Площадь Вандом, Париж

Путеводитель по Парижу на русском языке.

Вандомская площадь (на французском языке Place Vendôme), ранее известная как Людовика Великого (Louis-le-Grand), — это площадь в 1-м округе Парижа, расположенная к северу от садов Тюильри и к востоку от церкви Мадлен (Église de la Madeleine). Это отправная точка улицы Мира (Rue de la Paix). Традиционная архитектура Жюля Ардуэна-Мансара (Jules Hardouin-Mansart) и скошенные по углам экраны с фронтоном придают прямоугольной Вандомской площади вид восьмиугольника. Первоначальная Вандомская колонна в центре площади была воздвигнута Наполеоном I в ознаменование битвы при Аустерлице; она была снесена 16 мая 1871 г. по указу Парижской Коммуны, но впоследствии восстановлена и остается заметным элементом площади сегодня.

Достопримечательности Парижа, площадь Вандом

Колонна, площадь и автомобили такси

История. Вандомская площадь была начата в 1698 г. как памятник славе армий Людовика XIV, Великого Монарха, и называлась сперва «Place des Conquêtes», чтобы быть переименованной в «Place Louis le Grand», когда завоевания оказались временными. Конная статуя короля в натуральную величину, созданная Франсуа Жирардоном (François Girardon 1699), была подарена властями города и установлена в ее центре. Считается, что это первая большая современная конная статуя, отлитая из одного куска. Она была разрушена во время Французской революции; однако в Лувре есть уменьшенная версия. Это привело к популярной шутке о том, что в то время как Генрих IV жил среди людей у Пон-Нёф, а Людовик XIII — среди аристократов на площади Вогезов, Людовик XIV предпочитал компанию налоговых фермеров на Вандомской площади; каждый из них отражает группу, которой они отдают предпочтение в жизни. На месте площади раньше находились владения Цезара де Бурбона, герцога Вандомского, незаконнорожденного сына Генриха IV и его любовницы Габриэль д’Эстре. Хардуэн-Мансар (Hardouin-Mansart) купил здание и его сады с идеей превратить его в участки под застройку в качестве прибыльной спекуляции, перепродажи. План не осуществился, и министр финансов Людовика XIV, Лувуа (Louvois), купил участок земли с целью построить площадь по образцу успешной площади Вогезов прошлого века. Лувуа столкнулся с финансовыми трудностями, и из его проекта тоже ничего не вышло. После его смерти король выкупил участок и поручил Хардуэн-Мансарту спроектировать фасад дома, который покупатели участков вокруг площади согласились бы придерживаться. Когда государственные финансы иссякли, финансист Джон Лоу ( John Law) взялся за проект, построив себе резиденцию за одним из фасадов, и площадь была завершена к 1720 г., когда лопнул его бумажный пузырь в Миссисипи. Ло был нанесен серьезный финансовый удар, когда он был вынужден выплатить несколько десятков миллионов долларов налогов. Не имея возможности заплатить такую ​​сумму, он был вынужден продать принадлежащую ему собственность на площади. Покупателями были члены изгнанного отделения Дома Бурбонов Конде, которые позже возвратились в провинцию, чтобы вернуть свои земли в самом городе Вандом. В период с 1720 по 1797 г. они приобрели большую часть площади, в том числе в собственность части участка, на котором сейчас стоит отель Ritz Paris и они по-прежнему имеют недвижимость. Их намерение восстановить на этом месте семейный дворец сильно зависело от возможных желаний соседнего министерства юстиции расширить свои помещения.
С 1764 г. до 1771 г. на этом месте обосновался Театр Фуар Сен-Овид (Foire Saint-Ovide).
Когда Франция установила дипломатические отношения с недолгой Республикой Техас, техасская миссия размещалась в отеле «Bataille de Francès» на 1 Place Vendôme.

Вандомская колонна. Первоначальная колонна была начата в 1806 г. по указанию Наполеона и завершена в 1810 г. Она была создана по образцу колонны Траяна в честь победы при Аустерлице; ее облицовка из 425 спиральных бронзовых пластин с барельефами была сделана из пушек, взятых у объединенных армий Европы, согласно пропаганде (обычно приведенная цифра сильно преувеличена: всего 180 пушек были фактически захвачены в Аустерлице) были спроектированы скульптором Пьером-Ноласк Бержере (Pierre-Nolasque Bergeret) и выполнены командой из 30 скульпторов, включая Жан-Жозефа Фуку, Луи-Симона Буазо, Франсуа Жозефа Бозио, Лоренцо Бартолини, Клода Рэми, Франсуа Руде, Корбе, Клодиона, Жюли Шарпантье и Анри-Жозеф Рукстиль (Jean-Joseph Foucou, Louis-Simon Boizot, François Joseph Bosio, Lorenzo Bartolini, Claude Ramey, François Rude, Corbet, Clodion, Julie Charpentier, и Henri-Joseph Ruxthiel). На вершине колонны была установлена ​​статуя Наполеона работы Антуана-Дени Шоде (Antoine-Denis Chaudet). Наполеон изображен одетым в римские одежды, с непокрытой головой, увенчанный лаврами, держащий в правой руке меч, а в левой — глобус, увенчанный статуей Победы (как у Наполеона в роли Марса-миротворца).

Русская армия и союзники. В 1816 г., воспользовавшись оккупационными силами союзников, толпа мужчин и лошадей прикрепила трос к шее статуи Наполеона на вершине колонны, но та отказалась сдвинуться с места — одна женщина пошутила: «Если император такой устойчивый на своем троне, а эта статуя находится на своей колонне, он не может сойти с престола «. После реставрации Бурбона статуя, хотя и не сама колонна, была разрушена и расплавлена, чтобы обеспечить бронзу для переделанного всадника статуя Генриха IV на мосту Пон-Нёфе (как и бронза из скульптур на Колонне Великой Армии в Булонь-сюр-Мер), хотя статуэтку Победы все еще можно увидеть в салоне Наполеона в Hôtel des Monnaies (который также содержит модель колонны и изображение лица Наполеона, скопированное с его посмертной маски). Однако Луи-Филипп установил новую статую Наполеона в современной одежде (шляпа с двумя рогами, сапоги и редингот) и лучшую, более классикую при Луи-Наполеоне (позже Наполеона III).

Парижская Коммуна и конец Вандомской колонны.
Независимо от политической оценки теории Карла Маркса, одно можно сказать наверняка: он предсказал крах Вандомской колонны задолго до того, как это произошло. Это предсказание было дано им в политической брошюре «Le 18 Брюмер де Луи Бонапарт» 1852 г. Эта брошюра, резко критикующая политическую фигуру Наполеона III, заканчивается словами: «Но если императорская мантия наконец упадет на плечи Людовика Бонапарта, бронзовая статуя Наполеона упадет с высоты Вандомской колонны».
Во время событий накануне основания Коммуны 22 марта 1871 г. произошли волнения за пределами расположения Национальной гвардии, когда демонстрантам с плакатами, провозглашающими их «Друзьями мира», не пустили на Вандомскую площадь гвардейцы, которые после обстрела открыли огонь по толпе. По меньшей мере 12 человек были убиты и многие ранены. Во время Парижской Коммуны в 1871 г. художник Гюстав Курбе (Courbet), президент Федерации художников и избранный член Коммуны, который ранее выражал свое беспокойство по поводу того, что этот памятник войны находится на улице Мира (Rue de la Paix), предложил, чтобы Колонна была разобрана и сохранена в Доме инвалидов (Музей Армии). Его проект в том виде, в каком он был предложен, не был принят, хотя 12 апреля 1871 г. был принят закон, разрешающий демонтаж имперского символа. При сносе колонны 16 мая ее бронзовые пластины сохранились. После использования ряда канатов и рабочих карьера наблюдатели увидели, что статуя … «упала на подготовленную для этого кучу песка с мощным грохотом. Удара на земле не было, но колонна раскололась незадолго до своего падения и легла на землю огромной массой руин. Огромная пыль и дым от камней и смятой глины поднялись, и через мгновение после того, как толпа мужчин, национальных гвардейцев, коммунаров и одного англичанина, смотревшего на достопримечательности, налетела на него, принялась собирать частицы в качестве сувениров, но волнение было настолько интенсивным, что люди двигались как во сне».
После подавления Парижской Коммуны Адольфом Тьером было принято решение восстановить колонну со статуей Наполеона, восстановленной на ее вершине. За свою роль в Коммуне Курбе был приговорен к оплате расходов на восстановление памятника, оцениваемых в 323 000 франков, ежегодными взносами в размере 10 000 франков. Не имея возможности заплатить, Курбе добровольно отправился в изгнание в Швейцарию, французское правительство конфисковало и продало картины художника за небольшую сумму, и Курбе умер в изгнании в декабре 1877 г. В 1874 г. колонна была повторно возведена в центре Вандомской площади с копией оригинальной статуи наверху. Внутренняя лестница, ведущая на вершину, больше не открыта для публики.

Описание и особенности. В центре длинных сторон площади коринфские пилястры Хардуэн-Мансара выступают вперед под фронтоном, создавая дворцовые фасады. Аркады формально рустованных первых этажей не обеспечивают аркадный проход, как на площади Вогезов. Архитектурная связь окон от одного этажа к другому и увеличивающаяся арка их оконных проемов создают восходящую пружину для горизонталей, образованных рядами окон. Первоначально на площадь можно было попасть по одной улице, и она сохраняла аристократическую тишину, за исключением случаев, когда здесь проводилась ежегодная ярмарка. Затем Наполеон открыл улицу Рю-де-ла-Пэ, и в 19 веке Вандомская площадь была заполнена движением. Только после открытия в 1875 г. Дворца Гарнье на другой стороне улицы Рю де Пэ, центр модной жизни Парижа начал перемещаться к области Rue de la Paix и площади Вандом.

Отели, здания, магазины

Дом N°1 : Hôtel Batailhe de Francès
N°3 : Hôtel de Coëtlogon
N°5 : Hôtel d’Orsigny
N°7 : … Lebas de Montargis
N°9 : … de Villemaré
N°11 : … de Simiane
N°13 : de Bourvallais
N°15 : de Gramont
N°17 : de Crozat
N°19 : d’Évreux
N°21 : de Fontpertuis
N°23 : de Boullongne
N°2 : Marquet de Bourgade
N°4 : Heuzé de Vologer
N°6 : Thibert des Martrais
N°8 : Delpech de Chaunot
N°10 : de Latour-Maubourg
N°12 : Baudard de Saint-James
N°14 : de La Fare
N°16 : Moufle
N°18 : Duché des Tournelles
N°20 : de Parabère
N°22 : de Ségur
N°24 : de Boffrand
N°26 : de Noce
N°28 : Gaillard de la Bouëxière

Как добраться самостоятельно.
Ближайщие станции метро: Opéra, Pyramides, Madeleine и Tuileries.

Экскурсии с гидом и самостоятельно.
Обычно первичное знакомство с Вандемской площадью, ее колонной и историей ее знаменитых отелей начинают с экскурсии с профессиональным русскоязычным гидом, а позже посещают ее самостоятельно во время пешеходной самостоятельной прогулки в районе Опера и Бульваров.

Описание фотогалереи и комментарии:

Фото 1: вид на Вандомскую площадь в начале XX века (коллекция клуба)
Вверху колонны видна статуя, а на заднем плане старые здания площади, существующие и поныне. После обзорной экскурсии можно сравнить старые виды и современные, интересно найти некоторые отличия.
Обратите внимание на «такси» вокруг колонны. Автомобили в конце XIX — начале XX века только начинают появляться, а в качестве такси пока еще используются, доживают свой век извозчики. Конные извозчики использовались также для проведения экскурсий по Парижу, кстати, почти по тем же маршрутам, которые мы предлагаем. Франция, здесь столетиями ничего не меняется, особенно в плане традиций.

Фото 2. Бронзовая облицовка колонны включает восходщие к статуе императора Наполеона Бонапарта спирали с барельефами, изображающими войну и прочие важные события компании 1805 года (выполнены учеником Давида Бержере).

Интересные факты. Эта толстая колонна сильно впечатлила советского поэта Маяковского так, что он начал писать про всякие женитьбы вандомской колонны на площади Согласия…

Вандомская площадь, немного еще истории
Свое название она носит по имени жившего здесь герцога Вандомского. Задумана была в XVII веке по итальянской моде для размещения конной статуи одного из монархов дома Бурбонов. Первоначальные планы были более, чем грандиозные, но для пополнения королевской казны пожилой Людовик XIV продал Вандомскую площадь городу Парижу. Модный в те времена архитектор Жюль Ардуэн-Мансар был вынужден уменьшить смету и сделать проект более скромным. Площадь из квадратной превратилась в восьмиугольную, чтобы на срезанных углах построить дома для богатых буржуа. Сама «Площадь Завоеваний», строительство которой было начато в 1687 году, окончательно сформировалась лишь в 1720 годау под руководством архитектора Ж.А.Мансару вокруг центральной конной фигуры Людовика XIV. Памятник, естественно простоял лишь до революции, а вместо него народ воткнул здесь пику. Наполеон распорядился установить на этом месте отлитую из бронзы трофейных австрийских и русских (!) пушек (захваченных при Аустерлице) колонну со статуей себя любимого на вершине. Спустя два года его фигуру заменили на Генриха IV, а в 1863 году снова установили Наполеона. Парижские коммунары во главе с членом ЦК «искусствовед»- художник Курбе, естественно, колонну свалили. После падения коммуны свалил за границу в Швейцарию и сам Курбе. Суд постановил Курбе возместить испорченное имущество города (колонну), приговорил его к штрафу в 350 000 франков и конфисковал все его картины.
С тех пор площадь примерно сохранила свой вид. На балконных решетках можно увидеть изображения солнца с золотыми лучами — символа короля Людовика XIV. В домах N 11 и 13 по прежнему находится Канцелярия или Министерство юстиции (владелец не менялся с 1717 года). Современное название площади происходит от имени внебрачного сына Генриха IV и его любовницы Габриель д’Эстре — герцога Вандомского, дом которого находился на том месте, где потом разбили площадь.
Обратите внимание, что балконы, точнее их решетки, выполнены художественным образом из кованого железа.

Самые дорогие и известные отели Парижа.
Частью архитектурного ансамбля площади стал отель «Ритц». Самая дорогая и роскошная гостиница чуть ли не всей Франции. Когда отель был открыт более ста лет назад, он стал первым во Франции, где каждый номер имел свой телефон, ванную комнату и электричество. В номерах отеля до сих пор мебель времен Людовика XVI, позолоченные люстры и мраморные камины. Эрнест Хемингуэй утверждал, что самолично помогал спасать отель во время Второй Мировой войны. В этом отеле «Ритц» жила и умерла Коко Шанель.
Русский след. В отели жили Романовы и Юсуповы.

Отель в кинематографе. Писатель Дэн Браун поселил своего главного героя романа «Код да Винчи», американского историка и конспиролога Роберта Лэнгдона в отеле «Ритц». Как мы уже писали выше, на площади расположены знаменитые ювелирные и меховые магазины.

Фото 3: Бывшая площадь Людовика Великого, после революции поменявшая название.
Проехав по улице Риволи от Лувра в сторону площади Согласия и повернув направо, либо по улице Сент Оноре от Мадлен и повернув налево, мы попадаем на большую красивую Place Vendome.
Вандомская площадь. В 1686 году королевский надзиратель строений маркиз де Лувуа представил королю Людовиику XIV проект особой площади со статуей, изображающей его величество на коне. На выбранном для площади месте стоял когда то дворец сына Генриха IX герцога Вандомского, откуда и пошло современное название. По замыслу же короля она должна была называться «площадь Завоеваний».
Строительные работы начались быстро и уверенно, но вскоре были заброшены по причине смерти маркиза де Лувуа. Через десяток лет обустройство площади было продолжено, но уже по новому проекту Мансара, согласно которому она имела восьмиугольную форму. Две ее стороны открылись для двух новых улиц, одна из которых вела к храму аббатства капуцинов, а другая — к улице Сент-Оноре и воротам монастыря фейянов (религиозный орден, отделившийся от бенедиктовцев и существовавший триста лет до самой революции).
Изначально в центре площади (Его) Завоеваний был сам король Людовик XIV в огромном парике, но в революцию его скинула (все как в России с Императором Николаем Вторым). Новый монарх, Наполеон Бонапарт, велел отлить колонну из захваченных им при Аустерлице австрийских и русских пушек, а на ее вершине установить свою собственную фигуру в виде Цезаря. Но русские пушки дошли до Парижа и победили Наполеона. Естественно, после этого его статую сбили с пьедестала, но сам пьедестал с его девятиметровым в глубину фундаментом сбить оказалось трудно.
Во время Реставрации на колонне укрепили королевский белый флаг, а позже громадную королевскую лилию. Площадь стала называться именем Людовика Великого. Потом снова на вершину колонны поставили Наполеона, но почему то в двурогом шлеме. Кто то увидел в рогах намек на легкомысленное поведение Жозефины Богарне и рога обломали, а Бонапарту сделали буржуазную прическу.
В времена Коммуны горячие революционные головы, по слухам подстрекаемые художником Гюставом Курбе, сбили императора с колонны. В отличии от России, во Франции с Коммуной покончили быстро и решительно, а художнику выставили счет за ремонт памятника (который он оплачивал до конца жизни).
Во время революции были разрушены и прилегающие к ней два монастыря и проожены улица Мира и улица Кастильоне. Фасады Мансара сохранились.
Прилегающие участки были скуплены финансовыми воротилами еще в начале XVIII века, такими как Пенотье, Ло и Кроза. Лучшие архитекторы Пьер Буле, Бофран и Буле де Шамблен выстроили здесь для них великолепные дворцы. Некоторые из них сохранились и до настоящего времени.

Знаменитые дома на площади
Дом N 23 . Отель Монбретон. В нем жил богатый банкир, убитый в 1720 году после краха его банка.
N 19 — отель «Эвре» В этом доме когда то жил богатейший господин Антуан Кроз, у которого за старым фасадом Мансара в его дворце находилась крупейшая коллекция живописи. Ему же принадлежал и дом N17
В 70-е годы XVIII века в доме N19 жил герцог Броль. В 1771 году он выставил на продажу коллекцию картин своего покойного тестя Луи-Франсуа Круаза, жившего в доме N 17. В январе 1772 года философ Дени Дидро приобрел из этой коллекции для своей благодетельницы Екатерины II (и конечно за ее деньги) около 400 замечательных полотен известных художников, существенно пополнивших коллекцию петербургского Эрмитажа. Среди известных такие произведения, как Святое семейсиво» Рафаэля, «Даная» Рембранта, автопортрет Ван Дейка. Скупал Дидро и другие коллекции, но не все сохранилось в России. Большевикам нужны были деньги для «раздувания пожара мировой революции» вот они и распродавали многие чуждые пролетариату картины.
N 15 — известный отель «Риц», основанный в 1898 году Сезарем Рицем. Здесь жила Коко Шанель и бывали все знаменитости. У его стойки бара любил опохмеляться Хемингуэй и Скотт Фицджеральд. В интерьере отеля сохранились старинные росписи и даже целый салон с арабесками XVIII века.
N 13 — бывший дворец Люилье. На его фасаде в 1795 году мыл установлен мраморный метр с целью приучить жителей Парижа к новой, метрической системе мер. Этот наглядный «эталон» сохранился до сих пор.
NN 9 и 11 построены архитектором Мансаром и являются также историческими памятниками.
N 26 — принадлежал ювелиру Бушерону (и сейчас в нем имеются ювелирные магазины). В нем жила итальянская красавица Кастиильоне, через которую Кавур склонял Наполеона III к объединению Италии. Похже она с императором поссорилась и через сорок лет старая и всеми забытая здесь же и скончалась.
Русский след
N 1 — отель «Вандом». В сентябре 1897 и в мае 1989 здесь
жил Антон Павлович Чехов
N 6 — отель «Польз». Весной 1847 года здесь останавливался Герцен. Через двадцать лет после «борца с царским режимом» здесь жила возлюбленная императора Александра II юная Екатерина Долгорукова вместе со своей своячницей итальянской маркизой Вулькано де Черчемаджоне. Избежав пули террориста в Булонском лесу, император прибыл в отель, чтобы успокоить свою Катеньку. Она разрыдалась и чтобы ее утешить, Александр уединился с ней несмотря на итальянскую маркизу.
N 12 — отель «Бодар де Сент-Джеймс». В нем с 1839 по 1849 гг. располагалось русское посольство. Отсюда в 1841 году отозвали графа Палена, которого замещал хорошо принятый французским обществом Николай Кузнецов. После разрыва дипломатических отношений между Россией и Францией в 1848 году Кисилев продолжал здесь жить и работать как «частное лицо». После того, как российское посольство все же освободило жилплощадь, в нее въехал Фредерик Шопен, который и жжил здесь до самой смерти 17 октября 1849 года.
N 22 — отель «Сегюр», в котором в апреле 1814 года проживал граф Луи де Рошешуар, назначенный русским генералом Сакеном комендантом Парижа. Граф Рошешуар являлся эмигрантом, проживал в России и вошел в Париж с войсками Александра I. Понятно, что к нему часто заходили русские офицеры по «разным делам». С 1815 здесь жил русский дипломат и супер-разведчик граф Чернышев. Прославился в определенных кругах тем, что до войны 1812 года в самом логове Наполеона добыл много важных сведений и документов. С его помощью французскому же шпиону поставили такую «правильную» топографическую карту России, что Наполеон постоянно плутал по российским дорогам, а шпиона за это даже казнил. Такая «спецоперация» также внесла большую лепту в дело Великой Победы над супостатом. Еще до войны 1812 года он создал разветвленную сеть информаторов, которой пользовался и в 1815 году для докладов Императору Александру I.