Церковь, кладбище и памятники (Галлиполи)

Русская церковь в Галлиполи, корниловцы

К78 ФА78 Церковь Корнил. п. КР2

Церковь
Глава из книги «Русские в Галлиполи»
Церковная жизнь в Галлиполи протекала по определенному руслу как-то сама собою. Без всяких внешних побудительных причин, наоборот, среди непреодолимых, казалось, препятствия наметилась и форма, и содержание ее. Начало и дальнейшее развитие работы церкви было лишь удовлетворением требований духа прибывших сюда чинов Армии. Вера спасла русский народ от всеобщего падения. Церковь, верится, поможет ему побороть все испытания, так как верность ей он сумел сохранить и сейчас. Это видно из того, в чем и как старается русский человек сохранить свой нравственный образ и выразить протест против насилия. Великую силу веры и любви и мужество исповедания носимой народом правды принесла с собою на берег Галлиполи Русская Армия.
Не думается, чтобы члены ее представляли особых избранников; скорее это горсть, взятая сряду, плоть от плоти и кость от кости народа русского, но являющая собою лицо всего народа, со всеми правами на наследие Руси.
Сохранение прежней организации помогло устройству внешнего порядка жизни: верность укладу, традициям и верованиям народа дали успокоение духу и силы примириться с совершившимся, и начать новую жизнь.
События, приведшие Армию в Галлиполи, столь велики по размерам, так сложны и грозны по содержанию, что одному разуму человеческому разобраться в них невозможно. Требуются соображения высшего порядка, а основы положения к ним можно почерпнуть лишь в религиозном сознании. И оно помогла, очевидно, русскому человеку остаться самим собою даже в Галлиполи: спокойным, уравновешенным, со свойственным только ему одному горьким смехом и обычным юмором, в условиях, каких еще не знала до сих пор история человечества.
Думается, что в этом доминирующее значение имели носимые в душе каждого живые семена Церкви и ее материнское вещее слово. Семена, сохранив жизнь, начали рост ее на новом месте. Вступив на твердую землю, русский человек, прежде всего, стал искать храм Божий. Выброшенный на чужой берег, голодный, раздетый, с истерзанной душой, с невыносимой тоской в сердце за покинутое, в полной неизвестности за следующий день, — русский воин пошел в храм Божий в уверенности, что все остальное, по завету Христа, приложится.
Это было движение души народной.
Прибывшее со своими частями военное духовенство испросило у местного митрополита разрешение совершить русскую службу в Галлиполийском храме по окончании греческой. Храм был переполнен молящимися. Поет лучший в Корпусе хор Корниловского полка. Дети России, лишенные Отчизны, молитвенно изливают свою скорбь Богу — Промыслителю и Защитнику своему, в храме «бабки», родной по вере, — старой Греции.
Содержание богослужения, славянский язык, привычные формы и обстановка, живое родное слово, без сомнения, создали настроение, сразу поднявшее мятущийся дух. И условия внешнего порядка заняли в жизни законное второстепенное место.
Ласка, оказанная греками, усугубила это впечатление. Митрополит Галлиполийский Константин после греческой Литургии обратился к своей пастве с глубоко прочувственным словом. Описав скорбь народа русского, отметив, что большевизм противен духу христианского учения, он призвал молящихся покрыть своею любовью прибывших русских братьев-единоверцев и оказать им помощь. При этом указал на пятисотлетние страдания греческого народа под игом турок, напомнив о той роли, какую играла Россия в деле освобождения Греции, и ту помощь, какую всегда имели греки от русского народа в дни спокойной жизни государства.
Народ был тронут словом своего архипастыря, и речь его, без сомнения, легла в основание тех взаимоотношений, какие установились впоследствии у греков с русскими. Храм был предоставлен Русской Армии для молитвы, школы- для лазаретов, отведено общежитие для духовенства. Так просто, естественно была проведена новая колея, и началась новая полоса жизни крестоносной Армии.

25 ноября – столетняя годовщина Михайловского Артиллерийского училища. Все бывшие питомцы училища, вспомнив свою родную школу, собрались в храм помолиться по обычаям родной земли. Накануне были отслужены всенощная и панихида по павшим и умершим питомцам этой школы, а на другой день, после Литургии – молебен.
Эта верность установившемуся – своему – порядку жизни, независимо от обстоятельств, положила основу и дала крепость в дальнейших шагах устройства русских в Галлиполи. Начиная постройку «полотняного города» в долине, каждая отдельная часть в районе своего расположения ставила и храм, от скудости своей выделяя для этого палатку или, при полной невозможности, создавая из отдельных полотнищ защиту для одного лишь алтаря.
Труднее было с вопросом внутреннего оборудования храма. Дощечки от ящиков – единственный материал для устройства тела иконостаса, престола, жертвенника, подсвечников, аналоев. Жесть от консервных банок и вежеталина, противогазовые коробки, валявшиеся в углах городских складов, гильзы и колпачки от снарядов – все это было с успехом использовано для устройства необходимых предметов церковного обихода. Главным материалом при устройстве иконостасов послужили одеяла: их набивали на рамы, нашивали на них иконы, писанные на полотне; на них же вырисовывались рамы для икон и заменяющие резьбу украшения. Из одеял шились и облачения.
В деле устройства храмов необыкновенно ярко сказалась вся религиозность русского человека. Каждый с любовью делает, что может. Вот генерал по собственному рисунку вырезает из жести лампаду и напрестольный деревянный крест, а полковник и офицеры неделями убирают на передней линейке Божницу, тщательно по рисунку укладывая пред ней узорчатый ковер из раковин и цветных камней, собранных на берегу.
Кто и не думал никогда, – оказался мастером церковных вещей. Художники пишут иконы, сперва углем и карандашом, так как всякий материал, стоящий хотя бы 2–3 драхмы, был совершенно недоступен. Они же составляют рисунки для сосудов, царских врат, Божниц, пишут в иконостас местные иконы и выносные для праздников.
Мастера всех цехов приложили свои усилия, чтобы создать из этого подручного материала не только необходимый предмет, но и вещь, которая видом и красотой соответствовала бы святости своего назначения. По рисункам устраивались иконостасы, делались сосуды, ковчеги из меди, кропотливо украшенные резьбой и чеканкой, дарохранительницы, кадила. Резные люстры, паникадила и лампады, запрестольные семисвечники, хоругви, большие и малые выносные подсвечники, церковные столики и аналои, одетые по установленной форме, постепенно наполняли храмы и составляли в общем привычную для русского глаза обстановку, являя собой и на чужой земле умиляющий душу родной уголок.
В марте месяце в одном из храмов лагеря появился небольшой колокол – пуда в два. В первые дни приходили издалека послушать. Говорили, что с ним в долине особенно «запахло Русью». В других местах устроили целую звонницу путем подбора рельсов узкоколейки, стали делать колокола из гильз больших снарядов. Все это было примитивно, но и оно создавало иллюзию родного и милого сердцу перезвона, оживляя в душе ни на минуту не забываемые образы родной страны.
Так в лагере устроили семь храмов. В пяти из них были живописные иконостасы, из которых два сделаны в довольно строгом стиле.
Оригинальна по своему внешнему виду была церковь Гвардейской батареи. Восьмигранный алтарь, купол над алтарем, главку и весь иконостас сделали из годовых погонов земляничного дерева с листьями. Когда листья высохли и почернели – постройка сжалась. Получился в новом городке уголок старой Руси XVII века.
Все храмы богато убирались зеленью, а летом – и цветами. Много было выказано любви и усердия в устройстве храмов; не менее – и в оборудовании порядка богослужения в них. Каждая часть, имевшая храм, выделяла отдельную певческую команду, что дало возможность организовать прекрасные мужские хоры, исполнявшие все лучшие произведения русских церковных композиторов, старых и новых, до песнопений из Литургии Чайковского включительно. Нот почти не было: большинство песнопений восстанавливалось регентами по памяти. Заслуги хоров неоценимы.
Они дали возможность поставить богослужение на должную высоту и дать почувствовать максимум красоты, величия и умиления при совершении церковных служб.
Богослужебных книг полностью ни у кого не было. Некоторые книги оказались лишь в одном экземпляре для всего Корпуса. Это не смутило священников. Все необходимое списывалось постепенно в тетради, и богослужение везде совершалось по чину и положенному уставу.
С Армией прибыло священников больше, чем было сформировано частей в Галлиполи. Все, следовательно, не могли получить так называемое штатное место. Оставшиеся заняли места церковнослужителей при прежних своих сослуживцах. Впоследствии, когда развернулись госпитали, открыли свою деятельность военные училища, всем нашлась соответствующая служба, даже приехавшим из Константинополя спустя некоторое время. С назначением священников в части, госпитали и военные училища каждый отдельный уголок жизни Армии получил свое церковное окормление и освящение.
В самом городе Галлиполи отдельные храмы‑палатки имели гимназия имени генерала П.Н. Врангеля и Кавалерийское Военное училище. Одно из военных училищ занимало турецкую мечеть. Там же был устроен и храм, в котором совершалась Литургия. Оба храма были с живописными иконостасами и полностью устроены. При четырех военных училищах и в одном госпитале из одеял сделали заграждения для алтаря, где совершались все богослужения.
Центром религиозной и просветительной деятельности в Галлиполи являлся так называемый «гарнизонный», т. е. греческий храм. Гарнизонный храм был не только средоточием церковной жизни: совершавшиеся в нем церковные службы являлись в то же время наиболее торжественными и полными.
Как‑то установилось само собой, что храм стал более русским, чем греческим. Греки служили по праздникам, в будни же очень редко, и оканчивали к 9 часам. Остальное время храм находился в распоряжении русского духовенства.
Русская служба шла ежедневно. Вечером совершалось всенощное бдение, на котором пять дней в неделю читались акафисты. По средам еженедельно после Литургии служился общий молебен с водоосвящением за спасение Армии, а по субботам – панихида по павшим воинам Руси. Акафисты читались Спасителю, Божией Матери, преподобному Серафиму Саровскому, Святителю Николаю и великомученице Варваре; таким образом, обычный недельный круг богослужений дополнялся особым молением.
Так как в городе были расположены все военно‑учебные заведения, гимназия, госпитали и некоторые из частей, то большинство духовенства приходилось на долю города. Это дало возможность хорошо поставить церковные службы в гарнизонном храме. На акафисты и литию выходили всегда не менее 4–5 священников с корпусным священником во главе. Праздничные службы совершались собором не менее 5–7 священников. По праздникам пел хор какой‑либо части, по назначению корпусного священника, а в будни – хор церковнослужителей. Хор прекрасный, так как входили в него люди с подобранными голосами и с церковным воспитанием. Это отражалось на всем строе служб, которые, без сомнения, являлись великой жертвой Армии Богу, хорошей школой и большим утешением для нее самой.
В большие праздники иногда устраивалось богослужение совместно с греческим духовенством и митрополитом Константином во главе. В таких случаях всегда пел лучший полковой хор, исполняя большинство песнопений по‑гречески. Как бы в ответ на это митрополит произносил важнейшие возгласы на славянском языке. Это создавало замечательную гармонию слияния двух народов, одинаково славящих Господа Сил.
Неустанное проповедничество пастырей оживляло и усиливало полноту церковных служб. На Литургии в воскресные и праздничные дни было обязательным слово на тему Евангелия или но содержанию праздника. Накануне, на всенощном бдении – так же. В субботнем слове, главным образом, раскрывался догмат о Воскресении Христовом как основном положении всего христианства. По пятницам, на вечернем богослужении, велись не опустительно поучения катехизического характера, разбирались ход и строй богослужения в его содержании и символическом значении; Заповеди блаженства и Символ веры. Катехизические поучения вел всегда сам корпусной священник, горячо призывая всех к свету Христову. И в этом отношении гарнизонная церковь имела преимущество пред другими храмами. В то время как в каждой части все делалось собственными силами и средствами, гарнизонная церковь пользовалась силами всего сосредоточенного в городе духовенства, а в некоторых случаях и силами всего Корпуса.
Пока Корпус стоял на месте, все делалось сравнительно легко. По мере отъезда частей, убывало и духовенство, так что оставшимся пришлось принять на себя большой труд, чтобы поддерживать раз установленный порядок. Это особенно относится к проповедничеству, где, естественно, не все могут проявить свои силы в одинаковой мере. Тем не менее строй службы удерживался неизменным до последних дней пребывания в Галлиполи.
Церковь во всем проявляла себя свободно и беспрепятственно. Были устроены крестные ходы – Крещенский и 1 августа, крестный ход с Плащаницей, совершавшийся 15 священниками в сопровождении церковных хоров и военных оркестров. Молебны на площадях перед парадами войск и на разные случаи привлекали всегда громадное стечение народа.
Пасхальная утреня собрала не менее 12 тысяч молящихся и зрителей из местного греческого и турецкого населения. Обстоятельство это предвидели, поэтому для Страстной и Пасхальной недель церковь‑палатка Кавалерийского Военного училища была поставлена на большой площади (футбольное поле) и использована в эти дни как гарнизонный храм.
Временное обособление от греков дало полную свободу хозяевам храма, а русским – возможность поставить службы этих дней так, как привыкли их видеть на Руси: со всеми крестными ходами, с соблюдением времени, положенного уставом Церкви. Главное же – все желающие получили возможность, независимо от количества, принять участие в молитвенных праздничных собраниях. Русская Пасха и на чужбине стала светлым, радостным днем. Красоту праздника и здесь составила ночная Пасхальная заутреня. Как в городе, так и в лагере весь народ собрался в эту ночь к храмам.

Тысячи молящихся. Подъем необыкновенный. Под темным небесным сводом, в тесном кругу родных братьев, в эту Святую Великую ночь, горячо любимую на Святой Руси, ночь любви и братства, всепрощения, под ликующие звуки Пасхальных песнопений так близко чувствовалась Родина! Сердце полно было надежды, и горечь разлуки с милыми, далекими, любимыми растворялась в тихую, хотя и мучительную, но все же сладостную грусть. В эту дивную, единственную, неповторяемую в году ночь мелочи собственной жизни стушевались, сознание изгнанничества как будто умолкло, дышалось легко и свободно.
На праздник Пасхи посетил Армию епископ Вениамин. Простой, ласковый, горячо любящий Армию, владыка заражал всех своею бодростью и верой. В своих речах он так любовно и много говорил о Руси, что весь приезд его и сам он казались приветом с родной земли. И от этого светлый праздник делался еще светлее. Русская Армия приветствовала своего владыку торжественным вручением ему епископского жезла собственного изготовления, выразив всю любовь и почитание.
Преосвященный Вениамин два раза посетил Галлиполи. Им были рукоположены в гарнизонном храме четверо церковнослужителей: двое во иеромонахи и двое во диаконы.
Воспоминания важнейших событий в истории родной земли, память о великих сынах России отмечались соответствующим служением и освещались словом, раскрывающим смысл и значение их. 13 августа, в день Ангела Московского патриарха Тихона, приказом по Корпусу отменили все занятия и работы в частях. Во всех храмах совершались торжественные богослужения; так была освещена, с точки зрения церковных традиций, важность акта избрания Патриарха в переживаемый момент истории Русского государства.
Трогательное внимание проявила Армия к могилам соратников, сложивших кости свои на чужой земле.
Вне богослужебная деятельность духовенства проявлялась везде, где к тому призывали требования жизни Армии. В первые же дни приезда Армии в Галлиполи в армянском храме организованы были вечерние чтения и лекции на темы чисто богословские и общего характера, с участием церковных хоров. Вначале выступало лишь духовенство, внеся свою посильную лепту в дело облегчения общей страды. Затем постепенно в этом стали принимать участие и светские лица. Лекции прекратились, когда Армия, немного оглядевшись и устроившись, стала организовывать различные кружки, выделив из среды своей культурные силы, которые и начали более планомерную просветительную работу. Духовенством же читались по мере надобности отдельные лекции, проводились беседы.
В ведении каждого священника была библиотечка, если только можно так назвать случайный подбор книжек, иногда в 40–50 экземпляров. Размер такой библиотечки вынуждал организовывать групповые чтения, что особенно практиковалось в лагерях. При некоторых полках были открыты повторительные школы для солдат, где священник принимал участие не только как законоучитель, но и как преподаватель истории, географии и других предметов. Работа полковых и госпитальных священников определялась требованиями обычных норм жизни: исполнение треб, законо-учительство в учебных командах, по палатам и палаткам. Досуг и избыток сил отдавались коллективной деятельности духовенства, поэтому церковная жизнь этих частей наладилась довольно быстро.
Более сложным вопросом оказалось дело обслуживания военно‑учебных заведений. Не всякий рядовой священник мог принять туда назначение. При полном почти отсутствии учебников, пособий и руководств, с одной лишь Библией в руках, – вот так попервоначалу законоучители проводили свои уроки и сами готовились к ним. Но постепенно и здесь все налаживалось. Училища получили возможность удовлетворения религиозных нужд и запросов в меру своих исканий и средств к их достижению. Хотя была выработана особая программа по Закону Божию, но провести ее полностью вследствие многих причин почти не удалось. В большинстве случаев уроки носили характер пастырских бесед, применительно к обычной программе военных училищ и принимая во внимание состав юнкеров, общий уровень их развития, а главное – пережитое всеми за последнее время.
В общей проповеднической работе духовенства в Галлиполи, минуя вопросы чисто церковного характера, необходимо отметить приблизительно следующие направления:
– вера в Премудрость и Благость Творца, посылающего нам всевозможные испытания для нашего же блага, и необходимость доверия к Нему;
– общенародные бедствия, подобные переживаемым нами сейчас, являются неизбежным результатом нарушения людьми законов жизни и отступления от высшей правды, лежащей в основе сохранения и дальнейшего развития жизни человечества; эта правда – Правда Христова: любовь и братское взаимное служение в отношениях личных, общественных и общечеловеческих, что чудесно раскрывается во всех ветхозаветных пророчествах; сейчас человечество стало на ложный путь, угасив в себе дух веры, ослабив чувство любви и поспешив отменить некоторые нормы жизни, без которых нельзя обойтись на известной ступени общего нравственного развития;
– материализм, при самых совершенных социальных нормах, должен привести человечество к уничтожению жизни, – такова природа человека и законы жизни;
– испытания кончатся, когда человечество, пересмотрев свои духовные ценности, станет на новый путь одухотворения жизни и насыщения содержания ее истинной Христовой любовью; тогда социальные нормы выработаются легко и для всех безболезненно.
Церковь призывала Армию, не увлекаясь огульно чужеземным, остаться верной духу и заветам великих святителей и преподобных, которые своим деланием отмечали самые важные этапы исторической жизни Русского государства.
Оставаясь в своем учении аполитичной, Церковь не могла обходить молчанием все, что доходило до Галлиполи от жизни остального мира, стараясь освятить, дать нравственную оценку и тем помочь Армии разобраться в совершающемся, принять и пережить посланное испытание.
Пережитые ужасы и скорбь, горечь изгнанничества не прошли бесследно для Армии. Не только в отдельных случаях, часто очень ярких, но и в общем ее составе произошло громадное духовное перерождение: осознанная любовь к государству и Церкви родной, смягченная и растворенная взаимным доверием чинов Армии, заметно повысили общий уровень нравственности. Думается, что вера спасла душу человека от отчаяния, а Церковь всем строем своего служения много облегчила Русской Армии доблестное несение безмерно тяжелого галлиполийского креста.
Не лишним будет в заключение сказать несколько слов о взаимоотношениях, какие установились у русского духовенства с духовенством местным, греческим и армянским, и отношении их к Армии Русской вообще. Добрые отношения греческого духовенства, определившиеся с первого дня прибытия Армии, оставались неизменными до конца. Корпусной священник со своей канцелярией до самого отъезда своего имел пребывание в доме митрополита, без сомнения, стесняя его во многом. В дни собраний духовенства Корпуса им всегда отдавался зал. Митрополит проявлял живой интерес к религиозному быту Армии: посещал храмы городские и лагерные, совершал Крещенское водоосвящение в лагере, присутствовал при освящении памятника на городском кладбище, постоянно справлялся о настроениях Армии и религиозных нуждах, всегда готовый прийти на помощь чем возможно.
8 сентября русское, греческое и армянское духовенство чествовало митрополита. После совместного богослужения, на которое владыка был приведен в храм «со славою», им было сказано замечательное слово. Митрополит Константин с глубоким убеждением сказал, что Царица Небесная не может оставить без помощи такой глубоко верующий и так чтущий Сына Ее русский народ, а это почитание он имеет возможность в течение года наблюдать непосредственно. Поэтому есть несомненная надежда на скорое прекращение страданий и восстановление прежней, еще более великой и славной Святой Руси. Владыка и до этого не раз отмечал горячую любовь русских к своей земле, глубину веры, ревность и чистоту религиозного делания среди Русской Армии.
Такие же добрые отношения поддерживались в течение всего времени и с духовенством армянским. Армянское духовенство, так же как и греческое, отдало школу свою для госпиталя, уступило храм для чтения и бесед. По призыву священника среди армян был организован кружок, оказывавший помощь чинам Русской Армии из армян, которая была особенно ценна в первые страдные дни прибытия Армии в Галлиполи.

Приложения, фото галерея.

Галлиполи, духовенство

А121 Духовенство Корпуса

Официальный текст и номер снимка: А121 Духовенство Корпуса.

Кого пока удалось распознать:
— 2-й ряд, второй слева — отец Николай Бутков (Дроздовская дивизия, свернута в полк в Галлиполи)
— 2-й ряд третий слева (рядом с о. Николаем Бутковым) — благочинный корпуса о. Федор Миляновский
— 2-й ряд пятый слева — священник Корниловского ударного полка о. Леонид Розанов.
— 3-й ряд втрой слева — священник Марковского полка о. Александр Недельский.

Примечание.
* Недалеко от церкви было и импровизированное кладбище, где похоронено несколько чинов полка. На кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа имеется свой участок и «угол» памятника.

Памятник в Галлиполи день открытия

А1 Памятник в день открытия

Русские в Галлиполи. Путеводитель и музей-архив

А1 Памятник в день открытия
Описание фото
Большое русское кладбище в Галлиполи, 16 июля 1921 года.

Кладбища и памятники
Глава книги «Русские в Галлиполи«.
Первые месяцы пребывания в Галлиполи ушли на отыскивание и оборудование жилья. Долгое пребывание целых частей, отдельных семей и лиц под открытом небом на мокрой или мерзлой земле, бесконечные хождения без сапог и обмундирования за продовольствием не прошли бесследно. Примитивные лазареты, возникшие в первые дни, наполнились больными. Начались эпидемии… Неумолимая и равнодушная смерть стала вырывать из обессиленных рядов Корпуса одного за другим недавних героев Таврии, Перекопа и Сиваша… Бесконечно тяжело и горько было изгнанникам, хоронившим своих братьев, провожать их к месту последнего, вечного сна на далекой чужбине и видеть на их могилах наспех сделанные могильные холмики. Первоначально погребение чинов Русской Армии происходило на большом и малом «греческих» кладбищах. На первом было похоронено 18, на втором 9 человек, но затем погребения в указанных местах были прекращены.

Местные власти отвели клочок земли за городом у северо-восточного угла старого турецкого кладбища, и здесь стали вырастать могильные холмики русских изгнанников. Число их уже достигло 13, когда выяснилось, что отведенная земля- частная собственность.

Хозяин запротестовал против дальнейшего расширения кладбища, и только после ряда хлопот наших властей было, наконец, дано постоянное место под «русское» кладбище. При содействии местной армянской колонии армянский патриарх пожертвовал свое старое кладбище; впоследствии к нему был прирезан еще участок земли. Кладбище находится в одной версте к западу от города. По преданиям, на этом же месте погребены русские пленные, перевезенные сюда во время Крымской войны. Прошел март, апрель, и кладбище заполнилось. Каждая из частей Корпуса уже имела здесь дорогой холмик. В числе этих могил находилась и могила того, кто был душою конницы, кого вышел проводить к месту последнего упокоения весь Русский Галлиполи, и даже греки и турки, пораженные грандиозностью и торжественностью траурного кортежа, — могила Генерального штаба генерал-майора А.М. Шифнер- Маркевича. Навещая в госпиталях больных чинов своей дивизии, он заразился возвратным и сыпным тифом. В три дня болезнь подкосила израненного героя. Сначала забота о могилах лежала на войсковых частях. Кресты из кипариса и сосны, зеленые холмики устраивались заботливыми руками товарищей. Но были и безвестные могилы: часто в лазаретах умирали одинокие изгнанники, снятые больными еще с пароходов, и на кладбище появлялись могилы, наскоро вырытые небрежной рукой санитара. Еще с февраля русским командованием были приняты меры по приведению в порядок кладбища и благоустройству его. Как и всегда, в Галлиполи, к этой новой заботе отнеслись серьезно и с любовью. Было организовано наблюдение за порядком рытья могил, записью и хранением списков погребенных: кладбища расчищены и огорожены, на могилах началась установка железных однообразных крестов с таблицами для надписей (изготовленных в мастерских Технического полка). Появилась мысль о памятнике. Все это в той же невероятной галлиполийской обстановке: без средств, без материалов, без инструментов. Камень с городских развалин, кирко-мотыги, железная проволока и собственная энергия — это все, на что можно было рассчитывать, чем можно было располагать. Для выполнения приняли проект архитектора, подпоручика Н.Н. Акатьева: памятник-монумент в стиле римско-сирийских гробниц и мавзолеев. Сейчас же началась разработка планов осуществления постройки, 20 апреля уже появился приказ генерала Кутепова:

Приказ 1-му Армейскому Корпусу N 234 город Галлиполи 20 апреля п1

Русские воины, офицеры и солдаты! Скоро исполняется полгода нашего пребывания в Галлиполи. За это время многие наши братья, не выдержав тяжелых условий эвакуации и жизни на чужбине, нашли здесь свою безвременную кончину. Для достойного увековечивания их памяти воздвигнем памятник на нашем кладбище. Воскресим обычай седой старины, когда каждый из оставшихся в живых воинов приносил в своем шлеме земли на братскую могилу, где вырастал величественный курган. Пусть каждый из нас внесет посильный труд в это дорогое нам святое дело и принесет к месту постройки хоть один камень. И пусть курган, созданный нами у берегов Дарданелл, на долгие годы сохранит перед лицом всего мира память о русских героях.

Чутко отозвался Корпус на слова приказа. Святым долгом считал каждый отнести свой камень на кладбище. Некоторые части несли камни в сопровождении оркестров, с полковым священником во главе. За шесть верст из лагеря, со всех концов города шли люди с последним даром отошедшим в тот мир своим соратникам.

Фото А98. Большое русское кладбище в Галлиполи, построение памятника. Май 1921 года, принос камней. Обратите внимание на православные кресты на заднем плане- русские могилы. Влево дорога ведет в лагеря в долину «Роз и смерти», вправо и вперед в одном километре находится центр города Галлиполи. Сейчас пригорок застроен домами.

«Вот тогда-то, говорил автор и строитель памятника, — при виде этих бесконечных верениц людей, согнувшихся под своей добровольной ношей, седых стариков и малых детей с тихими и серьезными лицами приходивших на кладбище, — тогда мы и получили запас энергии и воодушевления на все время сооружения памятника». Дети гимназии, малыши детского сада — все участвовали в общем деле, с музыкой несли они песок в своих ученических сумках.

9 мая была совершена закладка памятника. При этом генерал Кутепов положил в основание памятника медную в свинцовом конверте доску с надписью: «Памятник сей заложен 9 мая 1921 года при Главнокомандующем, генерале П.Н. Врангеле, командире Корпуса, генерале от инфантерии А.П. Кутепове, по проекту архитектора, подпоручика Н. Акатьева. При закладке присутствовали… и т.д.»
Началась постройка. При неизменном интересе и поддержке командира Корпуса и административных лиц технической части вся непосредственная работа по сооружению была проведена автором проекта памятника. Много лично его труда и его безымянных помощников, офицеров и солдат-техников, трудившихся над памятником, было положено за два с половиной месяца работ. Затруднения, которые пришлось при этом преодолеть, неисчислимы. Например, по приказу о явке специалистов-каменотесов, гранильщиков и проч. — прибыл один рабочий-офицер. Специалистов не было. Пришлось брать рядовых людей и обучать их. Нашлись добровольцы, и постоянный состав рабочих в конце концов определился группой в 30-35 человек.

Работали они безвозмездно. Цемент, наполовину купленный, наполовину сэкономленный из французских отпусков на лагерное оборудование, оказался плохим. Не было инструментов, получить их было тоже неоткуда. Пришлось делать самим из подручного материала — французских кирко-мотыг, случайно найденных кусков стали и проч. С этими и другими слесарно-кузнечными работами справлялись мастерские Технического полка. Сооружение двигалось вперед… Пришел на помощь В.З.С., пожертвовавший часть цемента и отпустивший рабочим дополнительное питание на своем питательном пункте.
В связи с предполагавшимся близким отъездом некоторых частей в Сербию работы были ускорены. 16 июля состоялось открытие и освящение памятника, явившееся большим торжеством в жизни Корпуса.
Выдалось яркое солнечное утро, почти весь Корпус собрался у кладбища. Стройным четырехугольником, со знаменами и оркестрами, окружили его части войск, участвовавшие в параде. (см. фотоальбом «открытие памятника») В ограде- духовенство, почетные гости: местные французские и греческие власти, представители населения, дамы и дети. Во время богослужения протоиерей отец Феодор Миляновский взволнованно, со слезами на глазах, произнес прочувственную речь. Характеризуя значительность момента, он говорил: «Путник, кто бы ты ни был , свой или чужой, единоверец или иноверец, — благоговейно остановись на этом месте — оно свято, ибо здесь лежат русские воины, любившие свою Родину, до конца стоявшие за честь ее…», — и далее, обращаясь к присутствующим: «…Вы, крепкие, вы, сильные, вы, мудрые, вы сделайте так, чтобы этот клочок земли стал русским, чтобы здесь со временем красовалась бы надпись: «Земля Государства Российского», чтобы здесь всегда реял русский флаг»

Перед окроплением святой водой был снят покров с памятника, трубачи заиграли «Коль славен», и тяжелая громада, вместившая в себе все двадцать тысяч принесенных камней, поднялась над кладбищем, сверкая белизной мраморного фронтона с надписью на русском, французском, турецком и греческих языках:
«Упокой, Господи, души усопших. 1-й Корпус Русской Армии — своим братьям-воинам, за честь Родины нашедшим вечный покой на чужбине в 1920 и 21 гг. и в 1851-55гг., и памяти своих предков-запорожцев, умерших в турецком плену».
После освящения памятника генерал Кутепов передал мэру города следующий акт:
«Господин мэр! Сегодня, 16/3 июля, 1-й Армейский Корпус Русской Армии освящает на братском кладбище монумент, посвященный памяти его воинов, скончавшихся вдали от родины. В предвидении нашего предстоящего отъезда я, от лица войск Корпуса, прошу городское самоуправление города Галлиполи принять этот памятник на свое попечение. Неизменно доброжелательные отношения всего населения города Галлиполи к русским воинам дают нам право быть уверенными, что наш памятник и могилы будут в надежных руках. В ознаменование всего изложенного, мы передаем городскому самоуправлению города Галлиполи в Вашем, господин мэр, лице этот акт за моей подписью и печатью».
В ответной речи греческий мэр обещал свои заботу и попечение о кладбище. Присутствующий в числе почетных гостей французский комендант сказал: «Я горд, что мне удалось сегодня отдать воинскую честь доблестным солдатам дружественной армии». Мусульманский муфтий сказал: «Для магометан всякая гробница священна, но гробница воина, сражавшегося за свое отечество, особо священна, какой бы веры ни был этот воин».
После возложения венков Корпус во главе со своим командиром отдал последние почести умершим братьям. Церемониальным маршем проходили возродившиеся и окрепшие части Корпуса перед памятником тем, кто уже никогда не увидит Родины.
Венков было возложено 56 — простые, из полевых цветов, зеленых лавров и пиний.
«Блажени изгнании правды ради»;
«Тем, кому не нашлось места на родине», — говорили надписи на некоторых из них.

Фото галерея открытия памятника:

?Ф183 Открытие памятника – обход фронта. С правой стороны фото находятся корниловцы со знаменами. В центре- дроздовцы с Николаевскими знаменами и виден также Андреевский флаг.

К184 Это оригинальная надпись на памятнике Галлиполи (Большое русское кладбище). На восстановленном в 2008 году в Гелиболу надпись изменена в дипломатических целях.

К185 Обратите внимание на Корниловские знамена (Николаевские и другие).

Стихи о Галлиполи

На склонах широких Галлиполи,
Где цепь убегает холмов,
Чужою землею засыпали
Последних российских бойцов.

Рука же родная им сделала,
Заснувшим неведомым сном,
Из камня и мрамора белого
Курган, осененный крестом.

Не раз перед ним собиралися
И Богу моленья несли
Все те, что на страже осталися
Знамен и российской земли.

Профессор Даватц.

***

Русское кладбище в Галлиполи, сторож

Вход на кладбище и сторож*

Редкое фото: У входа на кладбище сторож Исмаил оглы Исан, 16 августа 1933 года. Фото- приложение к письму сторожа, где он просит прислать денег для охраны и ухода за кладбищем. Руководство Общества Галлиполийцев и РОВСоюза пыталось организовать сбор пожертвований, но, судя по всему, хроническое отсутствие средств, общий экономический кризис тех лет, а также географическая отдаленность Галлиполи не позволили продолжить финансирование охраны и ухода за кладбищем. В 20-е годы сторожу ежемесячно присылали 15 лир, но к этому времени эта сумма уже была слишком маленькой. На обратной стороне памятника уже появилась трещина в 10 см. Сторож многократно просил денег на бетон для ремонта, но , похоже, безуспешно. После 1933 года дальнейшее развитие событий и судьба сторожа автору неизвестна. Фото-коллекция и архив М.Блинова

В дальнейшем благоустройство кладбища продолжалось. Шла окончательная распланировка его и отделка. На каждой могиле установили железный крест с надписью, провели аллеи, поставили солнечные часы, скамейки у входа и т.д. У входа выстроили домик для сторожа — местного жителя Исхан-Тахчи, турка, высекшего орла и надпись на памятнике. За присмотр и охрану кладбища ему по уговору выдали некоторую сумму и предоставили право обрабатывать не занятую могилами землю кладбища. Турок настойчиво просил командира Корпуса выдать ему грамоту, обеспечивающую бы эти условия на все время за ним и за его детьми.

В октябре месяце учащиеся галлиполийской русской гимназии в присутствии и с участием командира Корпуса сажали на кладбище деревья. Каждые мальчик и девочка посадили свое дерево и потом поливали его и заботились о нем.
Всего погребено на этом кладбище 255 человек. Все время кладбище было местом паломничества русских галлиполийцев и местного населения.
В августе, сентябре и ноябре 1921 года происходили торжественные возложения венков, присланные греческой королевой, Великой Княгиней Еленой Владимировной, Главнокомандующим, В.З.С. и В.С.Г.

Остальные места упокоения русских воинов в Галлиполи также привели в порядок. Все малые кладбища (возникшие до устройства большого) обнесли оградами, на могилах поставили кресты с надписями, и, кроме того, на каждом таком кладбище установили большой крест из рельсов с доской и надписью на ней.
В лагере оба кладбища тоже были оборудованы. В районе Пехотной дивизии кладбище расположено в центре, близ штаба дивизии. Погребли на нем 24 человека. На кладбище водружен памятник по проекту подпоручика Пандуло в виде каменного обелиска.

На кавалерийском кладбище, в районе Кавалерийской дивизии (погребенных 14 человек), установлен крест из рельсов того же типа, что и на малых городских кладбищах.
Кроме погребенных на указанных кладбищах, есть еще в Галлиполи отдельно погребенные: один мусульманин — на магометанском кладбище, а два ударника Корниловского полка, умершие в первые дни после выгрузки и погребенные близ правого фланга расположения полка.
Заботливо и бережно отнесся Корпус к местам вечного упокоения своих боевых товарищей, нашедших смерть на чужбине в годину великой разрухи. Список погребенных помещен в конце книги в приложении X.

Большое русское кладбище, план захоронений

Русское кладбище в Галлиполи, план схема захоронений

План схема кладбища

. План -схема захоронений.
В центре схемы расположен памятник с двумя пушками. В левой части плана обозначен дом сторожа.
Масштаб переведен в метры и план может быть привязан к современной карте местности.
Примечание.
После разрушения памятника в Галлиполи после Второй Мировой войны похожий был восстановлен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа, но с некоторыми отличиями.
Современное состояние.

Путеводитель, описание и виртуальная экскурсия по местам захоронений запорожских казаков, участников Крымской войны и борьбы с большевиками.
Восстановление Памятника в Галлиполи. Запорожским казакам, героям Первой Мировой войны и борцам с большевиками.

Большое русское кладбище Галлиполи

Казаки у памятника

Большое русское кладбище в городе Гелиболу.

Восстановление памятника в Галлиполи

Галлиполи восстановление памятника Русской армии

Восстановление памятника Русской армии в Галлиполи

Редкий кадр, повторяющий события 1921 года. Турецкие рабочие заканчивают строительные работы. Май 2008 года, фото М. Блинова.
Разрушение и восстановление памятника на Сент-Женевьев де Буа под Парижем и в Галлиполи
Начало разрушения Памятника было описано корабельным гардемарином Ф. Рымашевским в 1928 году в журнале «Сигнал». Во время посещения им Галлиполи сторож показал ему огромную трещину от жары в надписи на оборотной стороне Памятника, примерно в 10 см. шириной. На переднем фасаде вокруг надписи также имелись трещины. Цементная дорожка вокруг Памятника тоже вся потрескалась.
Сторож умолял прислать денег на цемент, чтобы все это отремонтировать.
«Много жарко… Август… земля сухой… много яма… на памятник яма… знаешь, цемент нужна, деньги нужна» — говорит он. Сам сторож к этому времени за охрану Памятника получал от русского комитета всего 15 лир, которые к этому времени были явно не достаточны даже для прокормления семьи из четырех голов.
«Я люблю русский. Я русский кунак» — говорил сторож. «Ты напиши письмо генерал Кутепов. Он понимай хорошо Селям от Асхан, гардьен на кладбище. Он знай все…».
Если бы не похищение сотрудниками ИНО ОГПУ и убийство французским полицейским, коммунистом Онэйлом 26 января 1930 года генерала Кутепова, возможно ремонт Памятника осуществлялся бы в необходимых объемах, но….
Мировой финансовый кризис, удаленность Галлиполи от центров русской эмиграции, разразившаяся Вторая Мировая война лишили возможности на долгое время проведения ремонтных работ.
Землетрясение 1949 года окончательно разрушило Памятник. Остатки его частей, камни были убраны местными жителями при ликвидации разрушений, вызванных землетрясением.
В конце 50-х годов Обществом Галлиполийцев во Франции была восстановлена уменьшенная копия разрушенного Памятника на галлиполийском участке русского кладбища Сент-Женевьев-де-Буа.

В самом же Галлиполи могилы русских воинов и беженцев на многие годы оставались забытыми…
Впервые, еще в 90-е годы, о Русском Галлиполи в современной России рассказал общественности и поставил вопрос о восстановлении Памятника морской офицер, журналист В.В. Лобыцын (+). Лично приехав и проведя первые исследования, Владимир написал ряд статей о русских в Галлиполи в журналах и газетах, а также провел ряд встреч и рассказов своим единомышленникам. Одновременно продолжались его исторические исследования, чему немало способствовали потомки эмигрантов из Франции и Бельгии. *
Благодаря усилиям российских дипломатов, в сентябре 2003 года было получено разрешение на строительство от турецких властей «в соответствии с оригинальным проектом», разрушенным землетрясением 1949 года.
В марте 2006 года российский посол П.В. Стегний направил письмо на имя В.И. Якунина, Председателя Попечительского совета Центра Национальной Славы и дело восстановления памятника перешло уже в практическую плоскость. Моральную поддержку проекту оказали почившие Патриарх Алексий II и Первоиерарх Русской Православной Церкви За рубежом митрополит Лавр. Художественную часть проекта подготовил народный художник России Д.А. Белюкин **

Как и в 1921 году, в возведении Памятника принимали участие турецкие рабочие-строители ***
В декабре 2007 года на выделенной под Памятник площадке в Гелиболу появилась строительная техника и пошла работа. В январе 2008 года в основание Памятника была заложена капсула с посланием потомкам.
Торжественное открытие и освящение Памятника произошло с 16 по 18 мая 2008 года. На открытии присутствовал посол Украины в Турции и другие официальные лица.

Галлиполи, восстановление памятника

Турецкий мастер, изготовивший орла и награжденный медалью

Фото: Турецкий мастер, изготовивший российского орла для памятника запорожским казаками и воинам Русской армии генерала Врангеля. (Архивное фото 2008 года, М. Блинов)
История повторяется. Как и в 1921 году, в 2008 году этот турок также был награжден от имени Дроздовского объединения медалью «За усердие».
PS Первоначальная окраска в черный цвет, сделанная по старой фотографии была чуть скорректирована. Во время очередного посещения Галлиполи М. Блинова и Д. Белюкина сердцевина орла была перекрашена в правильный аутентичный цвет. Турецкий мастер, изготовивший российского орла на Памятник. В 1921 году орел на памятник также изготавливал турок, за что получил от командования Русской армии медаль «За усердие». В 2011 году, к 90-летию открытия первоначального Памятника, этот современный турецкий мастер также представлен к медали «За усердие», на основании и в соответствии с формулировкой Командира 1-го Армейского Корпуса генерала Кутепова.

Музей Галлиполийское стояние

Галлиполи Музей Галлиполийское стояние

Музей «Галлиполийское стояние»

Виртуальная экскурсия по Русскому Галлиполи с гидом Михаилом Блиновым.
Архивное фото 2008 года. Рабочая группа заканчивает монтаж музея и помогает журналистам в телерепортаже о Галлиполи. У всех настроение приподнятое, радостное и праздничное. Всем понравился музей и работа его устроителей. На следующий день все гости смогли также по достоинству оценить труд музейных работников.

Военный Музей «Галлиполийское стояние»
Частью мемориального комплекса является музей «Галлиполийское стояние».
В музее представлена фото-галерея, показывающая всю жизнь русских в Галлиполи. Работа по сбору, изучению и атрибуции фотоснимков, начатая М.Ю. Блиновым еще совместно с В.В. Лобыцыным, вылилась в точное и строгое описание времени съемки и сюжетов. (Все фотоснимки и рисунки из коллекции М.Ю. Блинова*, многие представлены впервые)
Украшением Музея является репродукция картины Д. Белюкина «Исход дроздовцев и корниловцев из Крыма». Впервые эта картина была выставлена в залах Центрального Музея Вооруженных Сил на выставке по Белому движению, организованному в 1998 году М.Блиновым, ЦМВС и РФК(**).
Потомки Галлиполийцев преподнесли музею Икону Святителя Николая.

художник Дмитрий Белюкин Исход из Крыма

Фрагмент картины Дмитрия Белюкина про исход Русской Армии из Крыма, Севастополь, ноябрь 1920 года

В планах рабочей группы во главе с М. Блиновым установление нескольких манекенов в форме галлиполийских частей, а также макет русского Галлиполи и русского лагеря в долине реки Биюк-Дере (см. раздел «наши проекты»)
В связи с финансовыми и организационными трудностями, развитие музея «Русское Галлиполи» в помещении возле памятника временно приостановлено и перенесено в комендатуру генерала Штейфона военный Музей Галлиполи). Власти города планируют также создать соответствующую экспозицию в помещениях местного краеведческого музея в Генуэзской башне (легендарная «Губа»).
Кроме самого известного, Большого кладбища 1 Армейского корпуса в Галлиполи, на месте бывшего армянского кладбища, где похоронены согласно легенде Запорожские казаки, имеются также и другие кладбища и захоронения, приведенные ниже.

  • Большое русское кладбище 1 Армейского корпуса

Располагалось рядом с местом современного памятника. Ведутся работы по исследованию возможно сохранившихся могил.

Малое русское русское кладбище в Галлиполи — захоронено 13 человек.
Находилось в районе северо-восточной окраины большого турецкого кладбища, смотри план схему города.

Вид малого русского кладбища в 1921 году. Православный крест также сделан из рельс узкоколейки («декавильки»). Кладбище огорожено каменными столбами. На заднем плане в верхнем левом углу должно располагаться большое русское кладбище и место будущего памятника. Вдали видна дорога Стамбул-Чанаккале. Фото М1, М2 Вид той же местности бывшего русского малого кладбища с расстояния 200 метров. Именно в этом районе находилось и старое армянское кладбище, и по легенде хоронились запорожские казаки скончавшиеся в неволе во время русско-турецких войн. Возможно здесь находятся и останки воинов, скончавшихся после Крымской войны. Обратите внимание, справа уже виден восстановленный памятник. Памятник 1921 года находился правее и ниже, но вся местность от малого русского кладбища до бывшего места памятника вся является мемориальной зоной, где покоятся останки воинов и запорожских казаков и чинов 1 Армейского Корпуса, а возможно и пленных Крымской войны. С точки зрения исторической, даже не смотря на то, что современный памятник находится чуть выше и ближе к городу, место является даже более удачным, так как оно является центром всех захоронений русских воинов этого района, как и было задумано в первоначальном варианте в 1921 году.

Большое греческое кладбище в Галлиполи, русский участок — захоронено 18 человек. Было расположено рядом с турецким. В центре русского участка был установлен Православный крест, сделанный из рельс узкоколейки («декавильки»). На заднем плане видна часть турецкого кладбища.

Холм, где располагался русский участок Большого греческого кладбища. Ныне застроен домами. Турецкое кладбище сейчас заросло деревьями и Дарданеллы со старой точки фотосъемки не видны. К тому же место кладбища застроено домами. Эта точка съемки находится чуть выше русского участка, примерно в центре Большого греческого кладбища, но направление съемки примерно такое же как на старом фото. Склон холма, где находился русский участок Большого греческого кладбища. Учитывая глубину захоронения (около 2 метро) возможно здесь еще сохранились останки русских воинов.

Малое греческое кладбище в Галлиполи, русский участок.
По другим сведениям называлось «греко-армянское кладбище». Располагалось недалеко от французского кладбища, что вполне логично, так как большинство французов также являлось христианами. Захоронения русских производились в первое время. После Второй Мировой война (? точная дата не выяснена) тела были перезахоронены в братскую могилу рядом на французском кладбище (? 5).

По карте схеме расположения русских в Галлиполи на 1921 год указано, что здесь захоронено 9 человек. (По списку числится — 5 чел, возможно это и связано с перезахоронением). Русские могилы находились в этом районе- от застроенных домов до склона. Участок города, где раньше располагались русские могилы на греко-армянском кладбище. Сейчас здесь территория турецкой воинской части, покрытая деревьями. Справа видно французское военное кладбище и воинский мемориал (белого цвета). Согласно информации местных историков русские могилы с греко-армянского кладбища были перезахоронены в братскую могилу на французском кладбище (где сохранилась единственная ! во все Галлиполи русская могила Шарика Федорова). Мемориал солдатам Франции был установлен после Крымской войны, когда стали умирать первые солдаты, находившиеся здесь на лечении в госпитале. Когда в результате Великого Русского исхода 1920 года, по иронии судьбы, также из Крыма, сюда прибыла Русская армия генерала Врангеля, первые скончавшиеся от ран и болезней была похоронены именно здесь. Большое русское кладбище было организовано намного позже, также на территории бывшего армянского. В 1921 году эта местность была «далеко за городом», по дороге во французские казармы (существуют и по сей день и заняты турецкой армией) и бараки Сергиевского артиллерийского училища. Сейчас эта местность является туристической зоной, откуда открываются великолепные панорамные виды на Дарданеллы. Особенно интересно сравнить современные виды и старые увеличенные фото окрестностей.

Французское кладбище
Могила Шурочки Федорова (сохранилась) и братская могила 5 (?) человек из греко-армянского.

Большое турецкое кладбище, известно минимум 1 захоронение магометанина, воина Русской Армии, похороненного здесь в 1921 году со всеми воинскими почестями.

Район турецкого кладбища, где был похоронен воин-мусульманин Русской Армии генерала Врангеля. (Фото М. Блинова 2010 г.) Вид участка с другой стороны. Если не будет найдена могила, в качестве варианта Дворянским собранием мусульман России рассматривается вариант установления рядом мемориальной доски в память о своем единоверцев-выходцев из России.

Лагерное кладбище 1-й пехотной дивизии

Современный вид поля, где располагалось кладбище 1-й пехотной дивизии. Фото М. Блинова, октябрь 2011 года.
Лагерное кладбище 1-й пехотной дивизии (долина Биюк-Дере)
— захоронено 24 человека.
Располагалось в лагерях, недалеко от штаба пехотной дивизии. На кладбище водружен памятник по проекту подпоручика Пандуло в виде каменного обелиска (?открыт 23 сентября 1921 г.) На 2011 г. от памятника остались только остатки камней, участок кладбища многократно перепахан.

Список захоронений на кладбище 1-й пехотной дивизии 1-го Армейского Корпуса

(составлен М. Блиновым, данные уточняются)

1 Л.п. Крис(ш)тофович Кир Николаевич, подпоручик Дроздовского полка, Харьковской губ 1921 июль 17 проверить
2 Л.п. Тукало Михаил Митрофанович, вольноопр. Алексеевского Арт. дивизиона 1921 февр. 24
3 Л.п. Сиротин Сергей Иванович, вольноопред. Дроздовского Арт. дивизиона, Орловской губ. 1921 янв. 29
4 Л.п. Розали(т)он-Сошальский Лев Вл(адимирович), поручик Дроздовского Арт. дивизиона 1921 март 11
5 Л.п. Сундман Георгий Георгиевич, полковник Алексеевского Арт. дивизиона, г. Севастополь 1921 янв. 18
6 Л.п. Геруся Федор Арсентьевич , мл. унтер-офицер Дроздовского полка, Полтавской губ.   1920  дек. 25
7 Л.п. Яковлев Глеб Владимирович, юнкер Дроздовского полка, г. Белополье Харьковской губ. 1920 дек. 16
8 Лаг Аникiенко Василий Федорович, поручик, прикомандированный к Лейб-Гвардии Волынскому полку,  г. Кролевец Черниговской губ., 1921 февр. 20
9 Л.п. Сергеев Константин Иванович, корнет Дроздовского полка, Ферг.б. 1921 июль 31 минус и подчеркнуто
10 Л.п. Росницкий Павел Платонович, ротмистр Алексеевского Конного дивизиона, г.Курск 1921 авг. 29
11 Л.к. Хлебодарев Василий Николаевич, кадет Дроздовского полка, Херсонской губ. 1921 янв.20 проверить
12 Л.п. Чарухин Константин Дмитриевич, ротмистр Дроздовского Конного дивизиона, г. Томск 1921 янв. 7
13 Л.п. Светличный Авксентий Герасимович, поручик Дроздовского полка, Харьковской губ. 1921 июнь 20
14 Л.п. Марченко Тимофей Игнатьевич, поручик Дроздовского полка, г. Лебедин, Харьковской губ. 1920 дек.20
15 Л.п. Смыков Владимир Сергеевич, шт-кап. Алексеевской Инженерной роты, г. Петроград 1920 дек.25
16 Л.п. Сыса Антон Дорофеевич, рядовой Дроздовского полка, Полтавской губ. 1920 дек. 12
17Л.п Капуста Сергей Григорьевич, мл. фейерверкер Дроздовского арт. дивизиона, Таврической губ. 1921  март 8
18Л.п. Драгун Василий Николаевич, шт-капитан Дроздовского полка, м. Порозово Гродненской губ.  1921 май 25
19
20 Л.п. Русинов Николай Матвеевич, ударник Корниловского полка, Тобольской губ. 1921 апр.17
21 Л.п. Попов Владимир Иванович, рядовой Марковского полка, (ст.) Лозовая, Павловка, Екатеринославской губ. 1921 март 7 проверить
22
23 Л.п. Любомудров Николай Николаевич, шт-ротмистр Черноморского конного дивизиона, г. Киев 1921 февр. 4
24 Л.п. Стрен(п)ков Всеволод, младенец капитана Корниловского полка 1921 июнь 13 провер
25 Л.п. Кузьминов Михаил (Николаевич), младенец, (сын шт-капитана Корниловского полка) 1921 июнь 30 провер
26 Л.п. Зимин Александр Евгеньевич, бомбардир Дроздовского Арт. дивизиона 1921 июль 18

Работы по изучению продолжаются

Кладбище кавалерийской дивизии в лагере

Современный вид места, где располагалось кладбище кавалерийской дивизии 1-го Армейского Корпуса в лагерях долины реки Биюк-Дере. Фото М. Блинова, октябрь 2011 года, экспедиция в лагеря
Лагерное кладбище кавалерийской дивизии (долина Биюк-Дере)
— захоронено 14 чел. (по списку 17)

Располагалось в лагерях, в районе кавалерийской дивизии.
На кладбище водружен памятник типового проекта с основанием и православным крестом из рельс «декавильки» (такие же памятники были на некоторых других кладбищах в г. Галлиполи). На 2011 г. от памятника остались только остатки камней, участок кладбища многократно перепахан.

.В 2011 году проводилась очередная экспедиция для поиска русских могил и исследования пребывания русских на местности. Научный руководитель — профессор А .Ибрагимов (Университет г. Чанаккале), руководитель с Российской стороны — военный инженер М. Блинов. Желающим участвовать в летних экспедициях, просьба направлять заявки заранее

 Список захоронений на кладбище кавалерийской дивизии (в лагерях) ,составлен М. Блиновым

1 Л.к. Тиссен Гергардт Петрович, вольноопр. 2-го Кавалерийского полка, Голь(т)штад Таврической губ.
2 Л.к. Рязанцев Филипп (Гаврилович), гусар 2-го Кавалерийского полка 1921 янв. 9
3 Л.к. Карасев Сергей, драгун 2-го Кавалерийского полка 1920 дек. 1
4 Л.к. Скворцов Николай Дмитриевич, штаб-ротмистр 1-го Кавалерийского полка (10-го Гусарского Ингерманландского), г. Петроград 1921 янв. проверить
5 Л.к. Чубаров Аркадий, подпоручик 1-го Кавалерийского полка 1921 янв. 30
6 Л.к. Борщев Дмитрий, мл. фейерверкер. Беженского батальона 1921  янв. 28
7 Л.к. Боровицкий Георгий Митрофанович, поручик Дроздовского полка, Мальково Киевской губ. 1921 янв. 9
8 Л.к. Граф Карл Иванович, подпрапорщик 1-го Кавалерийского полка, Екатеринославской губ. 1921 янв. 9
9 Л Бабьев Стефан Степанович, рядовой 2-го Кавалерийского полка, Харьковской губ. 1921 февр.2
10 Л.к. Смоленский Николай Евгеньевич, корнет 2-го Кавалерийского полка 1921 июнь 4
11 Л.к. Валетарский Николай Иванович, подпоручик Дроздовского полка 1921 февр. 16 проверить
12 Л.к. Иценко Стефан Михайлович, капитан 5-й батареи Конного арт. дивизиона, г. Екатеринослав 1921 февр. 25
13 Л.к. Бойко Каленик Захарьевич, комендантской команды г.Галлиполи 1921 март 16
14 Л.к. Камкин Владимир Иванович, вольноопр. 2-й Кав. конной батареи, г. Харьков 1921 апр. 28
15 Л.к. Монаф Александр Васильевич, вольноопр. 1-го Кавалерийского полка, Ломжинской губ. 1921 февр. 8
16
17
18
19 Л.к. Геймановская Ирина Владимировна, младенец, дочь шт-капитана Геймановского, Алексеевского арт. дивизиона 1921 авг.27
20
21
22 Л.к. Баракшев Тимофей Васильевич, рядовой Марковского полка,  Старое село, Пензенской губ. 1921 янв. 24

PS. Данные уточняются. Авторы будут признательны за любую дополнительную информацию.

Отдельные могилы в районе Корниловского полка
продолжение следует