Русская Церковь в Шанхае

Справочник и путеводитель по русской эмиграции Шанхай. Церкви и кладбища, виртуальная экскурсия.

Русская Православная Церковь в Шанхае.
«В истории насаждения русской культуры и русской цивилизации в Шанхае значительную роль сыграла Русская Православная Церковь. Начав свое существование в виде мисси представительства Православной Церкви в Китае со времен Боксерского восстания, церковь к настоящему времени представляет из себя настолько большой и крепкий организм духовной жизни русского населения в Шанхае, что только можно удивляться, столь быстрому результату расцвета церковно-приходской жизни. Ниже мы приводим отдельные очерки о разных храмах, и о деятельности того или иного церковно-приходского органа, сейчас же, в вводной части к истории Русской Православной Церкви в Шанхае, укажем на то значение, которое имела Православная Церковь в деле устройства обширной теперь русской колонии.
Первые прихожане Чапейской Богоявленской Церкви, считая ее своим духовным центром, в своей мирской жизни объединялись около храма. Больше этого—они, по возможности, даже селились поблизости к храму. Затем, эти первые прихожане своим усердием показали насколько широко возможно развить свою церковную жизнь. Из горсточки русских эмигрантов создалось теперь такое большое духовное общество, что даже и шесть храмов не вмещают его. Производящаяся постройка нового большого Кафедрального Собора показывает, что это именно так. Специально миссийская деятельность Церкви среди китайского населения, конечно, оставляет желать много лучшего, но в этом не вина приходов, так как оказалось, что собственных насущных нужд, в связи с приливом массы эмиграции, очень много. Но даже и при таком положении вещей, все же имеются случаи обращения китайцев и других иноверцев в православие. Были случаи, когда иностранцы делали даже крупные пожертвования на нужды православных русских храмов. Русское эмигрантское общество не щадило и не щадит сейчас сил и средств для укрепления церковной жизни и устройства ее, поэтому, больше- обязано самому себе, но отдельный духовные организации, как, например, Русское Православное Братство, и отдельные духовные и светские лица, вложили в духовную работу много сил. Постройка, например, новых храмов всегда шла и идет за счет жертвенности общества и отдельных благотворителей. Благолепием храмов и хорошим устройством приходской жизни нужно быть обязанным многим пастырям, из которых некоторые оставили о себе память подвижников: архиепископ Симон, иеромонах Евстафий, иеромонах Смарагд и др.

Русская Церковь в Шанхае

Группа священнослужителей в 1930 г., Шанхай

Официальный текст: «Группа священнослужителей Шанхайской епископии в 1930 году». Цифрами на снимке обозначены:
1. Епископ Шанхайский Симон
2. Благочинный Шанхайских православных церквей архимандрит Макарий
3. Протоиерей отец Антоний Жукович
4. Протодьякон отец Иоанн Агафонов

В одинаково сильном темпе духовное дело продвигается и теперь.
Русские шанхайцы, как ни тяжело им приходится в иностранном городе и как, подчас, ни плохо от нужды и всех прочих невзгод, всегда и единодушно откликаются на религиозное дело и не размениваются на интересы только материальной жизни. Совершенно добровольно, без какого бы то ни было репрессивного нажима, русские эмигранты, от богатого до бедного, несут на устройство духовной жизни посильную лепту. Пресловутый «опиум народа», возвещенный коммунистами, оказывается, никак не выдерживает критики. Без «царизма», без какой бы то ни было «побуждающей» власти, здесь в Шанхае, двадцатитысячное русское население переполняет православные места молитвы, а в большие праздники даже заполняет прилегающие к храмам площади. При всех, так называемых, шанхайских «бизнесах», русские искренне до сего времени чтут духовные свои традиции и, как правило, в праздничные дни воздерживаются от земных забот и трудов. Общие моления, духовные доклады и концерты всегда собирают массу верующих. О праздниках же Рождества Христова и Святой Пасхи говорить не приходится. В эти дни почти вся деловая жизнь русской колонии замирает, заставляя, до некоторой степени, подравниваться под русское праздничное настроение и иностранные колонии.
Такая духовная сила русской эмиграции, ея вера в Бога и особая церковность в смысле приверженности к Храму Божьему и соблюдение исстари сложившихся в России церковных традиций является самым крупным из сохранившихся достояний Национальной России, если принять к тому же во внимание полную солидарность в этом вопросе и в этом деле всей русской эмиграции земного шара и наших страдающих соотечественников в самой России, где лозунг «опум народа», при всем нажиме власти на население не возымел также действия.

Управление Шанхайской Епископией

В административном отношении Шанхайская Епископия не является самостоятельной. Она подчиняется Российской Духовной Миссии в Китае и составляет ее Отделение. При жизни митрополита Иннокентия, Шанхайскую Епископию возглавлял епископ Симон, первый епископ Шанхая. С кончиною митрополита Иннокентия (в 1932 г.), епископ Симон был назначен начальником Пекинской Миссии, с возведением в сан архиепископа. После него, с 1932 г. по 1934 год включительно, Шанхайской Епископией управлял епископ Виктор, избранный Архиерейским Собором 14 июля 1932 года Начальником Российской Духовной Миссии в Китае и Епископом Пекинским и Китайским. 27 мая 1934 года, в Белграде, по представлению начальника Миссии Епископа Виктора, был хиротонисован во Епископы Шанхайские Иоанн, первый викарий Китайской Епархии. При отъездах Епископа из Шанхая, Владыку замещает, в административном отношении, благочинный Шанхайских Православных Церквей Архимандрит Макарий. Епископ Шанхайский имеет канцелярию при Архиерейской церкви в недавно построенном Архиерейском Доме, ныне являющимся Подворьем Пекинской Миссии. В ведении Отделения Миссии состоят два храма с церковно-приходскими советами и четыре молитвенных дома.

Русская церковь в Шанхае

Священнослужители в 1935 г.

Официальный текст: «Священнослужители Шанхайской Епископии в 1935 году».
Описание. Группа священнослужителей Шанхайской Епископии во главе с Начальником российской православной духовной миссии в Китае епископом Виктором (1).

Административный церковный аппарат в Шанхайской Епископии состоит из епископа, архимандрита- благочинного и настоятелей храмов и молитвенных домов. Священнослужителей здесь, в настоящее время, шестнадцать: один епископ, один архимандрит, четыре протоиерея, шесть священников, один протодиакон и три дракона. Большинство священнослужителей несут разные общественные обязанности и являются законоучителями в русских школах. По подсчету последних лет, через местные приходы проходит в среднем в год около 250 крещений, 170 похорон и 100 браков. Военно-Приходский Храм во имя Св. Николая Чудотворца в каноническом отношении находится в подчинении митрополита Евлогия, Начальника Русской Православной Миссии в Берлине и Экзарха Константинопольского Патриарха.
Со дня наложения запрещения арх. Симоном на Св. Николаевскую церковь в 1927 году и до прибытия в Шанхай епископа Иоанна, никакого молитвенного общения между Св. Никол., церковью и церквями Пекинской Духовной Миссии — не было. Епископ Иоанн, получив пожелание Заграничного Архиерейскаго Собора (восстановившего в 1934 г. молитвенное общение с митрополитом Евлогием), и указ Заграничного Архиерейского Синода—восстановить утраченное молитвенное общение, — 18 декабря 1934 г. в канун престольного праздника в Св. Николаевском Храме— Памятнике, отслужил в нем всенощную и на следующий день литургию, положил начало существующего ныне молитвенного общения, к полному удовлетворению и большой радости верующих г. Шанхая.» (1)

Богоявленская Церковь. Первый Русский Православный храм в Шанхае.
«В 1901 году, после жестокого Боксерского восстания, когда в Пекине была разорена Православная Миссия, в Шанхае, на средства Миссии, был приобретен земельный участок с небольшим домом. Этот участок находился тогда на Американской Концессии, в сторону которой ожидалось распространение роста Шанхая. В 1903 году, в феврале месяце, на том же участке, состоялась закладка и была начата постройка каменного храма во имя Богоявления Господня и трехэтажного каменного церковного дома. Постройка храма и дома через год была закончена, но освящение, вследствие войны с Японией, было отложено и состоялось только по окончании войны, 2-го февраля 1905 года. Освящение совершил Начальник Православной Миссии в Пекине епископ Иннокентий, прибывший в Шанхай с дьяконом и хором певчих. На освящении были собравшиеся, как из города, так и с прибывших военных судов эскадры адмирала Рождественского («Аскольд», «Ксения», «Свирь», «Тобол»). Настоятелем церкви был назначен архимандрит Симон, впоследствии архиепископ, ныне покойный.
Русских людей в Шанхае, в то время, проживало очень немного, всего только несколько десятков, их количество значительно пополнилось прибывшими военнослужащими с театра военных действий, главным образом из капитулировавшего Порт-Артура. Преосвященный Иннокентий провел в Шанхае весь Великий Пост и служил в Богоявленском Храме первую Пасхальную Заутреню. После он отбыл обратно в Пекин.
Участники Русско-Японской войны вскоре были отправлены на родину. В Шанхае остались только служащие немногих русских учреждений. Богослужения в храме совершались после этого не регулярно и постоянного священника не было. Но, деятельность Миссийского Подворья не прекращалась. Так, в здании, построенном еще ранее храма, находилась школа для китайских мальчиков, в которой непрерывно велись занятия учителями — православными китайцами. Позднее религиозные нужды русской православной колонии удовлетворялись более или менее регулярно.
В период 1908-1909 года настоятелем храма был протоиерей Павел Фигуровский, в 1916-1917 г. г. — архимандрит Симон и иеромонах Евстафий. Иеромонахом Евстафием был очень удачно сорганизован церковный хор из мальчиков — китайцев, учеников школы. Хор пел на славянском языке. Этот хор был при освящении нового здания Российского Генерального Консульства, открытого 1-го января 1917 года. Школа при Миссии для китайских мальчиков распалась с момента начала Великой (Первой Мировой) войны, когда оскудели средства Миссии вообще в Китае, и в частности в Шанхае.

Внешний вид храма. У ворот в группе священников стоит епископ Симон.
Описание. Достопримечательности: иконостас, казачьи знамена, знамя ОМО (Особый Маньчжурский Отряд). Современное состояние: более не существует. Где располагалась на карте схеме: Чапей
Официальный текст: «Иконостас и знамена Российских Императорский полков, вывезенные из России и ныне хранимые знаменной группой, возглавляемой полковниклм В. Казаковым». Описание и комментарии. Текст не совсем корректный. Среди знамен одно, самое знаменитое, периода гражданской войны и Белого движения в Забайкалье. Знамя ОМО, Особого Маньчжурского Отряда.
По «официальной» версии в 1945 году полковник Казаков якобы добровольно передал регалии в советское консульство, а сам скоропостижно скончался (? помогли).
Ныне все знамена хранятся в подвалах Артиллерийского музея (ВИМАИВиВС) в Санкт-Петербурге и начиная с 90-х годов по неизвестным причинам ни разу не выставлялись для показа, даже на казачьи выставки.

В 1920 году в Шанхай приехал иеромонах Смарагд, (скончавшийся 8 сентября 1922 года). При нем Подворье широко развило благотворительную деятельность, открыв двери для многих прибывших русских эмигрантов. Кров, пища, одежда и минимальная денежная помощь оказывалась каждому нуждающемуся, без различия вероисповедания. Дальше, с наплывом эмигрантов из Владивостока, когда нужда объявилась уже в больших размерах, благотворительная деятельность Миссийского Подворья стала еще интенсивней. Подворье этого времени представляло из себя убежище для массы беженцев, которых поили, кормили, призирали вообще, как только могли. Большую благотворительную работу в Подворье в это время вела образовавшаяся под руководством П.Н. Родионова Духовная Дружина, которая собирала средства для содержания Подворья и оказания помощи неимущим обитателям его. Комнаты и отдельные койки Подворья в большинстве оплачивались Дружиной. С течением времени около русского Богоявленского храма в Чапее образовалось целое русское поселение, которое в этом месте видело, или хотело видеть, русский уголок. Но суждено, видимо, было иначе и сравнительное благоденствие русских в Чапее и мирное житие около храма продолжалось только до 1927 г. Настоятелем храма в это время был покойный архиепископ Симон.

Завязавшаяся внутренняя война китайцев (северян и южан) достигла Шанхая и вот в это время — в 1927 г. — военными действиями был захвачен Чапей и его русская часть. Ворвавшиеся в Чапей воинские части южан не пощадили русской духовной святыни и храм был опустошен и даже осквернен. Самим духовным лицам еле-еле удалось, под защитой Муниципальной Полиции, выйти из опасного места и найти приют на Французской Концессии. Русское население также бежало из этого района и приняло на себя заботы по созданию храма на концессии, во главе со своим епископом Симоном. Только год спустя китайские войска оставили русский храм. Конечно, он был найден в таком виде, что много пришлось потрудиться, чтобы его очистить и привести в прежнее состояние. В 1929 г. богослужения в нем возобновились, но русских в Чапее было уже очень мало и большинство стремилось в новый храм но Французской Концессии, куда перешла также и архиерейская резиденция, вместе со всем органом епархиального управления. Настоятелем Богоявленской церкви тогда был поставлен священник о. Мефодий Панин.
Чапейский Богоявленский храм и Подворье просуществовало вплоть до 1932 года, когда наступило тяжелое время — время военных действий между китайцами и японцами, в декабре месяце. Этот военный конфликт между Японией и Китаем в 1932 году, конечно, значительно нарушил общий нормальный ход миссийской церковной жизни и деятельности. Бомбардировав китайский Чапей, японцы и китайцы не пощадили русской духовной ценности и храм разрушили. Храм и все Подворье были, затем, уничтожены пожаром так, что остались только одни развалины. Разрушению храма предшествовала эвакуация из Подворья всего населения и духовенства. Имущество Подворья почти все погибло в огне, но церковные святыни, вместе с церковным инвентарем, были вывезены на Концессию, в Архиерейскую церковь. Последним свидетелем гибели храма был церковный сторож, китаец, наблюдавший всю картину разрушения. По его словам, первый снаряд упал в колокольню со стороны линии расположения японских войск. От этого обрушилась часть колокольни. Дальше, снаряды стали часто попадать со стороны Северного вокзала, где были расположены китайские войска. Пожарище соседних районов скоро достигло расположения храма и он загорелся со всех сторон. О тушении нечего было и думать, так как никакой пожарной помощи в те жестокие дни не подавалось. Перед самым отходом китайских войск из этой зоны бомбардировки и пожара, мародерствующие группы китайцев несколько раз врывались в помещение храма и Подворья и уносили с собой все, что под руку попадало. Бесчинствовали и китайские солдаты, разбивая окна и двери. Пожар прекратил все эти безобразия и на второй день пожара от всего Подворья Миссии остались только обгорелые стены. Горько скорбело духовенство и русские люди вообще, утратив шанхайскую колыбель православия, но вернуть утраченного было нельзя. Материальный убыток, нанесенный тогда, был исчислен в сумме 30,000 долларов. Позже, когда окончились военные действия, русские духовные власти предъявили требования к военным сторонам о возмещении убытков, но китайская сторона ответила отказом, а японская — не признала себя повинной в убытках, возлагая всю вину по разрушению на китайцев, которые, будто бы, пользовались храмом для прикрытия своего расположения. Только в ноябре месяце 1933 г. японское военное командование письменно известило русские духовные власти, что оно принимает на себя возмещение убытков от разрушения русского храма.
В настоящее время, на месте сгоревшего храма, остатки коего, по распоряжению Муниципалитета Великого Шанхая, были в конце 1934 г. снесены до основания, проложена новая улица и о находившемся здесь ранее храме не осталось никаких следов.» (1)

Фотогалерея.
Расположение на карте схеме города
Гражданская война в Китае, 1927 год и события в Шанхае
Полк. Казаков. Казачьи знамена и Особый Маньчжурский Отряд (ОМО)
Японо-китайский конфликт 1932 года

Домовая Церковь во имя Св. Николая Мирликийского Чудотворца.
«История образования Св. Николаевской Военно-Приходской Церкви такова.
В 1922 году, с флотилией адмирала Старка, были эвакуированы в Шанхай из Владивостока кадетские корпуса: Сибирский и Хабаровский. Эти корпуса прибыли вместе со своими домовыми храмами и священнослужителями. Осев на продолжительное время на Джесфильд род, корпуса обосновали здесь и свои храмы. Первое время богослужения совершались в бамбуковых шатрах, так как помещение, снятое для кадет было тесным и не имело особой комнаты для церкви. Но и богослужения в шатрах происходили при большом стечении молящихся, так как район церкви в это время заселялся вновь прибывающими русскими эмигрантами. Позже, когда кадетские корпуса перешли: Сибирский на Баблинг Вэл род, вблизи Хард род, и Хабаровский — на авеню Жоффр, против авеню Дюбайл, вместе с ними перешли и их домовые церкви. На этих местах церкви просуществовали до 1924 года, когда, частично, с корпусами были вывезены в Сербию. Уезжая отсюда, Сибирский корпус часть своего церковного имущества оставил здесь на случай образования в Шанхае нового храма. Ротный командир Сибирского кадетского корпуса полк. И.П. Ушаков предложил имущество церкви Русскому Православному Братству с тем, чтобы оно открыло храм, но Братство отказалось от этого предложения, за отсутствием средств. Тогда, по предложению Союза Служивших в Российских Армии и Флоте, имущество это было передано ему, после чего, в начале декабря 1924 года, Союз открыл Домовую Военно-Приходскую Церковь на Линда Террас, в доме №13. Но, так как по своим скромным размерам домовая церковь здесь вскоре стала слишком тесной, а размещение среди обывательских квартир не соответствовало святости служения, то Союз перенес ее, 1 января 1927 года, вместе с канцелярией Союза, в дом-особняк на углу авеню Жоффр и рут Думер, 876.
Под церковь был отведен весь нижний этаж, специально оборудованный для этого, а остальное помещение заняли учреждения Союза и, кроме них, Комитет Защиты Прав и Интересов Русских в Шанхае, Благотворительное Общество и Казачий Союз. Здесь церковь Союза просуществовала до июля 1931 года, когда, вследствие предстоявшего сноса дома, ее пришлось перенести по авеню Жоффр, в дом № 929, против рут Буассезон. Нужно сказать, что это помещение было хорошим. После капитального ремонта, церковь стала значительно больших размеров, чем предыдущие помещения церкви Союза. Вокруг церкви был расположен сад, создававший общее впечатление уюта и тишины. Необходимо отметить, что в означенной церкви, стараниями Церковно-Приходского Совета, были поставлены киоты-памятники убиенным Императорам Российским Александру II и Николаю II, и там же родилась мысль о сооружении на Французской Концессии капитального храма во имя Святителя Николая Чудотворца и в память убиенного Императора Николая Второго и его Августейшей Семьи. Большим недостатком этой домовой церкви была ее отдаленность от центра расселения русских. Теперь необходимо коснуться вопроса об управлении этой церковью.

Особняк, в котором Военно-приходская церковь помещалась с 1930 по 1932 год на авеню Жоффр. Описание. Здание также Союза Служивших в Российских Армии и Флоте.

До 1927-го года эта церковь, как и все существовавшие православные церкви в Шанхае, состояла в подчинении Епископа Шанхайского Симона. Но, в 1927-ом году, после того, как Союз не исполнил просьбы епископа Симона об освобождении занимаемого Союзом и другими организациями здания, в котором находилась церковь Союза, епископ Симон объявил церковь Союза закрытой и, таким образом, она с тех пор перестала принадлежать к местной епархии. Произошло это следующим образом. В то время, когда Шанхай стал под угрозу окруживших город кантонских войск, еп. Симон оставил Чапейский храм ввиду того, что храм находился в опасном районе, и, по приглашению Союза, поселился в помещении при Св. Николаевской Церкви, где и совершал службы. По истечении некоторого времени, епископ Симон нашел неудобным одновременное пребывание в одном здании церкви и канцелярии нескольких организаций и предложил все помещение предоставить для архиерейского дома, организации же перевести в другие места. Это предложение Союз и организации нашли невыполнимым. Началась длительная переписка между епископом и организациями, которая закончилась ультиматумом со стороны епископа. Епископ не соглашался на пребывание организаций в доме и грозил, в случай не послушания, своим уходом и закрытием церкви. Прихожане сделали последнюю попытку отстоять свою церковь, написав ему просьбу, под которой собрали около 350 подписей. Владыка, однако, ответил решительным отказом. Он наложил запрет на церковь Союза и перешел в снятое по соседству другое помещение, где открыл, при поддержке Русского Православного Братства, новую, домовую церковь. В течение, почти, двух лет в церкви, на которую был наложен запрет, службы не совершались. В это время шла переписка между Церковно-Приходским Советом и высшими церковными властями о снятии запрета с церкви. Было сделано обращение к митрополиту Иннокентию, главе русской духовной Миссии в Китае о снятии с церкви запрета, но от него был получен отказ. Затем, начались хлопоты перед Заграничным Архиерейским Синодом в Карловцах. Синод ответил, что считает неудобным отменять постановление главы местной епархии и предложил мирянам найти самим пути к мирному соглашению. Прихожане церкви, после двухлетних хлопот и просьб перед высшими церковными властями о снятии запрета с церкви Союза, потеряв всякую надежду, стали искать священника, который бы согласился совершать службы в их церкви.
Протоиерей Александр Пиняев, проживающий в Пекинской Духовной Миссии, читая переписку, был в курсе этого дела и находил, что никаких оснований к закрытию церкви не было. От него было получено согласие совершать в церкви службы. Прихожане были обрадованы, что их церковь снова открылась. По предложению нового настоятеля, церковно-приходской совет обратился к покойному митрополиту Мефодию, главе Харбинской епархии, с просьбой взять церковь под свое покровительство. Митрополит Мефодий дал свое согласие на это, и церковь стала считаться Харбинским Подворьем. После смерти митрополита Мефодия снова возник вопрос о протекторате. Тогда, в 1932 году, было решено обратиться к митрополиту Западноевропейских Русских Православных Церквей, Экзарху Вселенского Патриарха, Евлогию, с благословения которого церковь и существует до сих пор.
Настоятелем и духовным руководителем церкви является протоиерей о. Александр Пиняев, ревностно ведущий свою трудную пастырскую работу. Вторым священником состоит с 1932 года. о. Афанасий Шалабанов. Ктитором церкви является генерал-лейтенант Ф. Л Глебов. Регентом хора состоит почти с самого основания церкви известный на Дальнем Востоке хормейстер П.Н. Машин, который создал лучшую духовную капеллу в городе.
Эта Св. Николаевская домовая церковь, снимки с которой следуют на этой страница, находилась здесь до осени 1932 г., когда у прихожан явилась и окрепла мысль построить не временный, а постоянный храм памятник убиенному Императору Николаю Второму, откупив для этой цели участок земли. После того, как на купленном участке был сооружен новый Св. Николаевский храм-памятник, домовая Св. Николаевская церковь перестала существовать и вся ее утварь, весь причт и церковный хор перешли в новый храм-памятник. О постройке Св. Николаевского храма-памятника изложено ниже.» (1)
Фотогалерея.

Фото: Домовая церковь кадетских корпусов, находившаяся на Джесфиль род в 1923 году.

Адреса местоположения на карте схеме города.

Практическая информация

Экскурсии из Парижа и Ниццы в Шанхай. Прямые рейсы из аэропорта Шарль-де-Голль и Орли.