Сокольство и Русский Сокол

Союз Русских Соколов и Русский Сокол, съезд в Любляне

Сокольство в мире

Фото: Краевой Съезд в Любляне в 1933 году. В строю под национальным флагом шагает делегация «Русского Сокола». До Второй Мировой войны «Русский Сокол» во Франции активно участвовал в международных сокольских слетах, проходивших в Европе, прежде всего в Югославии и Чехии. Ниже приводится краткая справка по сокольскому движению в разных странах мира.

Введение
Сокольство, являясь воспитательной системой, воспринятой в настоящее время всеми важнейшими государствами Старого и Нового Света, было создано М. Тыршем, как научно обоснованное социальное учение, разрешающее важнейшие социальные вопросы путем воспитания человека в направлении гармонического развития и непрестанного усовершенствования его духа и тела, в культивировании чувств общественной солидарности и гражданского воспитания. Создав идеальную, как с педагогической, так и с медицинской точки зрения, систему физического воспитания, он, однако, особое свое внимание обратил на культе воспитания духа, каковой всегда был и будет главной двигательной силой, как отдельных людей, так и народов и человечества. Русское Сокольство, имея общие основы со Славянским Сокольством, является самостоятельной ветвью общего ствола, корни которого — общие основы всей европейской цивилизации.

Сокольство в Чехии

Идеи, порожденные французской революцией и войнами Наполеона, вызвали в начале XIX века по всей Европе сильные умственные брожения, которые в середине века выразились рядом революционных движений. В Чехии борьбу за национальность и свободу вели ее лучшие люди. Все же это делалось без определенной системы и плана, так как не было организаций. В эту эпоху и родилось Сокольство. Заслуга принадлежит чеху- патриоту, доктору философии и эстетики, Мирославу Тыршу и его друзьям-сподвижникам, основавшим в Праге 16-го февраля 1862 года Пражское Гимнастическое Общество, членами которого могли быть только чехи (по национальности). В 1864 году это Общество получило название «Пражский Сокол». Члены этого Общества должны были воспитывать в себе качества, свойственные соколу, а именно: зоркость, храбрость и любовь к свободе. М. Тырш был первым Начальником «Пражского Сокола», а И. Фигнер, друг и родственник М. Тырша — его первым старостой.

Мирослав Тырш и Индрих Фигнер.
Мирослав Тырш родился в 1832 году. В 1848 году он участвовал в революционных боях в Праге. По подавлении восстания австрийскими властями, возвращается в Парижский Университет. Усиленные занятия надрывают его здоровье. По совету врачей, для укрепления нервной системы он поступает в гимнастическое учреждение, а через три года он уже в роли инструктора в другом гимнастическом обществе. Индрих Фигнер, один из образованнейших людей своего времени, организатор, высоко честный и редкий идеалист, внес в Сокольство дух братства и любви.

Чехословацкое Сокольство.
Вылеты «Пражского Сокола» в 1862 году способствовали увеличению числа членов и обществ. К концу 1-го года уже насчитывалось 59 обществ с 1200 членами.
Проблема физического воспитания женщины была решена в 1869 году образованием Сокольского Союза пражских дам и барышень.
Первый слет состоялся в 1882 году. Слетом руководил лично М. Тырш. На слете 1912 года, уже 6-м по порядку, выступили и русские сокола, как и сокола других славянских народностей.

Первая Мировая война 1914 года прервала нормальную сокольскую работу.
В мирной послевоенной обстановке, чехословацкое сокольство, при непрерывном развитии, уже к 1934 году насчитывало в своих рядах 683.000 членов.
Колоссальную роль в развитии Сокольства сыграл приемник и родственник М. Тырша, Иосиф Шейнер. 1932 год был отмечен 9-м Тыршевским слетом по случаю столетней годовщины со дня рождения М. Тырша. Грандиозность этого слета видна уже из того, что Пражский железнодорожный узел в течении 36 часов должен был перевезти 800.000 соколов.

Югославянское Сокольство.
Сознание общности задач с чехами было причиной, побудившей словенцев последовать примеру северных братьев, результатом чего является основание «Южного Сокола» в Любляне в октябре 1863 года.
«Южный Сокол», закрытый австрийскими властями в 1867 году, возрождается через год под названием «Люблянский Сокол». Чтобы препятствовать его развитию, правительство запрещает посещение сокольни детям школьного возраста.

К началу мировой войны в Словении уже насчитывалось 113 сокольских обществ. Создание в Загребе немецкого Турн-ферейна в 1874 году является толчком для основания первого сокольского общества под названием «Хорватский Сокол», который явился отправным пунктом для дальнейшего развития Сокольства в Хорватии, где до 1900 г. было открыто 14 новых обществ. Первый слет в Загребе в 1906 г., приняв форму славянского единения в силу присутствия на нем сербов, поляков, чехов, словенцев и болгар имел огромное значение в развитии Сокольства среди южных славян. Началом Сокольства в Сербии надо считать 1882 год, который является датой основания гимнастического общества в Белграде, переименованного в сокольское в 1891 году.
Реальные формы единения южных соколов должны были выразиться в создании одного Югославянского Сокольского Союза в 1914 году, но наступившая мировая война разрушила все планы.
Во вновь воскресшем Сокольстве (1919 год) сознание необходимости политического объединения трех племен (сербов, хорватов и словенцев) в единую югославянскую нацию было прекрасно учтено Е.В. Королем Александром. Путем реформы (1929 года) создается королевство Югославия. Югославянское Сокольство получает новое название: «Союз Сокола Королевства Югославии». Во главе Союза Король ставит своего сына, Престолонаследника Петра.
К концу 1933 года Югославянское Сокольство насчитывало в своих рядах 271.376 членов.

Польское Сокольство.
Первое общество основано в 1867 г. во Львове (!) и оставалось единственным до 1884 г. С этой даты началось образование сокольских гнезд по городам австрийской Польши, как отделений Львовского Общества. После войны (Первой Мировой) Польское Сокольство восстановилось в 1919 г. уже в самостоятельной Польской Республике.

Лужичко-сербское сокольство.
Лужичкие сербы являлись последними остатками славян в пределах германских владений (200.000 лужских сербов). К 1907 году делается первая попытка основать сокольство, но безуспешно. В 1910 году появляется первое Сокольское Общество в Будишине (80 км. от Берлина). С переходам власти (1933 год) к национал-социалистам лужичкое сокольство, которое уже насчитывало 17 обществ, было распущено.

Сокольство в Америке.
Ему было положено начало чехами уже в 1866 году в Чикаго. 1931 год был отмечен основанием Союза Славянского Сокольства в Питсбурге.

Болгарское сокольство («Юнаки»)
Началом формирования гимнастических обществ с постепенным переходом к полному восприятию сокольского духа надо полагать 1865 г., когда Василий Левский организовывает гимнастические общества под названием «Тайное Братство». Оживление деятельности гимнастических обществ благодаря министру народного просвещения Живкову приводит к делегатскому съезду (1898 г.), на котором вырабатывается устав и образуется один союз «Юнак».

Союз Славянского Сокольства (ССС)
Начальник: Ваничек Индржих д-р, первый начальник Союза Славянского Сокольства и многолетний «Чешское Общество Сокол», + 2 июня 1934, на 72 году.

Фрагменты истории.
В 1927 году основаны общества в Уезде, Ржичанах, Пловдиве, Бургасе, Варне, Пинске, Сплите.
1928 год — основаны общества в Панчево, Софии, Двинске, Ницце.
1930 год — образованы общества в Вильне, Тяньзине, Шанхае, Каннах, Риге
1932- 1935 — продолжается бурный рост Русского Сокольства, основаны общества в Буэнос-Айресе, Париже, Львове (1931), Нью-Йорке (1932).
1935 г. — Русское Сокольство насчитывает около 50 обществ и гнезд по всему миру.
1938 г.- начало издательства ежемесячного журнала «Пути Русского Сокольства»
1939 г. Союз Русского Сокольства участвует на Слете в Софии, русская пирамида в 169 соколов.
После Второй мировой войны восстанавливается сокольская работа во Франции и Западной Германии, в лагерях перемещенных лиц — Фюссен, Шлейсхейм, Парш, Пюртен.
С 1952 года после переселения русских беженцев из лагерей DP создаются сокольские общества в Нью-Йорке, Сан-Франциско, Лос-Анджелесе и Буэнос-Айресе.

«Союз Русского Сокольства», краткая справка

Первое гимнастическое общество в России (получившее официальное разрешение называться «Сокол» в 1907 году) было основано в Тифлисе в 1900 году. В том же году были созданы — «Чешские гимнастические кружки» в Санкт-Петербурге и Киеве, а в 1903 году — «Гимнастическое общество в Ташкенте».

Русско-японская война и сокольство
Для России русско-японская война стало войной «нового типа», окопной. Применение пулеметов, в том числе системы «Максим» и другие факторы «загнали» пехоту в траншеи. Русская армия оказалась не готова к такой войне по многим параметрам. Первое, что стали делать командиры, это грязнить и красить белые гимнастерки — хорошие мишени для противника. Второе, что выяснилось, это отсутствие физической подготовки воинов для «впрыгивания и выпрыгивания из окопов в полном снаряжении». Русская Армия много тренировала солдат на плацу строевой подготовкой, но системы силовых упражнений, столь необходимых для окопной войны не было. Было принято решении внедрять в Армию систему упражнений под названием «Сокольская гимнастика» по образцу Чешского Общества «Сокол». Эта спортивная методика под названием «Обще-Физическая Подготовка» продолжала существовать долгое время даже в Советской Армии как ОФП, но без сокольской идеологии. После русско-японской войны и революции 1905 года сокольство становится идеей укрепления нации и ее духа. Новые общества возникают повсеместно.
В 1910 году сокольское движение получило официальное признание. 4 июля Правительством был утвержден Устав «Союза Русского Сокольства» (СРС), старостой которого был избран А.С. Гижицкий. В основе идеологии русского сокольства лежала идея панславянства, а его первостепенными задачами являлись спортивная подготовка молодежи, проведение соревнований и слетов, установление братских отношений между славянскими народами.
В 1912 году Союз Русского Сокола был принят полноправным членом в «Союз Славянского Сокольства«, образованного после V Международного слета в Праге (1907) в 1908 году.

Первая Мировая война
С началом 1-й мировой войны, а затем — гражданской, работа русских сокольских обществ была приостановлена. Возродилась она в начале 1920-х годов как в СССР, так и в эмиграции. В Советской России к 1922 году было объединено 25 обществ с 6 тысяч членов. Эти мероприятия проводились в рамках реализации декрета от 22 апреля 1918 года о введении всеобуча. Однако, в 1923 году по предложению Радека и Бухарина сокольство, как идеологически чуждое движение было упразднено (i).

«Русский Сокол» в эмиграции
В эмиграции сокольские общества возродились в Чехословакии, Югославии, Франции, США и др. странах. В июле 1919 года в Новом Саду состоялся Первый югославянский сокольский собор, а с 1921 года в Белграде уже действовало Гимнастическое общество «Русский Сокол» в Королевстве СХС.
16 января 1921 года было создано гимнастическое общество «Русский Сокол в Праге» со старостой профессором Н.В. Ястребовым. Спустя год (3 июня 1922 г.) было основано Общество «Русский Сокол» в Земуне, старейшее в Югославии.
К 1935 году Союз Русского Сокольства объединял в своих рядах: 25 обществ в Югославии, 5 обществ и 3 гнезда — во Франции, 3 общества в Чехословакии, 1 — в Болгарии, 4 общества и 5 гнезд — в Латвии, 3 общества — в Польше, 1 общество и Карпато-Русское гнездо — в Америке и 4 общества — в Китае (ii).
К началу 2-й мировой войны численность русских сокольских обществ за рубежом составляла 75 действующих обществ при приблизительно 5.700 членах.

В группах РС проводилась просветительская работа (для этой цели были созданы просветительские курсы), стрелковая и военная подготовки. Для реализации целей допризывной военной подготовки функционировали стрелковые общества, проводились строевые занятия, преподавались навыки по ориентировке, разведке местности и т.п. Практическая работа по военной подготовке проводилась в специально устроенных военных лагерях по уставам Русской Императорской Армии.
В программу духовного воспитания входили изучение молитв и собеседования на «национально-сокольские» темы, а также занятия по русскому языку, русской литературе и отечественной географии. Об идеологии Русского сокольского движения наглядно свидетельствуют две основные позиции, записанные в основах Русского Сокольства:

«Родиться русским слишком мало: им надо быть, им надо стать. Национальное воспитание и должно сделать родившегося русского человека русским»;
«Благо Отечества должно быть путеводной звездой русского сокола, и стремление к восстановлению Национальной России в славе и могуществе должно проникнуть все существо русского сокола».

Задачи и особые пути Русского сокольства за границей определялись следующим образом:
-Подготовить будущих борцов за национальные идеалы русского народа.
-Работать над национальным и моральным оздоровлением русского народа и бороться с тем духовным маразмом, который принесен на Родину безбожием, социализмом и интернациональными силами.
-Физическое и духовное развитие людей и поддержание в них бодрости. Борьба с их отнародованием (денационализацией)»iii.

Форма, знаки различия и знамена
Как и любые военно-спортивные патриотические объединения Русские сокола уделяли большое значение национальной символике. Они имели свою форму, знаки отличия, значки, награды и т.п. Многие сокольские общества имели и свое знамя. Все они были однотипными: на одной стороне (одноцветной) была вышита шелком икона Святого Георгия Победоносца с надписью «С нами Бог» (по аналогии со знаменами Императорской Армии). Другая сторона была трехцветной — бело-сине-красной с надписью — названием общества, например, «Общество Русский Сокол в Земуне». На вершине древка знамени помещалась бронзовая статуэтка летящего сокола с гимнастическими гирями в лапах. Так было на знаменах всех обществ, кроме земунского, где сокол нес в лапах меч, обвитый тернием, как память о Белой армии. Все знамена носили черный траурный креп в память о России. Помимо Земуна, знамена имели общества в Белграде, Загребе, Новом саду, Нише и Вранье. Крестной матерью земунского знамени была княгиня (принцесса) Ольга, дочь греческого принца Николая и его супруги Великой Княгини Елены Владимировны.

Русский Сокол в Сербии (СХС, Югославии)
Фото А1: официальная подпись «Открытие Усыпальницы памятника русским офицерам и солдатам, погибшим в Сербии по время войны 14-17 гг. Патриарх Варнава говорит речь. Между косынками Кривошеев и его жена. «Русское кладбище в Белграде. Мемориал, посвященный Первой Мировой войне. Караул от организации «Русский Сокол» со знаменем. В униформе стоит староста, генерал Артамонов (?).
Примечание. Современное состояние. Памятник сохранился, правда с небольшими утратами периода Второй Мировой войны и времен социалистической Югославии.
Еще в Белграде имеется отличный военный музей. Первая мировая война хорошо представлена. Имеются танки типа Рено FT-17. Возможны экскурсии в крепость. Имеется также Русская Православная церковь. Та самая, где в эмиграции Русская армия хранила свои знамена и где похоронен Главнокомандующий генерал Врангель П.Н.
А2 «Русский Сокол» на Краевом Съезде в Любляне, 1933 год. Знамена. Второе справа- знамя Русского Сокола в Болгарии. Публикуется впервые.

Гимн. Имели Русские Сокола и свой гимн. Его слова были написаны генерал-лейтенантом В.Е. Вязьмитиновым.

История Русского Сокольства после Второй Мировой войны и судьба некоторых руководителей из Русского Сокола в Медоне (Франция)

Русское Сокольство после Второй Мировой войны
После ухода на запад перед наступавшей красной армией в 40-ых годах всех тех, кто только мог и сумел убраться вовремя с ее порою жестокого и несправедливого, пробиваемого тараном пути (тяжелые сапоги СМЕРШа нагнали и раздавили многих соколов, попавших под их тяжелую поступь), для ушедших началась новая пора строительства своего русского уголка в другом, уже не-славянском мире. Много труднее стало создавать русские школы с правами, сокольские общества, строить церкви — но с Божией помощью многое удалось сделать. Под эгидой Объединенных Наций (УНРРА) в лагерях DP для «перемещенных лиц» слились в один поток белые беженцы из восточной Европы и миллионы бывших советских граждан, не пожелавших возвращаться в сталинский ад (однако большинство из них союзники штыками и обманом все таки заставили репатриироваться и искупать в ‘самой счастливой и свободной стране мира» свою мнимую «вину перед родиной» (какую???), главным образом в далекой Сибири).

В западных оккупационных зонах Германии и Австрии уже осенью 1945 года воссоздались школы «бесподанных», т.е. русских. Вскоре появились и сокольские общества: Фюссен (оно же впоследствии — Мюнхен-Шлейсгейм), Пюртен, Регенсбург, Эрланген и др. Был создан Центр Связи Союза Русского Сокольства. Большинство членов Правления Союза оказалось на западе. Староста же Союза Р.С, брат Роман К. Дрейлинг вынужден был остаться. Он выполнил свой долг до конца — скончался на лесоповалах ГУЛАГа, арестованный в Белграде и осужденный в СССР, исключительно за свою патриотическую работу в Сокольстве.

Союз Русского Сокольства, Русский сокол

Союз Русского Сокольства. Староста фон Дрейлинг и Камбулин. (Музей архив Белого движения. Нью-Йорк- Москва- Париж)

С переездом Ди-Пи (перемещенных войною лиц) в заокеанские страны и там, на новых местах, старые сокольские кадры всех стран нашего рассеяния -Югославии, Чехословакии, Болгарии, Балтийских стран, Франции и Китая воссоздали Сокольство, в некоторых отношениях даже более сильное, чем раньше — в Сан- Франциско, Лос-Анжелесе, Нью-Йорке, Буэнос-Айресе.

Общество Русский Сокол в Париже фактически вообще не прекращало работы.

(брат Андрей Сергеевский, 1997 год.)

«Русский Сокол» в лагерях DP, Германия
Осень 1945-го года. Большие военные казармы в тихом городке Фюссен в предгорьи Баварских Альп. Здесь нашли себе убежище русские беженцы и старой, и новой эмиграции. И среди них оказались в значительном количестве и сокола, в большинства из Югославии. После радостных встреч и знакомств они снова вдохновились идеей возобновления разрушенной войной сокольской жизни. Осиротела русская сокольская семья, потеряв много своей молодежи. Однако, тут, в лагерь, нашлась новая молодежь — «оттуда». Сокола не могли оставаться в бездействии. Благоприятные условия жизни в лагере и наличие опытных сокольских деятелей побуждало к работе. Инициативная группа, по почину брат Н.Н. Баташева, создала Русское Сокольское Общество. Правление (староста брат М.К. Шокальский, воспитатель брат Н.Н. Баташев, начальник брат В. Бодиско, начальница сестра Н. Воропонова (все — из Югославии) и секретарь брат А. Ларионов (Медон — Франция) приступило к дружной и энергичной работе. Нашлось помещение и снаряды для занятий. Образовались мужская и женская группы, в большинстве из подростков, и посещаемость достигла 40 человек. Вскоре Общество уже было в состоянии дать свой новогодний бал с небольшой сокольской программой. Достигнутый успех превзошел ожидания. Как отрадно было видеть, что молодежь с таким искренним интересом и восторгом воспринимала все то, что им показывалось руководителями в зале и рассказывалось в беседах о Русском Сокольстве. К сожалению, летом 1946 года сокольскую работу опять пришлось прервать по независящим от Общества причинам.
Два года общество существовало номинально, собирая своих членов лишь на ежегодные молебствия в лагерную церковь в день Святого Георгия Победоносца.
Лето 1948 года вновь стало возможным заниматься национальными вопросами. Тогда опять возродилась и сокольская жизнь.
6-го июня 1948 года в лагере DP Шлейсхайм состоялся сокольский съезд, на который прибыли члены Правления Союза Русского Сокольства. Их присутствие дало возможность выбрать «Центр Связи Русского Сокольства» в составе: председатель — начальник Союза Р.С. брат Д. Камбулин, управляющий делами Центра — брат Б. Сергеевский (Воспитатель Краевого С. Р. С. Югославии), брат Б. Бальцар (Воспитатель С.Р. Сокольства), сестра И.Сукк (начальница С.Р. Сокольства), брат В. Грабовый (Прага) и секретарь, брат А. Ларионов (Франция, Медон) — по кооптации.

10-го июля 1948 года состоялось реорганизационное собрание Общества, старостой которого два года был брат Борис Йopдан (Югославия). Новое правление в составе: староста брат Д. Франк.- (Югославия), начальник брат Г. Клещук (Болгария), начальница сестра Н. Воропонова (Югославия), воспитатель брат В. Грабовый (Пpara) и секретарь брат A.Лapиoнов (Франция, Медон) с большим воодушевлением вместе с прочими членами Общества дружно принялись за развитие Общества.

В это же время брат С. Маслов собирал соколов в г. Ерлангене, но, к сожалению, после его отъезда во Францию, сокольское дело там заглохло. В Нюртене брат С. Ольденбург создал Общество с значительной группой подростков и в Регенсбурге брат С. Боголюбов, основатель и директор тамошней русской гимназии, образовал сокольскую группу из учеников гимназии. Но самую широкую деятельность удалось развить Шлейсхаймскому Обществу, оказавшемуся в наиболее выгодных условиях. За два года интенсивной работы Общества в его рядах побывало до 300 человек старых и новых соколов с молодежью, подростками и детьми. Достигнутые за столь короткий срок блестящие результаты явились плодом упорного жертвенного и любовного труда многих старших соколов, опытных организаторов и руководителей.
В сентябре 1948 года Общество провело 1-ое публичное выступление в гимнастическом зале лагеря с участием сокольской группы подростков из лагеря Пюртен, а в октябре приняло участие на празднике в Пюртене. В декабре отметило сокольский годовой праздник молебствием в своем зале с торжественным обещанием новых членов, академией и балом. За тем была елка для детей и семейная вечеринка, новогодняя встреча, и в 1949 г. — гимнастические выступления, балы, вечеринки, парадные участия во всех национальных событиях или при церковных торжествах, не только своего лагеря, но и в масштабе обще-русской эмиграции. С марта проводились регулярные открытые литературные собрания под названием «Устный Журнал» под руководством брата Ф. Калишевского, а на Пасхальный неделе с успехом прошел собственными силами проведенный спектакль «Женитьба» (Гоголя) при руководстве опытной артистки госпожи Т. А. Левицкой; несколько экскурсий на озера, в замки и просто вылеты, осенняя академия в Пазинге и снова годовой сокольский праздник. Летом было общее собрание, после которого начальником стал брат Д. Андриевич, а воспитателем — брат Б. Сергиевский. Общество заняло достойное положение в жизни лагеря, снискав ceбе уважение и симпатии русского населения.

Усилившийся отъезд за океан значительно сократил число не только рядовых членов Общества, но и состав его Правления, так что летом 1950 года Общество пришлось переименовать в гнездо, а знамя и икону Святого Георгия Победоносца отправить со старостой Общества брата К. Сукк в Америку заместителю Союзного Старосты брату. В. Петрову. Весной 1951 года, за отсутствием опытных руководителей и достаточного числа членов, гнездо было закрыто.

И так, закрылась еще одна страница славной истории Русского Сокольства, но книга бытия его еще раскрыта, и последующие страницы ее ждут дальнейшего описания нашего Русского Сокольского Движения на благо будущей возрожденной Родины России.
Здорово! Помни Россию!
г. Филадельфия, США. брат А. Ларионов.

i Степанов И. Сокол – птица свободная //Вечерний Петербург. 1992. № 6 (9 января).
ii Основы Русского Сокольства. Белград. 1935. С.38.
iii Памятка Русского Сокола /Составитель В.М. Ткачев. Белград. 1934. С.54.

Справку составил М. Блинов