Путеводитель по музею Лувр на русском языке, план здания и схема коллекций, где что находится.
Официальная информация:
Лувр (французское Musée du Louvre) — — один из крупнейших и самый популярный музей мира. Насчитывает порядка 10 млн. посетителей в год, третий в мире по занимаемой площади: 160 106 квадратных метров, на 58 470кв. м. из которых располагаются экспозиции. Музей находится в 1 м округе Парижа, на правом берегу Сены, на улице Риволи. После временного закрытия на период пандемии, количество посетителей уверенно стремится к тому, что было до 2020 года. Правила посещения меняются в зависимости от ситуации (ношение масок, санитарный пропуск, ПЦР тесты и т.д.)
Здание Лувра — старинный королевский дворец (Palais du Louvre). Конная статуя Людовика XIV обозначает точку начала так называемой «исторической оси Парижа», однако дворец не выровнен по ней.
Лувр — это один из старейших музеев с богатой историей коллекционирования художественных и исторических реликвий Франции, начиная со времён династии Капетингов и до наших дней. В Лувре собиралось всё, этот музей можно назвать универсальным. Его коллекции покрывают огромные географические и временные пространства: от западной Европы до Ирана через Грецию, Египет и Ближний Восток; с античности до 1848 года. Европейское искусство новейшего периода времени — с 1848 года и до наших дней — представлено в Музее Орсе и Центре Жоржа Помпиду, а азиатское выставляется в музее Guimet. Искусство Африки, Америки и Океании экспонируется в музее набережной Бранли.
История. Королевский дворец. Изначально Лувр — это старинный замок-крепость. Большая башня Лувра была возведена королём Филиппом-Августом в 1190 году. Одним из главных предназначений замка-крепости было наблюдение низовий Сены, традиционного пути вторжений и набегов эпохи викингов. В 1317 г., после передачи имущества Тамплиеров Мальтийскому ордену, королевская казна была перенесена в Лувр. Карл V сделал из замка королевскую резиденцию. Устаревшая Большая башня Лувра была разрушена по приказу Франциска I в 1528 году, и в 1546 начинается превращение крепости в великолепную королевскую резиденцию. Эти работы были проведены Пьером Леско и продолжались во время правления Генриха II и Карла IX. Два новых крыла были присоединены к зданию. В 1594 г. Генрих IV решает соединить Лувр с дворцом Тюильри, построенным по желанию Екатерины Медичи. Квадратный двор здания создавался архитекторами Лемерсье, а затем Луи Лево, во времена правления Людовика XIII и Людовика XIV, увеличил дворец в четыре раза. Оформлением и украшением дворца руководили тогда такие художники как Пуссен, Романелли и Лебрен. В 1667—1670 гг. архитектором Клодом Перро на восточном фасаде дворца, выходящем на площадь Лувра, была сооружена Колоннада Лувра.
В 1682 г. работы были резко приостановлены, когда Людовик XIV выбирает Версаль в качестве новой королевской резиденции. Начиная с XVIII века возникают идеи превратить здание Лувра в музей. Проект рождается в правление Людовика XV и заканчивается с Французской Революцией.
После революции работы в Лувре продолжил Наполеон I. Его архитекторы Персье и Фонтен начали сооружать северное крыло дворца-музея вдоль улицы Риволи. Оно было достроено в 1852 г. при Наполеоне III.. После пожара и разрушения Тюильри, происшедших при осаде Парижской коммуны в мае 1871 г., Лувр приобрел современный вид. В 1989 г. в центре Наполеоновского дворика была возведена стеклянная пирамида (архитектор Йо Минг Пей).
Музей. Коллекция, экспонаты. Впервые двери музея были открыты для публики 10 августа 1793 г., во время Французской Революции. При Первой империи он именовался «Музеем Наполеона». В начале своего существования Лувр пополнял свои фонды за счет королевских коллекций, собранных в своё время Франциском I (итальянские полотна) и Людовиком XIV. Самое крупное приобретение — 200 полотен банкира Эверара Жабаха (фр. Everhard Jabach). На момент основания музея королевская коллекция насчитывала ровно 2500 полотен. Постепенно в собрание музея были переданы наиболее ценные картины королевской коллекции. Огромное количество скульптур попали из Музея французской скульптуры (musée des Monuments français) и также после многочисленных конфискаций имущества владельцев в период революции. Во времена наполеоновских войн с подачи первого директора музея, барона Денона, луврская коллекция пополнялась военными трофеями. Тогда же в музей попали археологические находки из Египта и Ближнего Востока. На протяжении XIX и XX веков коллекция музея была пополнена в результате множества приобретений и даров, в числе последних — коллекция Эдмунда Ротшильда, доставшаяся музею по завещанию последнего. Экспонаты попадали в Лувр различными путями. Знаменитейшие полотна Лувра — «Джоконда» Леонардо да Винчи и «Прекрасная садовница» Рафаэля — принадлежали ещё Франциску I, который приобрёл личное собрание Леонардо после его смерти в 1519 году. Многие полотна попали в Лувр в качестве трофеев наполеоновской армии, особенно после разграбления Венеции в 1798 году (напр., «Брак в Кане Галилейской» Паоло Веронезе). «Маленький нищий» Мурильо был куплен Людовиком XVI в 1782 г. А «Кружевница» Вермера и «Автопортрет с чертополохом» Дюрера были приобретены музеем в 1870 и 1922 годах соответственно. Наконец, полотно «Христос на Кресте» Эль Греко досталось музею даром, его забрали из здания суда в Prades (Восточные Пиренеи) в 1908 году.
Самые известные скульптуры музея — Венера Милосская, найденная в 1820 году и тогда же приобретённая послом Франции у турецкого правительства, и Ника Самофракийская, найденная по частям в 1863 году на острове Самотраки Шарлем Шампуазо (фр. Charles Champoiseau), археологом и вице-консулом Франции в Адрианополе. Коллекции Лувра хранят шедевры искусства разных цивилизаций, культур и эпох. В музее около 300 000 экспонатов, из которых только 35 000 выставляются в залах. Многие экспонаты содержатся в хранилищах, поскольку не могут быть показаны посетителям более трёх месяцев подряд из соображений сохранности. Экспонаты Лувра разбиты на следующие коллекции:
- Древний Восток
- Древний Египет
- Древние Греция, Этрурия, Рим
- Искусство ислама
- Скульптуры
- Предметы искусства
- Изобразительное искусство
- Графическое искусство
Основные разделы:
— Древний Восток и искусство ислама
— Древний Египет
— древнегреческое, этрусское и древнеримское искусство
— декоративно-прикладное искусство
— европейская живопись (1200-1850 гг.)
— европейская скульптура (1100- 1850) и графика.
Раздел «Древний Восток» основан в 1881 году и содержит одну из самых богатых коллекций в мире, рассказывающую о временах расцвета ассирийского искусства в IX-VII в.в. до н.э., артефактов из древней Палестины, Туниса и Алжира.
Древний Египет занимает целых двадцать залов, в которых размещены огромные статуи и маленькие статуэтки, колонны, украшения и даже фрагменты храмов. Экспозиция выстроена в хронологический ряд.
Древнегреческий, этрусский и древнеримский отделы показывают историю от архаики до Римской Империи. Особую ценность представляют греческие и римские ювелирные изделия.
Декоративно-прикладной раздел представлен сокровищами из базилики Сен-Дени: украшения, старинная мебель, гобелены и ковры, антикварное оружие, табакерки, изделия из стекла, фарфора, бронзы, слоновой кости и дерева.
Коллекция живописи музея является самой лучшей в мире. Представлены все знаменитые школы живописи: фламандская, голландская, немецкая, испанская, итальянская и французская.
Скульптура включает произведения различных периодов от древнеримского до современного искусства.
Графика. Это рисунки и гравюры самого Леонардо да Винчи, Дюрера, Рембрандта и других известных мастеров.
Музей Лувр: Мини-путеводитель
Коллекции расположены в трех крыльях здания: Ришелье (вдоль улицы Риволи), Денона (параллельно Сене) и Сюлли (окружающем квадратный двор). Где что расположено:
— Древний Восток и искусство ислама:
Крыло Ришелье (цокольный и первый этажи) и Крыло Сюлли. Предметы древнего искусства на территории от Босфора до Персидского залива, Междуречье, Персия, страны Леванта.
На фото: Общий вид зала от входа. Крыло Денон (смотри карту — схему). Очень интересная экспозиция, посвященная этой древней религии и ее артефактам.
Если Вы посещаете этот зал с гидом- искусствоведом для первичной обзорной экскурсии по музею Лувр, то осмотр занимает 10-20 минут (в зависимости от пожеланий). Во время вторичного, уже самостоятельного посещения в зависимости от Ваших интересов, чтение стендов с историей и картами- схемами, осмотр самых интересных экспонатов, потребует от 40 минут и более. Экспозиция «Революция в деле керамики», посуда, предметы быта. Появление арабской письменности на предметах быта. Багдад, Иран, Сирия, Египет. Экспозиция «Мусульманское кладбище», могилы знаменитых личностей.
— Древнеегипетское искусство:
Крыло Денона (первый этаж) и Сюлли (1-й и 2-й этажи). Экспозиция демонстрирует предметы искусства древних египтян — папирусы, чучела животных, скульптуры, мумии, картины, талисманы. Всего более 55 000 экспонатов.
Залы «Искусство погребения». Кладбища, могилы, захоронения. Маски фараонов и известных личностей.
Египет христианский. Копты.
— Древнегреческое, этрусское и древнеримское искусство:
Крыло Денона (первый этаж) и Сюлли (1-й и 2-й этажи). Артефакты с территории, где жили древние греки, этруски и римляне. Коллекция включает главные скульптурные достопримечательности Лувра — Венера Милосская (100 год до н.э.), Аполлон и Ника Самофракийская (найденная в виде 300 фрагментов тысячу лет спустя своего создания).
Греция. Скульптуры. Подробнее в разделе ..
Венера Милосская. Возле нее всегда большое скопление туристов.
Восток. Средиземное море. Римская Империя. От Мероэ до Нубия.
— Декоративно-прикладное искусство:
Крыло Ришелье (2-й этаж -апартаменты Наполеона III), Сюлли (2-й этаж) и Денона (2-й этаж). Различные артефакты от трона Императора Наполеона I до гобеленов, коллекция миниатюр, фарфора, ювелирных изделий, мелкая бронза и даже королевские короны.
Галерея Аполлона. Сокровища французской короны. Далее..
Королевские покои и искусство Европы. Подробнее..
Декоративно-прикладное искусство Европы. Подробнее..
Художественно-декоративное искусство. Фигурки из глины, покрытые глазурью. Стеклянные графины, вазы, металлические кубки.
— Скульптура:
Крыло Ришелье (цокольный и 1-й этажи) и Денона (цокольный и 1-й этаж). Коллекция французской скульптуры, экспонаты из Италии, Германии, Голландии и Испании, включая две работы Микеланджело. Смотреть больше…
— Живопись:
Крыло Ришелье (3-й этаж) — французская живопись XIV-XVII веков, голландская, фламандская и немецкая живопись. Сюлли (3-й этаж) — французская живопись XVII-XIX веков. Крыло Денон (2-й этаж) — картины большого формата Франции XIX века, итальянская и испанская живопись.
«Мона Лиза» («Джоконда») Леонардо да Винчи — находится в Крыле Денон, Большая галерея, зал N 6.
Большая галерея и малые залы: смотреть фотоальбомы…
Залы рядом с Большой галереей. Картины маслом великих мастеров, залы по странам. Знаменитая работа Леонардо да Винчи «Мона Лиза» (Джоконда). Работа начата во Флоренции, по одной версии закончена рядом с замком Амбуаз (Долина Луары).
— Графика:
Крыло Ришелье (3-й этаж) — северные школы. Сюлли (3-й этаж) — французская школа. Денона (2-й этаж) — Италия. Главные достопримечательности — рисунки Леонардо да Винчи, Марокканский альбом Делакруа, этюды Рембрандта и другое. Всего коллекция включает 120 000 работ.
— Средневековый Лувр:
Крыло Сюлли (цокольный этаж). История Лувра.
Официальный сайт музея Лувр: www.louvre.fr (на русском языке есть раздел, но относительно небольшой)
Часы работы: Каждый день с 09:00 до 18:00, кроме вторников и 1 января. Залы начинают закрывать в 17:30. По средам и пятницам музей работает до 21:45 (залы начинают закрывать в 21:30). Кроме того, по вечерам не работают некоторые залы, их список можно узнать на кассе и у стойки информации.
Посещение музея: Цена билета на посещение постоянных коллекций — €12.
Стоимость билета на посещение временных выставок в зале Наполеона — €13.
Сдвоенный билет (музей Лувр + все временные выставки, как в Лувре, так и в музее Делакруа) — €16. Заранее купленные билеты дают право прохода без очереди и имеют неограниченный срок действия. Вход бесплатный —
- для посетителей моложе 18 лет
- для французских безработных, зарегистрированных должным образом
- для французских преподавателей, имеющих специальное разрешение, и французских преподавателей истории искусств
- для художников французской национальности, зарегистрированных должным образом в соответствующих административных органах
- для инвалидов и их сопровождающих
- для посетителей 18 — 25 лет, проживающих в одной из стран европейского экономического пространства
- для всех в каждое первое воскресенье месяца и в революционный праздник 14 июля
Экскурсия по Лувру с гидом на русском языке
Вы можете заказать также гида — экскурсовода на русском языке. Стандартная продолжительность обзорной или тематической экскурсии с гидом- искусствоведом — 2 часа, проход без очереди, индивидуально, стоимость на группу 1-5 человек — 190€ + входные билеты 15€/чел., дети до 18 лет бесплатно. Телефон +33659354620 (включен Вайбер и Ватсап). Вы можете также заказать «Русскоязычное такси» от отеля до Музея, от Музея обратно в отель или в ресторан на ужин (русскоговорящий гид и водитель всегда Вам подскажут лучшие или необычные рестораны Парижа). С гидом Вы не будете стоять в очереди 1-2 часа, а сразу попадете в музей.
Как добраться: метро «Palais Royal» или «Musee du Louvre». Вход осуществляется через пирамиду или со станции метро.
История. Ретро-новости
Экскурсия народного университета. В воскресенье, 1 ноября 1931 г. состоится под руководством Е.М. Гирлянд экскурсия на русском языке с гидом для осмотра Лувра. Тема экскурсии – Французская живопись XVIII века (жизнь и творчество Ватто, Буше, Шардена Греза и Фрагонара). Место сбора в 10 часов 15 минут в главном подъезде Лувра. Участие свободно для всех. Стоимость 3 франка.
Официальный адрес — Place du Carrousel
(1) Пирамида. Построена в 1989 году, архитектор Йео Минг Пей. Это и есть такой необычный вход в музей Лувр. Долгое время отношение жителей Парижа к этой работе американского архитектора китайского происхождения было не однозначным и даже отрицательным. Считается, что она никак не сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Пирамида с точно такими же размерами, как и пирамида Хеопса в Египте, служит чисто практическим целям — создавать пространство и свет. Со временем к этому сооружению все привыкли и воспринимают его уже как часть музея Лувр. Сам Лувр возник в конце XII века как крепость Парижа, построенная Филиппом II Августом в 1190 году. Современное здание как раз находится на этом месте. В начале XVI века Франциск I разрушил эту крепость и решил сделать дворец, строительство которого заняло несколько столетий. Король Генрих IV в конце XVI века в одном из залов («Большая галерея») поселил лучших мастеров живописи и скульптурных дел. Были устроены также мастерские по изготовлению художественных ковров, чеканки монет и медалей, а с 1640 года — даже книг. Людовик XIV в XVII веке построил основные здания вокруг этой площади на фото, но сам переехал жить в Версаль. В это время здесь жили даже БОМЖи Коллекции же живописи и скульптуры открылись только в 1793 году.
Входные билеты в Лувр, цена: весь Лувр — 11 Евро, зал Наполеона — 12 Евро. Билеты действительны в течении всего дня, можно входить и выходить несколько раз. Бесплатно — для несовершеннолетних, инвалидов, студентов художественных ВУЗ (требуется соответствующее удостоверение). В первое воскресенье каждого месяца, ночь музеев, 14 июля и третьи выходные сентября.
Купить билеты в Лувр можно и онлайн.
Отзывы об экскурсии в Лувр. Судя по личному опыту даже пол дня недостаточно для посещения музея Лувр. Очень популярны экскурсии с гидом-искусствоведом. Смотри раздел «Экскурсии в Лувр с русскоязычным гидом). Большинство жителей Парижа считают, что Лувр — это их главная достопримечательность.
После окончания эпидемии КОВИД количество посетителей достигло прежних значений. Очереди на вход также стали громадными, как и раньше. В связи с проведением Олимпийских Игр во Франции летом 2024 года ожидается большой наплыв туристов со всеми вытекающими последствиями.
Интересные факты. После выхода фильма «Код да Винчи» руководство Лувра сделало 50-ти минутную аудио-экскурсию по следам персонажей. Ее озвучивает на французском языке актер Жан Рено, сыгравший в фильме капитана полиции Фаша. Во время экскурсии Рено рассказывает, как в Большой галереи произошло убийство куратора и где он оставил свои шифровки. С помощью аудио-гида на русском языке можно узнать, какие сведения Дэна Брауна о Большой галереи соответствуют действительности, а какие — художественный вымысел.
Картина «Мона Лиза»
Расположена в специальном отдельном маленьком зале Salle des Etats, куда пройти можно только из Большой галереи. Построен в центре второго этажа Крыла Денона специально для туристов, чтобы удобнее было рассматривать картину и не мешать друг другу.
«Мона Лиза» была написана пол тысячелетия назад и была любимой работой великого художника и изобретателя. Леонардо да Винчи на много веков опередил время и разработал множество механизмов, включая первые танки. В своей работе «Мона Лиза» он так также использовал знания особенностей человеческого зрения, наложил динамическую составляющую на статическую картину. Если смотреть в глаза Моне Лизе, то подбородок оказывается в периферийной зоне зрения, создающей эффект неуловимой улыбки. Если перевести взгляд на губы, улыбка тут же пропадает. Это и есть секрет и загадочность этой улыбки.
Репродукции этой картины являются хорошими сувенирами на память. Чтобы больше узнать про Великого художника, можно посетить его последнюю резиденцию в Кло-Люсе (Le Clos Luce) и могилу в замке Амбуаз. См. «Замки Луары экскурсия из Парижа с гидом»
Великие писатели о великих шедеврах.
В своем романе «Триумфальная Арка» писатель Эрих Мария Ремарк очень скептически отзывается о некоторых шедеврах Лувра. Венера Милосская глазами Ремарка: «Кроткая пышнотелая Венера чем-то напоминала безмятежную купающуюся домохозяйку. Она была красива и бездумна». Аполлон глазами Ремарка: «Аполлон, победитель Пифона, выглядел гомосексуалистом, которому не мешало бы подзаняться гимнастикой». Ника Самофракийская для Ремарка: «И вдруг высоко над всем воспарила Ника Самофракийская. Он уже давно не видел ее. Когда был здесь последний раз, статуя показалась ему какой-то жалкой и неприглядной: в окна музея сочился грязноватый свет зимнего дня, и богиня победы как бы зябко поежилась от холода. Теперь же она стояла высоко над лестницей, на обломке мраморного корабля, стояла в сиянии прожекторов, сверкающая, с широко распластанными крыльями, готовая вот-вот взлететь. Развевающиеся на ветру одежды плотно облегали ее устремленное вперед тело».
(2) Старое фото — вид дворца Лувр в середине XX века (открытка из коллекции клуба). Обратите внимание на автомобили и автобус 30-40 годов. Групповые и индивидуальные экскурсии в Лувр с гидом почти сто лет назад. Правда, не на русском языке. Экскурсия могла быть на английском или скорее всего на французском языке, но с переводчиком для группы.
Музей Лувр, история архитектуры. Так сложилось исторически, что в архитектуре Лувра всегда было смешано огромное количество разных стилей. Началось с того, что в XII веке король Филипп-Август построил на западной границе Парижа (представьте, где тогда располагался город) настоящую крепость для защиты от врагов. В ней же хранились сокровища королевской казны и архивы. Позже, при короле Карле V крепость превращается в королевский дворец. Во времена Ренессанса архитекторы перестраивают ансамбль на вкус сразу двух королей — Франциска I и Генриха IV. С этой целью была разрушена основная часть крепостной стены и выстроена огромная галерея, соединяющая Лувр с существующим тогда дворцом Тюильри. В начале XVII века король Генрих IV, любитель искусства, приглашает жить и работать во дворец художников. Им выделяются просторные помещения под мастерские, жилье и статус придворных живописцев. Лувр превращается в большую художественную галерею. Людовик XIV переносит королевский двор в Версаль, а в Лувре живут художники, скульпторы и архитекторы: Жан Оноре Фрагонар, Жан Шарден, Франсуа Буше, Жан-Луи Давид, Гийом Кусту. Лишенный статуса королевской резиденции и ставший местом проживания богемы, Лувр пришел в состояние упадка так, что его хотели даже снести.
Великая французская революция не причинила ущерба зданиям, а после нее Лувр превратился в «Центральный Музей искусств». Наполеон III реализовал мечту Генриха IV и пристроил к Лувру «Крыло Ришелье», которое стало симметричным отражением галереи О-Бор-де-л’О. Парижская коммуна и ее коммунары, как и «положено», сожгли дворец Тюильри и заодно существенную часть Лувра.
Лувр сегодня. Коллекция включает более 350 000 произведений искусства и почти 1600 сотрудников музея, включая охрану и смотрителей.