Русские в Ливане. Бейрут и Париж

Архивы русской эмиграции в Париже.

Русские кадеты в Бейруте.
После Второй Мировой войны в Бейруте была небольшая русская колония и даже имелась Православная Церковь. Ее настоятелем был игумен Спиридон (Ефимов), участник гражданской войны и бывший кадет Сибирского корпуса, прибывший в 1956 году из лагеря беженцев Сан-Сабба Аннекс (Триест)*.
В 1957 году отец Спиридон уладил все дрязги и раздоры среди расколовшейся русской общины. К этому времени он уже наладил связь с Обще-Кадетским Объединением в Париже и его председателем А.А. Герингом. Из Парижа стали поступать журналы «Военная Быль» и кадетское издание «Вестник». К 1957 году образовалась группа бывших кадет во главе с переехавшим из Иордании полковником Алеевым Г.А.*, насчитывающая 12 членов, включая настоятеля церкви о. Спиридона и вдову кадета, выпускницу Смольного института. Про деятельность кадетского объединения в Бейруте можно судить по имеющейся в Париже переписке, интересные выдержки из которой мы прилагаем.
26 января 1957 года. Алеев А.Г. получил из Парижа «Вестник» (N41) и журнал «Военная Быль» (N22). Посылает в редакцию статью про Добровольческую армию.
10 марта 1957 г. в своем письме А. Геринг именует Алеева А.Г. «Председателем Обще-кадетского Объединения в Бейруте».
20 марта 1957. На предложение Рунге Г.Г. вступить в НТС А. Геринг ответил отказом в связи с большой загруженностью: «Родной мой, да мне и так дышать некогда. Дай Бог справиться со всем, что на меня навалено. Мне очень жаль, что не удалось больше с вами повидаться в Париже».
25 марта 1957 г. А. Геринг, председатель ОКО, получил от Алеева А.Г. письмо от 31 января с заметками в «Военную Быль» про эпизод с Гурьевым** и вложенный чек на 1 английский фунт (1000 французских франков по курсу). Отдельно получен чек на 5618 франков (The Chase Manhattan Bank, 41 rue Cambon). Деньги пошли:
Членский взнос (1 фунт) – 1000 франков
2 журнала «Военная Быль» на 1957 — 2100 фр.
2 «Вестника» на 1957 – 1400 фр.
Лампада – 1000 фр. (поминовение скончавшегося в 1947 году кадета Цивинского М.Я.***)
Кадетская помощь на неимущих – 618 фр.
Остаток в фонд издателя – 500 фр.
Письмо на Елеон дочери В.К. Константина Константиновича: «Ее Высокопреподобию игумене Тамаре. Ваше Высокопреподобие Глубокопочтимая мать Тамара, кадетская группа в Бейруте имеет честь и удовольствие сообщить Вам о своем сформировании. Нам очень приятно осознавать, что вблизи нас, на святых местах, в высоком служении Господу и Русской Церкви пребывает дочь нашего незабвенного генерал – инспектора Великого князя Константина Константиновича. В отношении вверенной Вам честной обители и Вашего Святого дела Вы всегда можете рассчитывать на нашу помощь и поддержку. Просим Ваших святых молитв: Кадет Сибирского кадетского корпуса, Настоятель Русской Православной Общины в Бейруте игумен Спиридон (Ефимов). Председатель группы Гвардии полковник, кадет Императора Александра II кадетского корпуса Г.А. Алеев….25 марта по старому стилю 1957 г. Бейрут, Ливан.» (копия письма для Парижа)
24 апреля Г. Алеев в Париж: «..К сожалению, не очень аккуратно члены группы посещают наши беседы, думаю, что это из-за больших расстояний (конечно, по нашему масштабу). Наш настоятель весьма энергично взялся за объединение русских: беседы и уроки с детьми, литературные вечера (хочет развить до подобия «Измайловских досугов»), чтение своих и классических проз и поэзии, а также и различных воспоминаний. Заутреня и литургия была отслужена в большом храме и довольно многолюдно – кроме русских, посещающих 2 раза в год церковь были и местные жители и иностранцы. Увы, колония лишена своего Храма, а поэтому службы должны согласоваться с арабскими службами и мы получаем Храм или до их службы или после. С большим удовольствием местная публика разбирает «Быль» и Вестник и записывается на очередь. Примите наши приветствия и пожелания не останавливаться в необходимом объединении и печатным словом привлекать сердца людей, страдающих за свою Матушку- Русь!»
1 мая 1957 г. А. Геринг из Парижа – Г. Алееву. «..членские карточки могут иметь только члены Объединения. На сей предмет, посылаю Вам несколько бланков для заполнения их желающими. Как только они вернутся ко мне заполненные и подписанные, я их внесу в Правление, которое официально их примет в Объединение и немедленно будут высланы членское билеты. С этого дня все они, подобно Вам и Отцу Спиридону, будут числиться равноправными членами Обще-Кадетского Объединения. Карточку Отца Спиридона прилагаю при этом письме. Странно, что он не получил ее в Триесте.**** Вероятно, потерял. Это значение не имеет. Серафима Владимировна Цивинская, как и все наши кадетские дамы, будет зачислена в Объединение, как член сотрудник».
28 мая 1957. Посылка 6 «заявлений» с просьбой выслать 6 членских карточек ОКО
3 июня 1957. Кадетским объединением было решено посвятить этот вечер памяти Великого Князя Константина Константиновича, с благословения о. Спиридона, у него в помещении и с приглашенными женами кадет была отслужена панихида по Августейшему Начальнику, а также на днях погибшей имениннице Великой княгине Елене Владимировне и погибшем князе Константине Константиновиче. Импровизированный «хор» с трудом справился с этой задачей, а затем предложена традиционная кутия и скромная трапеза – быстро, по кадетски, все принесенное было расставлено на стол. Во время трапезы, по предложению о. Спиридона- член- сотрудник прочла из книги Н.Н. Сергиевского биографию Великого Князя и его стихотворение: «умер, бедняга, в больнице военной..», а затем жена кадета прочла свои стихотворения- одно посвященное Августейшему поэту, другое – памяти русских юношей, павших у стен Кремля в 1917 году. В связи с услышанными словами у старых кадет вспыхивает в сердцах благородное чувство к тем, кто закладывает крепкий фундамент в души молодежи для любви и преданности Престолу, Церкви и Отечеству. Почти все присутствующие – люди труда и конечно должны считаться с временем отдыха – не хотелось заканчивать это объединение и единение, тем более, что у всех есть чем поделиться со своими старыми единомышленниками, однокашниками и не только бывших кадет, но и женских учебных заведений Императорской России. Перед «отбоем» всем присутствующим были автором розданы листки с «Журавлем», а следующая встреча была назначена в День Кадетской Скорби на панихиде по всем Царским кадетам.
3 июня 1957 Париж. Г. Алееву. »Прилагаю шесть членских билетов, для пяти ваших кадет и одной вдовы кадета… Вчерашний день мы, как и ежегодно, ездили на кладбище***, на могилу нашего покойного Почетного Председателя Великого Князя Гавриила. Все было, как и всегда, торжественно, дружно и необыкновенно красиво, при чудной погоде, когда даже знамена не вились, такая была тишина. Прочтете описание в «Вестнике» от 1 июля (письмо Г. Алееву в Бейрут от 3 июня 1957)
23 августа 1957 В ответ на письмо А. Геринга из Ниццы от 10 августа, Г. Алеев пишет: «Вчера у меня должны были собраться кадеты, но, увы, большинство из за жары и из-за позднего окончания своей службы – прибыть не смогли. Пришел о. Спиридон, пришел Г.Г. Рунге и мадам С.Н. Цивинская, но все обещали передать не явившимся о нашей беседе… Вероятно, в этом месяце я закажу нашу печать- каучуковую для выдачи квитанций на взносы; хочу нарисовать наш кадетский орел с сиянием, а кругом «Кадетская группа О.К.О. в Бейруте. Прошу прислать еще один экземпляр Заявления о вступлении в Объединение и прошу разрешения здесь напечатать на машинке несколько копий- на всякий случай. Я только сегодня почувствовал себя значительно лучше – почти две недели сидел на диете, без аппетита и без сил, думаю, что это из за жары, которую не люблю. Как всегда, после кадетских воспоминаний говорили за чаем о политике, но…увы так все стало запутано, что вряд ли скоро разберутся эти «вожди» и «крикуны».
24 сентября 1957 года. «В конце августа послал Вам чек на 2000 франков, если еще не получили- сообщите, наведу справки на почте, кажется, послал заказным, квитанцию найду и подниму скандал. За это время нам не удалось собраться, так как многие переболели гриппом, некоторые не вернулись с гор, куда прячутся от жары. Думаю, в начале октября соберу у себя на чай и к этому дню хотел бы иметь от Вас ответ и в письме «Заявление» для вступающего кадета.»
Ноябрь. День Непримиримости. Выдержка из письма в Париж от 1 декабря 1957: «Спешу Вас известить о получении Были N 25, Вестника N 49 – 6 экземпляров, N50- 6 экземпляров и N51 – 8 экземпляров – немедленно раздал по назначению кадетам объединения. 1 экземпляр Вестника – А.П. Врангель, который не знал о существовании «Вестника», выписывая только «Быль». Мы с ним встретились на собрании «Дня Непримиримости», где он сказал слово на тему о девизе Гвардии – «За Веру и Верность»
20-е числа февраля 1958 г. Послан чек в Париж на 5000 фр. и 15 долларов на икону в Брюсселе. «Наша работа с женой продвигается медленно, с постоянными поправками и дополнениями- как только будет исполнено- вышлю. Сейчас узнал, что мне предстоит слетать в Амман недели на две-три и возможно, что Пасху встречу в Иерусалиме и на Елионе…» (письмо 22 марта 1958)
25 марта 1958. Г. Алеев просит адреса Высоцкого и Куторга в США. «Сегодня я прощался с русскими артистами, которые уезжают в Париж и будут выступать и дают свой адрес Gr. Hotel Passy- 10 rue de Passy Париж XVI. Их мы знаем много лет и все время поражаемся, как они могли вывести из России свое здоровое «русское лицо», несмотря на советское образование.»
20 июня 1958. ((?Амман) Г. Алеев — А. Герингу «..Нас с женой, как участников жизни Русской Духовной Миссии, вызвали в Иерусалим из Бейрута на празднование 100-летия ее основания. 15 июня состоялось это празднование, которое возглавил архиепископ Берлинский Александр и по мнению всех присутствующих было организовано очень хорошо. На днях я закончу подробный отчет о праздниках и пришлю Вам для возможного помещения в «Были», в местных арабских газетах были описания и достаточно правдивые. Если бы не беспорядки в Бейруте мы с женой хотели бы лететь обратно на этой неделе, но зять, который провел там один день говорит, что надо еще подождать, как и когда кончатся эти выступления учеников Никиты (Хрущева) никто, конечно, не знает, но ясно, что работы ни жене, ни мне пока нет. Возможно, что начну работать здесь, тогда задержусь еще или «смотаюсь» за вещами и вернусь. 8 июня скончалась самая деятельная член прихода и член нашего Объединения Серафима Владимировна Цивинская – очень прошу Вас занести ее в помянник (поминальный) и Кадетской Лампады не дожидаясь взноса от группы.. Отец Спиридон не мог прибыть на праздник Миссии из за ее смерти, похорон и панихиды».
30 июня 1958 Г. Алеев, Amman H.K. of Jordan P.O.B. 456
7 июля 1958 г. Г. Алеев из Аммана в Париж А. Герингу. «Теперь мы с женой принуждены застрять здесь до конца междоусобий на Ливане; так как мы приехали сюда лишь на две недели, то конечно, не взяли с собой вещей и теперь буем искать способа постепенно их перевезти сюда и ликвидировать квартиру. В связи с этим я уже написал о. Спиридону, чтобы он не ждал бы меня теперь, а дела группы вел бы сам – сообщил ему о праздновании юбилея Миссии и о моей просьбе к Вам внести имя рабы Божьей Серафимы в помянник у Кадетской лампады. Жена, Екатерина Б. ко дню юбилея написала стихотворение и его послала Митрополиту Анастасию, вероятно, его поместили в юбилейном Сборнике. К сожалению, из-за возникших беспорядков, буду принужден переехать обратно в Амман; сегодня прочел, что г. Н. отказался от своих заявлений и вероятно, под давлением красных решил не помочь восстановить порядок, а уверил мир, что ни Сирия, ни Египет, в этом деле никакого участия не принимают… какая неслыханная ложь! ..все, живущие там отлично знают это, но молчат!!! Только что говорил с персидским консулом ..он удивляется, как повстанцы могут получать оружие вплоть до тяжелых орудий и когда я ему напомнил скандал с бельгийским консулом – он замолк, м. б. думал, что я этого не знаю. Не знаю читали ли Вы, как этот консул 60 раз ездил между Дамас и Бейрут и был пойман только на 61-й раз… «
7 августа 1958 А. Герингу «Месяц назад послал Вам письмо о положении в Бейруте, о Юбилее Духовной Миссии, но еще не знаю, дошло ли это письмо до Вас, т.к. ввиду ненормального времени почта действует не регулярно и вероятно много писем пропадает. Как видите, я все еще здесь и пока смог наладить почтовую связь, собираюсь поехать в Бейрут за вещами; возможно, что придется ликвидировать квартиру. После кровавых событий в Ираке мы были оторваны от мира, не стало керосина и бензина, боялись, что станет электричество и водопровод, никаких сведений, кроме радио, причем сообщения были более чем вымышленные, почта стала и конечно, цены поднялись на 50 и 100%. 20-ого июля получил N30 и N58 Вестник- то другое повезу сам в Бейрут для продажи. Вкладываю в это письмо 1000 франков ввиду того, что отправка денег из Аммана сопряжена с большими затруднениями, лишь зарегистрированным коммерсантам. Прошу эти деньги употребить от нашего Бейрут. Объединения по Вашему усмотрению.
Читаю подробное письмо от б. кадета-пажа из Б. о положении там и желании некоторых семей перебраться в США; думаю, мы лишимся двух или трех членов Объединения. Конечно, никто не знает, чем кончится эта «каша» на Ближнем Востоке, заваренная Никитой (Хрущевым) с помощью секретаря ИПО г-на Хамарш, но только не объединением арабов против настоящего врага – Израиля. Принесет ли какое-нибудь успокоение новая «говорильня» тоже неизвестно, но единственно, что мы пока избежали горячей войны с ее атомными бомбами. Как только будет известно мое дальнейшее местопребывание – Вам сообщу…»
18 января 1959. Г. Алеев из Аммана в Париж А. Герингу. «..ввиду моего решения остаться в Аммане и следовательно отказаться от возглавления кадет в Бейруте… Вчера от одной из знакомых из Бейрута узнал, что отец Спиридон в Иерусалиме и возвращается завтра, так что я вряд ли увижу его на Иордани, куда собираемся с женой на службу у вод святой реки. Имел письмо от Г.Г. Рунге, но очень не деловое – видимо он заразился тоже «тягой» в США; пишет, что сначала надо отправляет жену..почему, не знаю. Думаю, что о. Спиридон все же уедет в Каир (Египет), т.к. через 2-3 месяца уедут еще 11 человек на средства Толстовского фонда в США и церковь будут посещать лишь единицы. Пока о. Спиридон, а затем не знаю, кого выберут из оставшихся.. Со смертью Серафимы Владимировны Цивинской у о. Спиридона нет «толкача», нет переводчика и нет секретаря…чтобы получить от него ответ на письмо надо ждать не менее месяца. Рунге «занят» как он пишет, по горло, работает «за всех» и критикует все и вся, он любит коммерцию и всегда что-то продает – книги, журналы, календари и прочее..Из Бейрута было возможно посылать деньги и почтой и через банк, здесь серьезные ограничения, надо доставать разрешение указанием причины пересылки. Жизнь в Ливане как будто налаживается: открыты школы, синема и кабаре, но за последнюю неделю 16 автомобилей было украдено, стрельба бесцельная не прекращается, партии ссорятся и не сдают своих позиций, пропаганда советская и египетская увеличивается. Правительство разрешило выпуск (советской) коммунистической газеты, не иначе, как получив «бакшиш» или какой-нибудь красный орден. У нас, слава Богу, жизнь налаживается, порядок и спокойствие, ибо король, не смотря на свою молодость проводит разумные законы: на Рождественские праздники получили отпуск в 2 дня и католики и православные. Вероятно у вас, под водительством де Голля, начнется оздоровление во всех отраслях: и французы вспомнят свое хорошее старое время. Думаю, что шум, поднятый Никитой по поводу Берлина, кончится ничем, так как все данные говорят за то, что в Кремле не все благополучно- иначе не было бы смысла посылать «армяшку» под удары томатами. Понемногу я уже имею и уроки и заказы и кое-что продаю, но конечно не так как раньше, так как многие иностранцы еще не вернулись после майского путча. »
2 октября 1959 г. А. Геринг Г. Алееву в Аман: «Отец Спиридон написал мне несколько писем, из которых я вижу, что кадетское дело в Бейруте совершенно затихло, от отсутствия кадет… Игуменья Тамара получает от меня «Быль» и «Вестник». Рунге уже в Америке и не пишет ничего… В обязанности Председателя вступил А.Ф. Берладник, а все дела будет вести Шмеман»

При Объединении имелась библиотека, заведующий — Г.Г. Рунге

Православная Церковь.
Своего помещения не было, использовали арабскую до или позже службы.
Местные газеты.
“L’Orient” газета (на французском языке), иногда печатались статьи, в т. ч. «Русская Православная Церковь: sert a l’expansion communiste en Proch-Orient-Paris 14 Jan. 1958.

Краткие итоги:
Группа существовала всего несколько лет, примерно с 1956 по 1960 год. В связи с начавшимися беспорядками многие переехали в другие страны, прежде всего в США благодаря Толстовскому фонду.

Литературное и художественное наследие.
Как следует из писем, полковник Г. Алеев профессионально занимался графическими или художественными работами, обучением и исполнением заказов. Автор нескольких статей о Белом движении для журнала «Военная Быль».
Жена, Алеева, Екатерина Б., писала стихи, которые были опубликованы в различных изданиях. Был подготовлен отдельный сборник.

*В ответ на письмо из Парижа А. Геринга от 18 июля 1956 года и Обращение к кадетам, полковник Алеев излагает свою позицию: «Буду с Вами откровенен, не принимайте на свой счет – всегда считаю это лучший способ высказаться – сказать свое мнение без дипломатических уверток, а откровенно без недоговоренности. Ваши мысли в обращении к кадетам вполне ясны и должны дойти до сознания кадетской души, должны заставить призадуматься над тем будущем, что ожидает наш народ, если не будет ликвидирована кремлевская шайка. Все из нас, вспоминая славное прошлое, чему учили в корпусах наши наставники, чему учили и мы своих подчиненных, должны признать, что только единство создает силу, а Вера дает возможность укрепить эту силу и направить на правильный путь. Почти 40 лет назад большинство из нас сняли погоны и одели пиджаки, но как Вы пишите это не означало, что мы наставили кресты на все наше прошлое- не заглохло в нас то, что нас роднит: наше детство, отрочество, школа, война и борьба, которая еще не закончена, а потому мы обязаны сплотиться и быть готовыми помочь кто чем и как может нашей Родине.».
О церкви: «..Считаю самым большим позором в эмиграции- это разделение церквей: хорошо зная митрополита Анастасия по Константинополю, а затем по Иерусалиму, я вижу, что его попытки объединения встречают такой бешеный отпор со стороны других юрисдикций, что порой не знаешь, кто они: наши наставники в Вере или же только ряженые в черное, которых мне пришлось видеть в Иерусалиме во время приезда патриарха Алексия – его окружение состояло только из чекистов. Кампания, начатая по Зарубежью для выбора Представительства при таких условиях не осуществима и я боюсь, что вместо объединения, на почве выборов, произойдет еще большее деление к нашему позору и к радости кремлевцам.»

** рассказ «Лейб- улан Гурьев»
*** штабс-ротмистр 6-го драгунского Глуховского полка, Псковского кадетского корпуса выпуска 1913
**** Русское кладбище Сент-Женевьев де Буа.

О происходящем после Второй Мировой войны можно судить по заметкам в русскоязычной прессе:
1949 год. Расстрелян «Фюрер» народной партии Сирии Саадех.
Бейрут (Ливан). 9 июля. По приговору военного суда расстрелян вождь фашистской партии Сирии Саадех, мечтавший стать «фюрером» всего Среднего Востока. Когда по распоряжению нового президента Сирии, Заима эта партия была объявлена вне закона, Саадех поднял восстание в горах на границе с Ливаном, надеясь, что к нему и его приверженцам примкнут воинствующее племя Дандаш и горные друзы. Ни те, ни другие не выступили. В бою между повстанцами и двинутыми против них из Ливана войсками и жандармерией, был убит командир жандармов. Саадех руководил операциями, сидя в Дамаске. Сирийская полиция, арестовав его в среду, и по приказу президента выдала Ливану, так как в своих прокламациях Саадех открыто призывал народ к восстанию против ливанского правительства. Члены его партии приветствовали друг друга возгласом «Хайль фюрер». Саадех — сын Ливанского врача, воспитание получил в английской школе в Ливане, был журналистом. К его первым приверженцам принадлежали студенты американского университета в Бейруте, где он преподавал немецкий язык. Среди арестованных 500 участников восстания — ряд студентов американского университета и один профессор.

Справку подготовил М. Блинов на основании архивов в Париже и личных документов. Продолжение следует.