале Людовика XV и Людовика XVI население города достигло 100 тысяч человек, но позже сократилось после вынужденного переселения короля в Париж.

Французская революция и Первая империя Наполеона
5 мая 1789 г. в Версале заседали Генеральные Штаты — представители дворянства, духовенства и буржуазии. 17 мая, после того как король по политическим причинам закрыл заседание, депутаты объявили себя Национальным собранием и удалились в Бальный дом. Народное Собрание или Национальная Ассамблея существующая во Франции и по сей день, открыла новую эру истории страны. 20 мая в Зале игры в мяч была составлена Конституция. 5-6 октября 1789 г. толпа из парижских предместий, а затем национальная гвардия под командованием Лафайета появились в Версале с требованием, чтобы король и его семья, а также Национальное собрание, переехали в Париж. Подчиняясь давлению грубой силы, Людовик XVI, Мария- Антуанетта, их свита и депутаты переехали в столицу. Версаль прекратил быть административным и политическим центром Франции. Бунтовщики, жулики и торговцы разорили дворец, а позже распродали на торгах его оставшееся имущество. В 1799 г. к власти во Франции приходит Наполеон Бонапарт, который взял Версаль под свою защиту и приказал архитектору Жаку Гондуэну начать его восстановление. В 1808 г. начинается реставрация дворца: восстанавливаются золотые панели, зеркала, перевозится мебель из Лувра и Фонтенбло. Были представлены различные планы дальнейшего строительства в Версале, но крах империи не позволил их осуществить. К власти вновь пришла династия Бурбонов.

Реставрация. Национальный музей. В середине XIX века король Луи-Филипп объявил Версаль национальным историческим музеем. Были выставлены батальные картины, произведения искусства, бюсты, портреты.

Франко-Прусская война. После поражения Франции во Франко-прусской войне Версаль с 5 октября 1870 по 13 марта 1871 года являлся резиденцией главного штаба немецкой армии. 18 января 1871 г. в Зеркальной галерее была провозглашена Германская империя, а её кайзером стал Вильгельм I. Место было выбрано демонстративно, чтобы унизить французов, за что позже в 1919 г. они с ними расквитались. 26 февраля 1871 г. в той же зеркальной галерее был подписан Предварительный мирный договор с Францией. В марте эвакуировавшееся правительство Франции переместило столицу из Бордо в Версаль, а в 1879 г. снова в Париж. В Версале было принято и решение раздавить Французскую Коммуну и ее коммунаров.

Первая мировая война и Версальский договор. В конце Первой мировой войны в зеркальном зале было подписано предварительное перемирие, а также Версальский договор, который побежденная Германская империя была вынуждена подписать. Французы это историческое место выбрали специально, чтобы унизить немцев. Кабальные и унизительные условия этого договора (в том числе огромные контрибуции и признание собственной вины) легли тяжким грузом на плечи молодой Веймарской республики, что породило причины возникновения нацизма в Германии.

Версальский дворец и парк на старых фотографиях, описание и комментарии.
1. Вид на королевскую аллею и фонтан «Аполлон». Виртуальная экскурсия в прошлом веке. По главной оси парка ниже водного партера находится нижняя терраса, к которой ведет широкая лестница, приводящая к фонтану Латоны. За фонтаном начинается аллея с мраморной скульптурой. Аллея заканчивается у бассейна и фонтана Аполлона. Продолжается эта главная ось уже Большим каналом.

Интересные факты о Версальском дворце.
Людовик XIV задумывал Версаль как центр пропаганды достижений Франции. Большой канал — это не что иное, как символическое воплощение Лангедокского канала (Каналь-дю-Миди), соединяющего Атлантический океан и Средиземное море. «Флотилия канала» — масштабные модели военных кораблей средиземноморского и атлантического флотов, также должна была демонстрировать успехи Франции в военно-морском деле и гражданской навигации.
Фонтаны парка символизируют планы по осушению болот Аквитании…
2. Экскурсия из Парижа в Версаль после осмотра дворца продолжается по паркам. Главной достопримечательностью является фонтан Дракона с бассейном Нептуна. Расположены к северу от водного партера.
На заднем плане фото видны туристы, дамы и господа, прогуливающиеся по парку.
Что еще находится поблизости:
— оранжерея и бассейн гвардейцев (пруд, выкопали швейцарские королевские гвардейцы для ловли рыбы)
— нижняя терраса и фонтан Латоны (мать Аполлона), — аллея с мраморными скульптурами.
3. Вид дворца со стороны парка. В разделе нашего путеводителя мы приводим те же виды этих мест, но сейчас. Интересно будет сравнить.
4. Соединительный коридор между крыльями дворца — Зеркальная галерея (фото-открытка начала XX века из коллекции автора). По задумке короля Людовика XIV должна была служить для пропаганды достижений Франции в стекольной промышленности.
Прием иностранных делегаций. В салоне Аполлона король давал приемы послам. На подиуме установлен серебряный трон. Плафон расписан Лебреном. В центре Аполлон на колеснице в сопровождении аллегорий времен года, Франции и величия короля. По краям — части света тоже в виде аллегорий. Над камином портрет Людовика XIV (работа Риго), а напротив — Людовика XVI. За этим салоном для приема послов анфилада поворачивает под углом 90 градусов и выходит на зеркальную галерею. Окна зеркальной галереи выходят в парк. Фактически, это часть террасы, над которой Мансар возвел коробовый свод. Ярко и солнечно.
Идеологически эта галерея должна была показывать, что французские зеркала и стекло лучше, чем итальянские. В те времена зеркала являлись предметами роскоши. Этот пример оказался заразительным для всех и почти во всех европейских дворцах и даже российских усадьбах стали появляться маленькие зеркальные галереи по образцу Версаля. Эту же галерею можно посмотреть, как она выглядит сейчас в разделе ниже «Отзывы и фото-отчеты». Зеркальную галерею замыкает Салон Мира, мраморные стены которого декорированы бронзовым орнаментом с символами войны. Плафон расписан Леброном с картиной «Апофеоз Франции». На камине картина «Людовик XV, дарующий мир Европе»(Лемуан). Проходя по всем этим салонам, по замыслу Людовика XIV, гости как бы вращались вокруг Солнца, следуя анфиладой короля…
Здесь же, в кабинете Королевского совета сохранился стол, за которым в 1919 году был подписан Версальский договор, и камин из красного мрамора. На камине имеются бронзовые часы 1754 года, две вазы севрского серебра и две бронзовые фигуры Марса и Минервы.

Виртуальная экскурсия по Версальскому дворцу

Описание фотографий и комментарии.
10. Кабинеты версальского дворца. Белая комната мадам Виктуар. Мебель, предметы интерьера. Портреты маслом и зеркало с художественном обрамлении.
11. Комната мадам Виктуар с предметами интерьера — кресла, стулья. Галерея портретов маслом.
12. Осмотр дворца. Комната мадам Виктуар. Камин с часами. Картины маслом на стенах.
13. Коридор, зал со скульптурами. У Версальского дворца протяженные фасады. Ренессансные формы перебиваются элементами барокко. Статуи, вазоны и трофеи украшают композиции дворца. Восточный фасад, выходящий в парк, например, имеет длину 680 метров и 123 окна. На цокольном этаже устроена аркада, на втором пилястры чередуются с окнами.
14. Долгое время у капеллы дворца не было отдельного помещения. Проект составил архитектор Мансар, но реализован был уже после его смерти (умер 1708 г.) только в 1710 году. Капелла замыкает северное крыло дворца. Южное крыло ограничено дворцовым театром.
15. Осмотр Версальского дворца, Портрет Луи-Филиппа I на лошади. На переднем плане видна скульптура его же.
16. Комната Венеры (Venus), вход в покои короля Людовика XIV.
17. Общий вид зала Венеры и входа в королевские покои Людовика.
Обратите внимание на картины на потолке. Туристы фотографируют фрагменты украшений.
Салон Венеры при Людовике XIV выходил на Лестницу послов, где начинался их путь по анфиладе дворца на встречу с Королем-Солнце. На плафоне изображена Венера, а вдоль стен выстроились колонны ионического ордера. На боковых стенах находятся псевдо-перспективы галерей и античных дворцов. Интерес представляют изображения Мелеагра и Атланты, выполненные в технике гризайля (Ж. Руссо).
Здесь же установлена статуя молодого Людовика XIV работы Ж. Варена.
18. Зал Бога войны — Марса во дворце. Обратите внимание на красный (кровавый) цвет. На стенах висят картины маслом. Потолок также весь в живописи.
Салон Марса оформлен сюжетами на военную тему. В центре композиции плафона изображен сам Бог войны на колеснице, запряженной волками (Одран). Над камином — «Царь Давид, играющий на арфе» (Доминикен). На другой стене — парадные портреты жены Людовика XV Марии Лещинской (Ван Лоо) и Людовика XV (Риго).
19. Дворец, зал Меркурия. Чем то похож на зал Марса. На стенах картины маслом. Потолок также расписан живописью. На плафоне Салона Меркурия изображен Меркурий (Гермес) в колеснице, запряженной петухами. Впереди — Аврора в аллегориях наук и искусств. Здесь же находятся бронзовые позолоченные часы, изготовленные в 1706 году для Людовика XIV мастером Мором. Каждый час маленькая фигурка, изображающая короля, спускается с облаков на землю.
20. Знаменитая «Зеркальная галерея» Версальского дворца, где были подписаны многие документы всемирной истории. Сравним современный вид с фотографией, приведенной нами выше на старой открытке начала XX века. Здесь круглый год много туристов со всех стран мира.
Интересные факты. При строительстве дворца в Версале как центра пропаганды достижений Франции, зеркальная галерея дворца должна была показывать символическую победу французской стекольной промышленности над стекольными заводами Мурано…
Оригинальные архитектурные решения. Окна зеркальной галереи выходят в парк. Напротив каждого окна на стене Мансур установил зеркала. Если посетитель посмотрит в сторону парка, то через зеркало увидит отражение другого зеркала противоположной стены, где в свою очередь отражаются парк и небо. Таким образом создается бесконечная перспектива, истинная и мнимая. Зеркала разделяет холодный голубоватый мрамор французских пилястр, усиливающий эффект исчезновения стен. На живописных медальонах свода изображены военные победы Людовика XIV (Лебрен).
21. Сразу за апартаментами королевы находится знаменитая батальная галерея Версальского дворца (то есть военных битв). Самая поздняя постройка (1836 год) в стиле ампир (размеры 1836, 120 х 13 м.). Здесь представлены картины маслом большого размера с историческими сценами сражений и знаменательных событий истории Франции. Всего 30 эпических полотен, посвященных торжеству французского оружия. Вдоль стен установлены бюсты 82-з известных полководцев, а на 16 бронзовых пластинах выгравированы имена героев.
22. Вид на Версальский дворец, парк и фонтаны с высоты птичьего полета. Фотооткрытка начала XX века (коллекция клуба и собственный архив сайта «Париж и Франция». Туристы, прибывшие на экскурсию из Парижа прогуливаются вокруг фонтана. За сто лет ничего не меняется.

Версальский дворец открыт ежедневно, кроме понедельника, некоторых праздничных дней и времени проведения официальных церемоний:
— во время туристического сезона: с 9.00 до 18.30, вход прекращается в 18.00
— вне туристического сезона: с 9.00 до 17.30, вход прекращается в 17.00
В камеру хранения в обязательном порядке сдаются: трости, зонты, острые, колющие и режущие предметы, чемоданы, портфели, рюкзаки, продуктовые сумки и другой багаж, коляски, детские автомобили, самокаты, каски, штативы для фотоаппаратов, копии, муляжи.
Сады ансамбля Versailles с цветниками, боскетами, статуями и прудами, разбитые по проекту Андре Ленотра в 1661 году, представляют собой идеальную модель «французского» регулярного парка. Работы Ленотра были продолжены Жюлем Ардуен-Мансаром (купальня Латоны и Времен года, боскеты Купола, Колоннады и Обелиска…). Повсюду встречается фигура Аполлона, бога Солнца. За регулярными садами Малого парка простирается Большой парк с каналом — прекрасное место для пеших, лодочных и велосипедных прогулок и походов.
Версаль, фрагменты истории.
Переезд «Короля-Солнца» из Парижа в Версаль состоялся в 1682 году.
Презентация новой резиденции была устроена как роскошный праздник в 1688 году.
В 1690 году умирает архитектор Лебрен, а в 1691 г. — Лувуа. В эти же годы король написал первый путеводитель «Как осматривать парки Версаля».
Парк начинается от восточного фасада дворца. На входе установлены билетные кассы и будки контроллеров. У подножия здания расположен водный партер с газонами и фигурными бассейнами. У каждого бассейна в центре установлена аллегорическая скульптура рек: Рона (работа Тюби), Луара (Реньодан), Гаронна (Куазевокс).
24. Версаль и Версальский дворец в послевоенные годы. Любительское фото на глянцевой фото-бумаге 11,7 8,5 см. Края обрезаны фигурным резаком. Коллекция М. Блинова (источник — блошиные рынки Парижа).
Описание фото. Версальский дворец, фонтан и статуя со скамейкой. Любительское фото, сделанное одним из туристов по время экскурсии из Парижа в Версаль в послевоенное время (по фото-бумаге, но не факт). Особенности объектива и икривления перспективы таковы, что параллельно линии горизонта можно было снять либо дворец либо статую. Автор выбрал статую. Мы же, развернув в компьютере сканированное изображение, сделали горизонтальным здание самого Версальского дворца. Обратите внимание, на заднем плане, во дворе дворца возле фонтана видна группа туристов более тридцати человек. Экскурсия в Версаль является одной из самых популярных в Париже уже больше сотни лет.
Сейчас здесь почти ничего не поменялось, за исключением скамеек. Скульптуры этой также в этом месте нет, возможно перенесена в другое место рядом.

Замок Трианон и владения Марии-Антуанетты

экскурсия из Парижа в Версаль. Парки и сады

Сады и парки, фонтаны, скульптуры

Большой Трианон представляет собой сооружение в итальянском стиле из каррарского и лагедокского мрамора, построенное в 1687-1688 гг. архитектором Жюлем Ардуэном-Мансаром для Luis ХIV и его семьи. Как и в Версале, цветники Ленотра здесь были переделаны и дополнены Ардуэном-Мансаром (боскеты или так называемые зеленые залы в глубине сада). В 1749 г. Luis ХV поручил своему архитектору Анж-Жаку Габриэлю строительство павильона и французского парка. В1763-1768 гг. ансамбль пополнился зданием Малого Трианона, построенном в характерном для этой эпохи стиле классицизма.
Малый Трианон и окружающий его парк неразрывно связаны с именем Марии- Антуанетты, которая была единственной королевой, которая отметила Versailles своим личным вкусом. Поместье Трианон, подаренное ей Людовиком XVI в 1774 г., она преобразила в укромный уголок, где царила спокойная и даже интимная атмосфера, особенно на ферме, созданной Ришаром Мике под непосредственным руководством самой королевы в 1787 г. Восстановленная в эпоху Наполеона ограда подчеркивает целостность ансамбля, который прекрасно сохранился до наших дней и полностью отражает изысканность и фантазию, свойственную французскому «искусству жить» и философии XVIII столетия.

25. От Версальского дворца открывается панорамный вид на сады и парки. Они занимают большое пространство, по которому лучше передвигаться на специальном автомобиле. На фото видна только прилегающая к дворцу часть Большого канала. За горизонтом находится Большой Трианон и другие интересные места. Недавно к дворцовому комплексу присоединили еще один парк, таким образом еще увеличив площади дворцового ансамбля. Что интересного посмотреть в парке.
Малый Трианон
В 1761 году мадам Помпадур, фаворитка Людовика XV, попросила короля построить ей маленький замок во французском саду парка Версаля.Через два года архитектор Габриель стал выполнять распоряжение короля и в течении 5 лет возвел шедевр французского классицизма XVIII века. С 1763 по 1768 год было построено здание с коринфским четырех колонным портиком по одинаковой композиционной схеме. С стороны сада имелась терраса. Внутри все сделано было в стиле рококо. В комплекс Малого Трианона входит ландшафтный английский парк (архитектор А.Ришар). Оригинальные мостики и павильоны, деревья создают единый ансамбль.
Французский павильон.
Построен в 1740-1750 гг., архитектор Габриель. Композиционно соединяет Малый Трианон с Большим Трианоном.
Музыкальный павильон (Бельведер)
Сооружен архитектором Р.Миком в виде восьмигранной табакерки на небольшом острове.
Храм Любви
Расположен на излучине двух проток — ротонда с полусферическим сводом. Послужил прототипом для всех современных парков культуры и отдыха.
Зверинец (мини-зоопарк)
Основан в 1749 году, арх. Габриель. Голубятня, курятник и хлев.
Французский сад.
В центре цветника — беседка (Габриель, 1750 г.): четыре комнаты вокруг круглого салона, украшенного карнизом с изображениями
Мельничная деревушка.
Построена в 1779 году в псевдо крестьянском стиле по просьбе Марии-Антуанетты. Имеется молочная ферма, мельница и хижина (1783-1786)

Большой Трианон
Дворец и мрамора, яшмы и порфира, который построили Мансар и Котт в конце XVII века. Внешняя отделка выполнена из белого и розового мрамора, яшмы и белого известняка. Со смотровой площадке открывается великолепный панорамный вид на парк и Большой канал. Помещения сделаны в стиле ампир при Наполеоне.

Парк Marly. С 2009 г. национальный парк Marly присоединен к дворцово-парковому ансамблю Versailles. Этот комплекс, расположенный в 7 км. к северо-западу от дворца, является еще одним крупным творением Людовика XIV. Его обустройство было начато в 1679 г. проекту Жюля Ардуэна-Мансара. Комплекс включал в себя несколько павильонов, обрамляющих центральный павильон и расположенных рядами с севера на юг, а также бассейны, водопад и боскеты со скульптурными группами. Этот парк в настоящее время открытый для посетителей, возвращает свое значение благодаря содействию местных органов власти.

Практическая информация, как посетить, экскурсии.