Донской казачий хор Атамана Платова

Официальная Книга Памяти Донского казачьего хора Атамана Платова.

Вместо предисловия.
С 1928 по 1935 год во Франции давал концерты Донской казачий Атамана графа Платова хор. За этот период было дано несколько сот концертов по всей стране, включающих как музыкальное песнопение так и джигитовку с плясками. Хор выступал даже в Соборе Парижской Богоматери с религиозной программой, что было отмечено как французами, так и представителями русской эмиграции. Выступая по всему миру, платовцы часть заработанных денег тратили на благотворительность, за что постоянно получали благодарственные письма от русских организаций во Франции, прежде всего от Союза Русских военных инвалидов и Общества Ревнителей Памяти Императора Николая Второго.

донской казачий хор атамана Платова в Париже

Донской казачий хор Атамана Платова в Париже. Казаки, песни и танцы

Фото выступления хора атамана Платова в Париже в 1935 году. После трех музыкальных отделений с народными, военными и казачьими песнями было еще специальное отделение с танцами — лезгинка с кинжалами. Обратите внимание, все хористы одеты в традиционную униформу Донского казачьего войска, а танцующие- в форму Кубанского казачьего войска (черкески) и шапки-кубанки.

История организации хора рассматривается с помощью воспоминаний Б. Куцевалова из архива Хора Атамана Платова*

Гражданская война и Белое движение.
«1918 год. Кровь, грязь, бесконечные бои казаков и добровольцев с многократно превосходящими в живой силе красными. Они идут один против пяти, десяти, но идут с песней. И бесконечные похороны своих боевых друзей тоже с песней:

«Спите, орлы боевые,
Спите, с спокойной душой!
Вы заслужили, родные,
Славу и вечный покой.

Долго и тяжко страдали
Вы за отчизну свою,
Много вы грома слыхали,
Много и стонов в бою.

Ныне забывши былое,
Раны, тревоги, труды
Вы под могильной плитою
Тесно сомкнули ряды»

Во время редких передышек между боями, у хаты, где квартирует молодой офицер, поющий завораживающим бархатистым баритоном эту песню о погибших товарищах, всегда толпится молодежь. Зовут казачьего певца Николай Кострюков. В будущем этому человеку будет рукоплескать весь мир, но он так и останется неизвестным в Советской России.

— Кострюков Николай Федорович, биография, смотри ниже

Русский Крым и последние бои
Очередной этап истории хора имени Атамана Платова связан с г. Севастополем в 1920 году. Последняя страница кровавой русской драмы. Русская армия барона П. Врангеля и в ее составе казачьи части, бьются за последнюю небольшую часть русской земли с отчаянностью обреченных.
Выдержки из папки N 4 «Исторические заметки» про историю хора.
«Крым. Все перемешалось: офицеры, солдаты, беженцы. В Севастополе госпитали, казармы и частные дома забиты до отказа. Н. Кострюков обращается к Командующему Русской армией барону Врангелю за разрешением об устройстве благотворительного концерта хора, в который он собрал из друзей – казаков, для своего первого большого публичного выступления.
Прошло выступление с большим успехом. Приказом по Армии главнокомандующий благодарит хор и руководителя. А для Кострюкова севастопольский концерт будет прологом долгого творческого пути.»

Уходили мы из Крыма…
Последняя страница Белой Борьбы перевернута. Историческая Россия уходила из России советской в неизвестность. Выброшенные на произвол судьбы донцы на первых порах обосновались в союзническом лагере Чилингир под Константинополем (Турция), где условия были невыносимые — казаки вымирали от истощения и болезней. Эпидемия холеры вынудила создать карантин. И без того мрачное положение казаков напоминало тюремное заключение. И полное ощущение безысходности, и полное неведение будущего. Только вечерние молитвы вместе с полковым священником приносят утешение. Но какая молитва без пения? Создается хор из лучших певцов полковых хоров. На должность регента призван С.А. Жаров. Это случилось незадолго до праздника святителя Николая Чудотворца. Создаваемый хор должен был участвовать в молебне в этот день. Можно назвать 19 декабря 1920 года неофициальной датой рождения хорового искусства Русского Зарубежья.

Плавучее кабаре в Стамбуле
В это время на рейде Мода под Константинополем на кораблях живут юнкера Атаманского училища, ожидая решения, куда из направят -к кубанцам на остров Лемнос или в Чаталджу к донцам. Николай Кострюков устраивает «плавучее кабаре» и дает первые концерты со своими друзьями-юнкерами на чужбине. Через пару недель принято решение направить юнкеров на остров Лемнос.

Остров Лемнос и концерты за еду
К марту 1921 года уже всех казаков из Чаталджи также перевели на греческий остров Лемнос. Греция — страна православная. Есть церковь для богослужения в городе Мудрос. На Пасху, при богослужении, в нем поет только что образовавшийся Жаровский хор.
Николай Кострюков с юнкерами «певчей» сотни также дает небольшие концерты как для начальства на территории лагеря, так и в ближайших греческих селах.
Звезде же Николая Кострюкова только предстояло выйти на свою творческую орбиту, минуя тяжелые лишения и испытания.

Балканы, Славянские страны и учеба
После Лемноса жизнь в славянских балканских странах Сербии и Болгарии казалась казакам относительно сносной. Им была предоставлена возможность зарабатывать деньги. Они рубили лес, строили дороги и при первой же возможности восстанавливали традиции, организовывали пошив своей формы. Проводились спевки и джигитовки, изумлявшие сербов и болгар. Прославилась казачья группа мастеров джигитовки под управлением генерала Павличенко, впоследствии восхищавшая публику в ряде других стран Европы. Появляются первые, любительские хоры, созданные скорее для поддержания воинского духа и традиций. Они растут и процветают с неимоверной быстротой. Только кубанских казачьих хоров насчитывается не менее четырех. В 1924 году в Париже создается «Хор Уральских казаков» под управлением Андрея Шолуха. Большую известность получил «Хор Черноморских казаков» под управлением Бориса Ледковского. Известен Русский хор, созданный и руководимый донским казаком Власовым, терский квинтет «Пять Светлановых», два «Донских квартета», ансамбль А.А. Скрябина и еще более двух десятков коллективов. Но никто не мог сравниться с мировой славой, выпавшей на долю двух донских коллективов под управлением С.А. Жарова и Н.Ф. Кострюкова. Рассеянные по ряду стран казаки организовывались в землячества, придавая им названия по месту проживания. Стараясь поддерживать казачьи традиции. Это было характерно и для Чехословакии, куда в 1923 году из Болгарии приехал учиться и сам Н. Кострюков. Надо заметить, что в Чехословакию, в рамках гуманитарной программы, на работу и учебу приехала очень значительная часть русской эмиграции. Среди эмигрантов было много и казаков.
Вот очередные этапы становления хора имени Атамана Платова:
«1923 — 1927 год. Учеба Н. Кострюкова в в Пшибрамской Горной Академии. По воле судьбы в стенах Академии и других учебных заведениях оказалось много казаков, вместе с ним выступавших на первом концерте в Севастополе. Начинаются дружеские встречи и спевки. Постепенно, из-за земляческих встреч к 1927 году при Академии возник студенческий хор под управлением Кострюкова.»
Согласно интервью с Н.Ф. Кострюковым с корреспондентом газеты «Харбинское Время» от 8 ноября 1938 г. (вырезка из газеты, находящаяся в коллекции хора), хор был организован в 1926 году «случайно». В эти времена Н. Кострюков учился в Чехословакии. На практике в Моравии студенты-казаки давали бал и попросили его организовать казачий хор. Хор этот произвел на слушателей огромное впечатление и присутствовавший на балу театральный антрепренер предложил Кострюкову организовать хор для концертных выступлений. По словам самого Н. Кострюкова в этой статье:
«Он (антрепренер) предложил мне хорошие условия, и я организовал хор, имея ввиду, что он будет временным. Я предполагал, что на пять месяцев. И вот мы концертируем уже 13 лет.»
В 1927 году Н. Кострюков окончил Академию с дипломом горного инженера. Ко времени окончания учебы существовал уже готовый казачий хор из 35 — 37 человек, почти все они были земляки-донцы. Пошита и тщательно подготовлена форма для первого выступления. Большую помощь в музыкальном оформлении оказал герцог Н.Н. Лейхтенбергский.

С песней по свету. Хроника. События. Финал.
С самого начала хроника хоровых выступлений тщательно фиксировалась Б. Куцеваловым в «Исторических заметках». Они представляют собой дневник с краткими записями о казачьих скитаниях по концертным подмосткам мира. Исследуя эти «Заметки» познакомимся с хроникой выступлений хора.
Первое официальное профессиональное выступление было 10 июня 1927 года в городе Млада Болеслава (Чехословакия) на Сельскохозяйственной выставке. Устроитель – полковник Чапчиков, бывший командир 1-го Калединского полка. Первый блин получился традиционным. Провал — на концерт почти никто не пришел. Практически полностью отсутствовала предварительная реклама. В первых записях о первом концерте написано – «Домой по шпалам».
Но поскольку пели очень хорошо, так, что даже самим нравилось, от идеи продолжения концертов решили не отказываться. Следует заметить, что ранее, в 1923 году, в Праге организовался русский зарубежный хор знаменитого еще по России А.А. Архангельского из 120 человек. Но через год Архангельский скончался. Хор вскоре распустился. А в 1927 году ряд его участников влились в хор Н. Кострюкова, который после первой неудачи покинуло несколько человек. У хора под руководством Николая Кострюкова появился новый импресарио и нашлись фирмы русских эмигрантов, организовавших рекламу и поездки по известным курортам. Первый же концерт 2 августа 1927 года во Францбаде принес ошеломительный успех, о котором изначально не могли даже мечтать. Дальше последовали Карлсбад, Мариенбад, Теплице – везде успех.
Из «Заметок»:
«На концерте в Карлсбаде присутствует изысканная публика, среди нее министры и румынский патриарх.»
Отмечается невероятный успех хора у женщин, которые станут верными поклонницами хора на протяжении всей его творческой карьеры. По возвращении из курортного турне хор поет в Большом концертном зале Праги — лучшем концертном зале страны — 5000 мест заполнены до отказа. Аншлаг и потрясающий успех! А спустя немногим более двух лет в том же зале проходил уже 100-й концерт Платовского хора.
Феерическое выступление в ноябре 1927 года в Вене, в Wiener Konzerthaus «прорубает» хору «окно в Европу». Венская пресса назвала Кострюкова новой величиной в музыкальном мире Европы.
Началось победное шествие казачьей песни по планете!
Хор знакомится с Европой, а Европа знакомится с хором. Хор — «визитка» русской эмиграции. По нему судят о других. Он служит делу взаимопонимания народов и поддерживает русскую диаспору.
Продолжение хронологии истории хора по записям в «Исторических заметках»:
«1928 г. февраль – хор в Румынии. Взятки, воровство чемоданов. Предвзятое отношение румынских властей, пристальная слежка румынской полиции. И бешеный успех! И невероятная встреча в русских селах в Бессарабии, ставшей румынской территорией. В Бессарабии — русские села. «Молдаване считаются румынами русскими — невероятное хлебосольство и сердечный прием. Посещение русских школ и поддержка русской печати». Когда вскоре хор опять приедет с гастролями в Румынию, власти не пустят в Бессарабию, опасаясь влияния хора на русскую диаспору.
Продолжение хронологии истории хора по записям в «Исторических заметках»:
«1928 г. 20 февраля. Польша.
Невероятные овации после концерта.
Польша кровно ненавидит Россию, считает ее заклятым врагом. С огромным трудом пущенный в Польшу хор встречают, как «нагаечников и кровопийц-казаков». «Польские офицеры требуют убрать казаков.»
Все это продолжалось до концерта в Варшавской филармонии. Потом будут только овации.
Самый лучший прием, дружелюбие и взаимопонимание в землях бывших врагов по Великой войне — немцев и венгров. Записи в «Исторических заметках»:
«1928 г. Германия.
Немцы — самые верные поклонники. Музыкальная культура.
(концерты — Эссен, Дортмунд, Дюссельдорф, Бавария)
На протяжении всей творческой биографии немцы — лучшая публика для русских артистов. Первая студийная запись в Германии. В 1928 году хор впервые записал свои песни на граммофонные пластинки фирмы «Парлофон».
1929 г. Венгрия.
-Венгры и русские два самых близких народа в мире по духу, песням, Успех хоровых концертов. Встречи с венгерской аристократией. Воспоминания. Венгерские гусары приняли атаку 17 донского полка.
22 октября 1928 г. Хор в Голландии. Нарядная страна. Идеал чистоты. Спокойствие, выдержка, культура. Первый концерт в Амстердаме при полностью пустом зале. 2-ой концерт — длинные очереди на улицах! Полный триумф!
А вот в приютившей казаков Чехословакии их любит только Прага.
Чехи не ходят на концерты, не музыкальный это народ.
1928 г. Париж. Интриги.
Парадокс – хор хорошо принимают во Франции французы. Огненные танцы — успех. И интриги «разношерстной» русской эмиграции.
Князь Волконский и его критика хора. Русская травля, зависть и ненависть.»
Как видно из «Записок», политические склоки, разваливавшие российское государство, продолжаются и в эмиграции. И казаков эмиграция оценивает с политических позиций. А вот для французов — они просто великолепный музыкальный хор.

Донской казачий хор Атамана Платова, официальный архив, музей и сайт (С). N1 Фото публикуется впервые. Париж, 30-е годы. Казаки Донского казачьего хора Атамана Платова возле отеля. Концерты в Париже. Название отеля выяснить пока не удалось. На заднем плане фото виден автомобиль, вероятно «Русское такси», поджидающее клиентов возле отеля. Многие шоферы русского такси в те годы были именно донские казаки, включая генерала Поздеева. Хористы одеты в белые летние гимнастерки, называемые иногда «галлиполийками», хотя такие же были и на острове Лемнос. Без погон. Пояс кавказского типа, вместо широкого кожаного ремня. Кавказский пояс Был очень модный в жаркое время года у донских казаков. Фуражка традиционная донского казачьего войска — алый околыш с темно-синей тульей, черным кожаным козырьком и подбородочным ремнем. Присутствуют и кокарды. N2 Гастроли на Корфу, 1929 год. Казаки за стаканом вина в военной форме и в гражданском костюме. N3 Январь 1934 года. Сус (Sousse), Тунис, колония Франции. Не очень резкое фото, но очень важное для истории. Донской казачий хор на базе Иностранного легиона в Тунисе, город Сус. Здесь был сформирован из казаков 1-й кавалерийский «русский» полк Иностранного легиона. Большинство казаков и кавалеристов прибыло из Бизерты, где была главная база воинских частей и беженцев, прибывших с Русской армией и эскадрой из Константинополя (Стамбула). В иностранном легионе служил и погиб родной брат руководителя хора Платова, Николая Кострюкова. На фото явно виден монумент памяти погибших со старинными пушками. Рядом с казаками хора стоят французские военные. По теням на фото также видно, что фотографировал (не очень умело) казак в характерной фуражке, а рядом с ним стоят французские военнослужащие в характерных кепи. N4 Индонезия, казаки на острове Ява. Гастроли, музыкальные выступления хористов в русской колонии и среди местного населения 1936 (? или 1937 год). После концерта казаки посетили местные главные достопримечательности — храмы и интересные места. И сейчас среди русских туристов очень популярны экскурсии по этим местам. Обратите внимание на двух местных жителей, сидящих в позе лотоса. Скорее всего они создают антураж, за что получают небольшие деньги. Судя по количеству казаков на снимке (23), экскурсию они совершали на автобусе. Водитель и гид (?переводчик). Возможно, снимал как раз гид, сопровождающий. Вот такие русские туристы на Яве в 1936 году. В это время русская колония на Яве была небольшая, но имелась русская церковь (ей Донской хор пожертвовал денег, за что получил благодарность от настоятеля). Возможно было и русское кладбище, так как на острове умерло несколько человек. Среди русских эмигрантов были и известные личности:  полковник Петрушевский (5 гусарский Александрийский полк Русской армии) и известный вулканолог. Хартлинг Кирилл, автор книги про события во Владивостоке во время гражданской войны в России
— писательница Юлия Глаголева и другие.
**
Кочуя по миру, хор выполнял миссию связующего звена между рассеянной по миру русской диаспорой. Песня объединяла людей в изгнании и заставляла их хотя бы на некоторое время чувствовать единым народом.
На остров Ява русский священник отец Василий Быстров пишет регенту Церкви обители Милосердия в Харбине С.В. Мельникову -“Донской хор своим приездом нас ошеломил и осчастливил… “Платовцы” поют прекрасно, и описать этого невозможно, концерты их состоят их двух отделений – духовных и светских песнопений лучших русских композиторов”.
В Сирии Платовский хор чествовала Бейрутская казачья станица с русской колонией, где «было отрадно отметить казачью энергию и предприимчивость».
Н. Кострюков на свой страх и риск привез хор в Палестину, хотя здешние евреи заявили ультиматум: «Снимите лампасы — и мы все придем на концерт». Это сказывались отголоски ущемления прав евреев в царской России. Кострюков и хор отказались снять лампасы. И хор пел в Палестине только для арабов и англичан.
Из Тель-Авива Кострюков повез казаков в Иерусалим, где их восторженно встретили французы, англичане и арабы. Хор исполнял литургию в Русском соборе, переполненном православными арабами и иностранцами. Службу вел русский архиепископ Анастасий. При посещении хором Святых мест, двух русских монастырей казаки с чувством исполняли религиозные песнопения. Престарелый патриарх Палестинский подарил хору свою фотографию, а каждому исполнителю икону. Верховный комиссар Палестины и высшие духовные лица горячо благодарили Кострюкова и хор за чудесное распевание, говоря, что они впервые слышат такое в граде Иерусалиме.
Материалы архива дают много информации не только о самом хоре, но и о впечатлениях хора о русских диаспорах предвоенных лет. Казакам, в их бесконечным походах по морям и дорогам, есть что и с чем сравнивать. Они пишут не только свою историю, они пишут историю Русского Зарубежья. Со всеми его положительными и негативными сторонами. И если, уже кратко упомянутый в «Записках» Париж, видимо из-за присутствия там в большом количестве политиканов, предстает склочным местом обитания диаспоры, то вот, к примеру, совсем другая картина в русском Китае.
Вот цитата из Альбома – хронология хора с вырезками из газеты
«Вечерняя Заря», г. Шанхай от 28 октября 1938 г. (интервью с Кострюковым):
«Когда я ехал в Шанхай, знал, конечно, что здесь эмигрантская колония одна из крупнейших на земном шаре. Но мне представлялось, что колония разбросана по городу и не оказывает никакого влияния на общую жизнь Шанхая, растворившись в многомиллионной массе туземного населения, и то что я увидел, поразило меня. Восторженные отзывы, овации после каждой песни, колоссальная аудитория театра «Метрополь». Русские живут здесь сплоченно, как нигде в других городах. Здесь подлинно русские улицы, где слышна почти исключительно родная речь… А далее я узнал, то в Шанхае имеется труппа Русского театра, в прошлом году функционировала Русская Опера, и есть Русская Оперетта… Русский Шанхай живет интенсивно культурной жизнью, об этом же говорят несколько имеющихся библиотек и многочисленные музыкальные силы…»
Буквально с первых же концертов хор почтила вниманием высокопоставленная публика — чехословацкие министры и румынский патриарх. В дальнейшем хор удостоят вниманием самые титулованные и высокопоставленные особы: члены Королевской фамилии Великобритании, Король Италии, Архиепископ Франции и множество других. Но в книге Б. Куцевалова особо выделяется одна встреча, прошедшая уже после войны, и носившая политический подтекст.
В разгар холодной войны, это был момент признания русской «белой» культуры. Это был как бы демонстративный акт американского правительства отношения к «другим русским». К некоммунистической России.
17 апреля 1948 года в газете “Russian life” (“Русская жизнь”) выходит статья “Триумф “Платовцев” и Н.Ф. Кострюкова” с большой фотографией: “18-го марта, в “Конститюшен Холл” в Вашингтоне состоялся исторический концерт “Платовцев”. Перед началом концерта, главный директор “Конститюшен Холл” передал Н.Ф. Кострюкову пожелание президента Республики, принять Кострюкова с особой аудиенцией, которая и состоялась в “Конференц Холл”. На фотографии Президент США, его супруга, дочь Маргарита и Н.Ф. Кострюков засняты во время дружеской беседы. Фрагмент из газетной вырезки:
«Президент много расспрашивал Н. Кострюкова, интересуясь работой хора и его успехами… В заключение Президент, пожелав хору дальнейших успехов, заявил, что он должен будет покинуть концерт до его окончания, но, если позволят обстоятельства, то он вернется обратно…” Гарри Трумэн, оставив зал во время второго отделения, действительно вернулся через полчаса. Фотография, где Президент Трумэн пожимает руку “белому русскому”, обошла все газеты Америки. На фоне разговоров о возможной войне с СССР, многие расценили это как доказательство, что американский народ видит разницу между СССР и Россией, между коммунистами и русским народом.

Эпилог деятельности хора и итоги
За 47 лет жизнедеятельности хор дал более 8000 концертов в 65 странах во всех частях света, кроме того участвовал в съемках в Голливуде (в нескольких фильмах, названия которых пока установить не удалось), записал бессчетное количество записей пластинок. Приведенные данные дают представление о высочайшей интенсивности выступлений, которое сохранялось на протяжении всей карьеры. но, ничто не вечно. Один за другим уходили из жизни ближайшие соратники. Николай Федорович собственноручно писал некрологи на друзей — и вновь, собравшись с духом, отправлялся на концертные площадки:
Сухая вырезка из газеты, находящаяся в коллекции архива хора содержит некролог про М.А. Дидович. «В прошлое воскресенье, утром, в своей квартире в Нью Йорке умер от разрыва сердца солист Платовского хора. Отпевание и погребение состоялось в четверг 17-го ноября. Н. Ф. Кострюков.»
Такие грустные заметки Н.Ф. Кострюкову приходилось писать все чаще и чаще.
В 1972 году, когда хор в последний раз отправился в турне по Японии, все концерты прошли так же ярко и вдохновенно, как и 45 лет назад. Японская пресса единодушно восхищалась неистощимой свежестью, блеском и легкостью, присущей платовцам, вокальной техникой и исполнением.
Последние официальные выступления хора датируются 1974 годом**.
Итого творческой жизни Донского казачьего хора Атамана Платова — 47 лет. Это под силу только самым выдающимся коллективам.

продолжение следует…

  • Биография Н.Кострюкова и краткая история хора
  • Репертуар хора, довоенный период, рекламные буклеты
  • Состав хора, довоенный период, памятный некрополь
  • Платовцы и русская эмиграция во Франции

смотри также:

Александрина, рожденная Кострюкова, Валентина Федоровна, станица Цммлянская области Войска Донского 16 июля 1898 — Париж 7 октября 1984 года. Член правления Донского дамского комитета. Похоронена на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

* архив Хора Атамана Платова, папка N4 «Исторические заметки» с документами по истории хора 1928 — 1972 гг. (Музей- архив Белого движения)
** возможно после этой даты весь хор или его часть давали также официальные или неофициальные концерты, но мы пока не нашли сведения об этом в архиве хора.