Замок Azay-le-Rideau, долина Луары

Путеводитель по долине Луары. Интересные места и необычные замки.

Замок Азе-лё-Ридо (на французском языке Azay-le-Rideau) расположен в городе Азе-лё-Ридо во французском департаменте Эндр-и-Луар. Замок, построенный между 1518 и 1527 г., считается одним из выдающихся образцов архитектуры раннего французского Возрождения. Живописный замок, расположенный на острове посреди реки Эндр, стал одним из самых популярных замков долины Луары.

Долина Луары, необычные замки

Azay-le-Rideau на почтовой карточке

Достопримечательности Франции на старых почтовых открытках. Фото Nyt. Карта Almanach Vermot. Предлагалась для продажи в Галереях Barbes, Париж. Коллекция «Союза шоферов такси в Париже». Официальный текст: Замечательный замок Azay-le-Rireau в Touraine.

История. Нынешний Шато Азе-ле-Ридо занимает место бывшего феодального замка. В XII веке местный сеньор Ридель (или Ридо) д’Азе, рыцарь на службе у Филиппа II Августа, построил здесь крепость, чтобы защитить дорогу из Тура в Шинон, где она пересекала реку Эндр. Однако этот оригинальный средневековый замок пал жертвой соперничества между бургундскими и арманьяковыми фракциями во время Столетней войны. В 1418 г. будущий Карл VII проезжал через Азе-ле-Ридо, когда бежал из оккупированного Бургундией Парижа к Арманьяку в верную крепость Бурж (Bourges). Возмущенный оскорблениями бургундских войск, оккупировавших город, дофин приказал своей армии штурмовать замок. Все 350 солдат внутри были казнены, а сам замок сгорел дотла. На протяжении веков эта судьба была запечатлена в названии города Azay-le-Brûlé (буквально Азе Сгоревший), которое использовалось до 18 века.
Бертло и 16 век. Замок оставался в руинах до 1518 г., пока земля не была приобретена Жилем Бертло (Gilles Berthelot), мэром Тура и генеральным казначеем финансов короля. Желая, чтобы резиденция отражала его богатство и статус, Бертло приступил к реконструкции здания таким образом, чтобы объединить его средневековое прошлое с последними архитектурными стилями итальянского Возрождения. Хотя замок предназначался в основном для проживания, оборонительные укрепления оставались важными символами престижа, и поэтому Бертло очень хотел, чтобы они были частью своего нового замка. Он оправдал свою просьбу королю Франциску I преувеличенным описанием многих « общественных воров, бродяг и других бродяг, злодеев, совершающих ссоры, споры, кражи, кражи, бесчинства, вымогательства и множество других зол, которые угрожали неукрепленным городам, таким как как Азе-ле-Ридо. Обязанности Бертло означали, что он часто отсутствовал в замке, поэтому ответственность за надзор за строительными работами ложилась на его жену Филиппу Лесбахи (Philippa Lesbahy). На это потребовалось время, поскольку на влажной земле этого острова в Эндре было трудно заложить прочный фундамент, и замок приходилось возводить на сваях, вбитых в грязь. Даже после того, как был заложен фундамент, строительство продолжалось медленно, так как большая часть камня для замка поступала из карьера Сен-Эньян (Saint-Aignan), который славился своей прочной породой, но также находился на расстоянии около 100 км, то есть что тяжелые блоки должны быть доставлены в Азе-ле-Ридо на лодке. Замок еще не был достроен в 1527 г., когда казнь Жака де Бона (Jacques de Beaune, главного министра, отвечающего за королевские финансы и двоюродного брата Бертло) вынудила Жиля бежать из страны. Возможно, опасаясь разоблачения своих финансовых проступков, он отправился в изгнание сначала в Мец в Лотарингии, а затем в Камбре (Cambrai), где и умер всего два года спустя. Игнорируя мольбы жены Бертело Филиппы, Франциск I конфисковал недостроенный замок и в 1535 г. отдал его Антуану Раффину (Antoine Raffin), одному из своих рыцарей. Раффин провел в замке лишь незначительную реконструкцию, поэтому строительные работы остались незавершенными, и были построены только южное и западное крылья запланированного четырехугольника. Таким образом, замок сохранил характерную, но случайную L-образную форму, которую он сохраняет по сей день.
17–18 вв. В 1583 г. внучка Раффина Антуанетта, бывшая фрейлина Маргариты Валуа, поселилась в замке и с помощью своего мужа Ги де Сен-Желе (Guy de Saint-Gelais) начала модернизировать его декор. Азе-ле-Ридо был унаследован их сыном Артуром и его женой Франсуазой де Сувр (Françoise de Souvre), будущей гувернанткой Людовика XIV, и именно во время их владения новый замок получил свой первый королевский визит: 27 июня 1619 г. По пути из Парижа, чтобы навестить свою мать, Марию Медичи, в Блуа, Людовик XIII прервал свое путешествие, чтобы переночевать в Азе-ле-Ридо. Позже в этом же веке его сын Людовик XIV также будет гостем в той же комнате.
Бьенкур и XIX век. Раффины и их родственники по браку Васе (Vassés) сохранили право собственности на замок до 1787 г., когда он был продан за 300 000 ливров маркизу Шарлю де Бьенкуру (Charles de Biencourt), фельдмаршалу королевской армии. Однако замок находился в плохом состоянии, и с 1820-х г. Бьенкур провел обширные работы по перестройке. В 1824 г. он добавил «Китайскую комнату» (разрушенную в 1860-е г.) на первый этаж южного крыла, а в 1825 или 1826 г. украсил библиотеку резными деревянными панелями, чтобы соответствовать гостиной на противоположной стороне. Его сын, Арманд-Франсуа-Мари (Armand-François-Marie), стражник Людовика XVI, участвовавший в обороне Тюильри 10 августа 1792 г., начал первую масштабную реставрацию замка. Это включало восстановление старых медальонов и королевских знаков различия на лестнице (которая была закрыта во время революции), расширение фасада внутреннего двора и добавление новой башни в восточном углу. Эти разработки разрушили последние остатки старой средневековой крепости и означали, что замок, наконец, приобрел законченный вид. Для этих ремонтов он нанял швейцарского архитектора Пьера-Шарля Дюзильона (Pierre-Charles Dusillon), который также работал над соседним замком Юссе.

Во время франко-прусской войны замку вновь угрожало разрушение. Он служил штабом для прусских войск в этом районе, но когда однажды ночью люстра упала с потолка на стол, где обедал их командующий, принц Фридрих Карл Прусский, он заподозрил покушение и приказал своим солдатам сжечь здание. Только заверения его офицеров в том, что лампа упала случайно, убедили его отменить решение и тем самым спасли замок от повторного возгорания. После отступления прусских войск Азе-ле-Ридо вернулся Бьенкурам. В этот период замок стал хорошо известен коллекцией из более чем 300 исторических портретов, которые владельцы выставили здесь и, что необычно для частной коллекции, могли посещать туристы. В 1899 г. финансовые трудности вынудили молодого вдовца Шарля-Мари-Кристиана де Бьенкур продать замок вместе с его мебелью и 540 гектарами земли бизнесмену Ахиллу Арто (Achille Arteau), бывшему юристу из Тура, который хотел продать его содержимое с целью получения прибыли. В результате замок опустел, а его произведения искусства и мебель разошлись.

Замок в XX веке. В 1905 г. поместье было куплено французским государством за 250 000 франков и внесено в список Исторических памятников.

В первые годы Второй мировой войны, с 1939 по 1940 г., в замке находилось министерство образования, когда оно, как и многие другие французские министерства, покинуло Париж.
Замок Азе-ле-Ридо в настоящее время является одним из многих национальных памятников, находящихся под защитой Национального центра памятников, а также является частью долины Луары, внесенной в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Архитектура и декор. Расположенный на острове в центре Эндра, замок Азе-ле-Ридо, кажется, поднимается прямо из вод реки, которые отражают фасады замка, так что замок кажется парящим в своем собственном образе. Писатель Бальзак, который жил неподалеку и иногда был гостем в замке, глубоко восхищался зданием, описывая его как «ограненный алмаз, установленный в Эндре». Благодаря этой поразительной обстановке Азе-ле-Ридо стал одним из самых известных замков Луары.
Этот относительно небольшой замок разделен на две части, центральное здание и крыло, расположенное под прямым углом к ​​нему, и представляет собой смесь архитектурных стилей. Влияние модного итальянского стиля Возрождения проявляется в его длинных пропорциях и богато украшенных скульптурных украшениях. Наряду с этими итальянскими элементами сохранились остатки средневековой оборонительной архитектуры, такие как следы крытого прохода на внешних стенах или навесные бойницы под крышей, которые больше не были необходимы для защиты, но были включены в дизайн замка из-за их символического престижа. Наконец, другие архитектурные особенности, такие как углы бастиона с их заостренными коническими башенками, вертикально расположенные слуховые окна, разделенные струной, и высокая круто наклонная шиферная крыша, придают Азе-ле-Ридо безошибочно французский вид.
Самая выдающаяся особенность замка — это величественная центральная лестница для почетных гостей. Считается, что ее дизайн был вдохновлен лестницей замка Шато-де-Шатодан (Châteaudun), который он напоминает снаружи, хотя его внутренняя структура сильно отличается. Лестница поднимается прямыми пролетами, а не спиралью, как это было чаще всего в то время, и является старейшей сохранившейся такого типа во Франции.
Лестница состоит из трех этажей, на каждом из которых есть двойные эркеры, образующие антресоль, выходящую во двор. Вход, напоминающий римскую триумфальную арку, украшен инициалами Жиля Бертло и его жены, а на фронтонах, нависающих над каждым оконным проемом, вырезаны саламандры и горностай Франциска I и его жены Клода Французского в честь монарха того времени. Внутри потолок лестницы состоит из медальонов, высеченных из профилей королей и королев Франции от Людовика XI до Генриха IV. Эта впечатляющая лестница с ее колоннами и пилястрами, а также декоративной резьбой из ракушек, медальонов и других символов является ярким примером влияния итальянского стиля Возрождения на дизайн замка.
Интерьер. Богато украшенное внутреннее убранство замка еще раз отражает влияние итальянского Возрождения. Cостоит из нескольких гостиных и величественных апартаментов, большинство из которых оформлено в стиле нео ренессанса, популярном в 19 веке. Во многих из этих залов выставлены фламандские гобелены XVI и XVII веков, в первую очередь «Сцены из Ветхого Завета», сотканные в Оденарде, и «История Психеи», созданная в Брюсселе и размещенная в 2009 г. для выставки, посвященной греческому мифу. В замке также находится значительная коллекция произведений искусства, в том числе «Dame au Bain» (возможно, изображающая Диану де Пуатье) Франсуа Клуэ (François Clouet) и несколько портретов французских монархов, в том числе Франциска I, Генриха III и Екатерины Медичи.
Также следует отметить чердаки, где шарпент (по-французски charpente) или деревянный каркас ручной работы, поддерживающий крышу, был недавно отреставрирован (2010–11 гг.), И его можно увидеть вместе с выставкой, объясняющей сложные методы его строительства.

Парк и сады

Современные сады были спроектированы в 19 веке Бьенкурами, которые создали большой ландшафтный парк в английском стиле. На юге и западе река создает водное зеркало для замка, отражая фасады и создавая привлекательную картину.

Описание экскурсии. При подходе к замку, кажется, что прямоугольное здание с круглыми башнями по углам как будто плывет по реке Эндр. Остров замка почти не виден и кажется, что стены поднимаются прямо из воды.
Туристам доступны 7 залов, в которых сохранилась старинная мебель, гобелены, предметы быта и картины. В голубой спальне обратите внимание на кровать маршала Пьера Филле де ла Бара, погибшего в 1705 году во время осады Ниццы. Покои Франциска I содержат интересный сундук с изображением саламандры. Интерес представляет и кабинет испанской работы. Имеется большая коллекция керамической и металлической старинной посуды.

Интересные факты. В XII веке замок принадлежал рыцарю Риделю д’Азе, за жестокость которого местные жители звали его «исчадие ада».

Время работы для посетителей: июнь — сентябрь 9.30-18.00, июль-август 9.00-19.00, октябрь — март 9.30- 12.30 или 17.30. Экскурсии и аудиогиды.
Что еще интересного посмотреть. Ночное представление «Les imaginaries d’Azay-le-Rideau» с мая по сентябрь 22.00

Официальный сайт www.azay-le-rideau.fr

Как добраться. Самостоятельно сюда добраться довольно тяжело, тем более без знания французского языка. Лучший вариант — включить посещения замка в программу индивидуального тура.